Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Конспект интегрированного НОД в разновозрастной группе по теме: «Как хлеб на стол пришёл».

Тема: «Как хлеб на стол пришел»

Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

Обучающие

Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.

Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

Знакомить детей со злаковыми растениями.

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Планируемые результаты: имеет представление о том, кто и как выращивает хлеб; умеет сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения; может образовывать прилагательные от существительных; знает правила пользования хлебом; активен в самостоятельной двигательной деятельности.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Развитие речи», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Словарная работа: активизировать в речи детей: трактор, комбайн, мельница, зерновые растения, колосья, пшеница, рожь.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».

Экскурсия в хлебобулочный магазин, на КЗС.

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.

Чтение украинской народной сказки «Колосок».

Загадки.

Дидактические игры

Оборудование: набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиапроектор, интерактивная доска, шапочки- маски колосков, мяч для игры «Какой, какая, какое?», отрывок из сказки «Колосок», конверт, альбомный лист бумаги, ватные палочки, гуашь желтого цвета, цветные рисунки о зерне.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: — Доброе утро!

-Доброе утро — солнцу и птицам

-Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Улыбнитесь друг другу ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

Воспитатель приглашает воспитанников присесть на стульчики.

Посидим на бревнышке, и позагораем,

На нагретом солнышке, зернышки считаем.

1,2,3 на меня смотри, а 4,5 хорошо все знать.

Воспитатель: Наш волшебный экран что-то хочет нам показать. (Показ отрывка из мультфильма «Колосок») .

-Что нашел петушок во дворе?

Появляется петушок – игрушка.

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки «Колосок». Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(Показ слайда)

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

— Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

-Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Ответы детей- сеялки) (показ слайда).

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага.Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Дети изображают это с помощью квадратов с условными знаками.

Воспитатель: Давайте пройдем на нашу экспериментальную площадку и рассмотрим наше зерно. Мы с вами отделили пшеницу от ячменя и разделили ее на три коробочки. Первую мы поставили на свет, но не налили воду, во вторую мы налили воду и поставили на свет, в третью мы налили воду и поставили в темное место. Давайте рассмотрим, что с ним произошло?

Дети рассматривают и делают вывод.

Физкультминутка.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Прорастать на солнышке станет оно (дети поднимаются)

Дождик землю поливает и росточек подрастает превращаясь в колосок (руки над головой)

Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот они лежат уже на моей руке (протягивают ладони вперед).

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растет (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно… ( показали на ладошке зернышко),

Посажу-ка в землю – пусть растет оно! (присели на корточки).

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: «Золотист он и усат, в ста карманах- сто ребят». Что это? (ответы детей) (показ слайда)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны.

Зрительная гимнастика (Показ электронной зрительной гимнастики)

А, когда приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(показ слайда)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет с комбайном (показ слайда)

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей) (на зерноток, потом на элеватор)

Быстро хлебом бункер наполняют,

Шоферов торопят, подгоняют.

Хлынул хлебушка поток

На большой колхозный ток.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда)

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей) (на мельницу)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда)

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу

Богатырь муковоз

На завод муку повез.

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда)

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб (показ слайда) (дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)

От завода – автомата

Льется теплый хлебный запах.

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки и ватрушки

Куличи да калачи, сладкие коврижки.

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый — из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

«Назови, какой, какая, какое?»

(Воспитатель передает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи — ржаной.

Хлеб из пшеницы — пшеничный.

Каша из пшена — пшенная.

Каша из овса — овсяная.

Каша из ячменя — ячневая.

Каша из кукурузы — кукурузная.

Каша из гречихи – гречневая.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле с овсом – овсяное.

Поле с ячменем- ячменное.

Воспитатель: Наконец -то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе.

В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова».

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

«Хлеб – наше богатство».

«Не трудится – хлеба не добиться».

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

«Кто не работает – тот не ест».

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие машины помогали хлеборобу вырастить урожай.

(Трактор, комбайн, грузовые машины)

Пиктограммы к ним (Трактор: пашет, боронует, сеет. Комбайн: косит, молотит, высыпает зерна на машину. Грузовые машины увозят)

Д/игра «Разложи по порядку»

Дети должны разложить набор картинок по порядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы тесто мнем, мнем, мнем

Мы тесто жмем, жмем, жмем

Каравай мы испечем

Гостей приглашаем

Караваем угощаем.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами нарисуем колосок, но он у нас будет необычным, назовем его «Колосок дружбы» и подарим мышатам, чтобы они слушались петушка и дружили с ним.

(Раздается стук в дверь, входит гостья с караваем в руках)

На Руси хлеб всегда ценили и относились к нему величайшим уважением.

Крепкою державой его звали встарь,

Хлебушек по праву в государстве – царь.

Воспитатель читает стихотворение о хлебе

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем — здоровье наше, сила ,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле…

-Петушок, теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать хлеб?

Петушок: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу и мышатам расскажу, чтобы они берегли хлеб. Только вы скажите мне, куда девать хлеб, если он останется после обеда?

Дети: Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз. Правила обращения с хлебом:

1. Беречь хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляй недоеденных кусков.

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель: Давайте, ребята, положим картинки с правилами в конверт и передадим их мышатам, чтобы они бережно относились к хлебу и не забывали как трудно выращивать хлеб.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Петушку так много рассказали? Как вы думаете, мышата будут плохо обращаться с хлебом?

А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать?

Хлеб — это главное богатство нашей страны и его нужно беречь (показ слайда) —

Воспитатель: — Хлеб не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

— На этом наше занятие закончено. Все ребята молодцы, хорошо потрудились.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации