Журнал методических публикаций


Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ № Эл № ФС77-63900

Сказка как литературный жанр

Тема: Сказка как литературный жанр.

Технология: проектная деятельность учащихся.

Класс: 5.

Цели урока:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о сказке как жанре.

Развивающие:

Учить умению сравнивать и анализировать литературный материал, работать со справочной литературой.

Развивать творческие способности в работе в группах, умение определять свою роль в группе.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русская литература 5 класс».

Подготовка к уроку

Первый этап:

распределение учеников класса на проектные группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

Второй этап:

получение задания каждой из групп, выбор каждым участником проектной группы поля деятельности, поиск и отработка материала.

1.Орг. момент

2.Создание проблемной ситуации и формулировка целей проекта.

Накоплен большой материал по теме «Сказка». Для того чтобы умело использовать информацию нужно научиться ее систематизировать.

— Какие формы систематизации мы можем предложить. (таблица, памятка, игра).

— Выбираем опорные схемы. Таким образом, мы сформулировали цели и задачи проекта.

3. Подготовка к созданию проекта.

«Мозговой штурм» – дети предлагают свои идеи. «Аналитики»отбирают наиболее подходящее.

В результате на доске появляется заготовка будущего проекта.

(слайд 1)

4. Основной этап создания проекта

— «Аналитики» выбирают из предложенных трех формулировок одну верную.

Предлагаемые формулировки:

-Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

-Сказка – это научно – фантастическое произведение.

-Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Обоснуйте свой выбор.

Группа №2 «Экспериментаторы» работают по классификации сказок по разным признакам. Из предложенных отрывков они выбирают сказке по авторству и по видовым особенностям.

Предложенные отрывки.

№1

Воротился Иван – царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван – царевич, — говорит лягушка- квакушка, — что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово не ласковое?

— Как мне не печалиться! – ответил Иван царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай белого мягкого хлеба ….

— Не тужи, Иван – царевич! Ложись-ка лучше спать – почивать: утро вечера мудренее!...(русская народная сказка «Царевна – лягушка).

№2

Однажды медведь прогуливался по лесу. Идет, идет и вдруг летит тетерева. И прямо медведю в рот и влетела: он рот-то разинул, когда шел. Медведь скорей схватил ее, сдавил челюстями и идет дальше. Доволен, что будет ему чем отобедать, закусить.

Тут идет кума Лиса Патрикеевна….

(сказка о животных „От куда ветер“)

№3

Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: » Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего- нибудь поесть".

А старуха в ответ: «Вот там на гвоздике повесь».

-«Аль ты совсем глуха, что не чуешь?»

-«Где хошь, там и ночуешь».

-«Ах ты старая ведьма, я те глухоту-то вылечу!» И полез было с кулаками.:«Подавай на стол!»

– " Да нечего родимый". – " Вари кашицу!" -«Да не из чего, родимый!» – " Давай топор; я из топора сварю".

(«Каша из топора»).

№4

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

«Дай, — сказала наконец,-

Осмотрю я наш дворец».

(В.А.Жуковский «Спящая царевна»)

В результате в группе №2 появляются признаки классификации: по авторству и видовым особенностям.

Группа №3 «Иллюстраторы» работают над признаками волшебной сказки. В качестве примера они рассматривают сказку «Иван – крестьянский сын» (стр 47-56 «Русская литература»под ред. М.Г. Беловой).

В отличие от первых двух групп «Иллюстраторы» рисуют условные обозначения признаков волшебной сказки.

(слайд 2)

Группа №4 «Исследователи»рассматривают репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван царевич на сером волке», составляют мини зарисовку- сочинение (с использованием сказочных слов и выражений), предварительно повторив анализ сказки «Царевна – лягушка» (стр. 36-37).

В результате работы 4 групп появляются схемы.

(слайд 3-4)

№5. Этап испытания проекта

— Итак, у нас получились 3 опорных схемы для составления сообщения о сказке как жанре.

— Испытание созданного проекта будет проводить по одному представителю из каждой группы.

«Испытатели» рассказывают о сказке по опорным схемам.

№6. Итог урока. Рефлексия.

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

— Какие трудности встретились?

— Что тебе было интересным?

— Чему научила работа в группе?

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации