Журнал методических публикаций


Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ № Эл № ФС77-63900

Формирование начал экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста

«Формирование начал экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание-очень важное направление дошкольной педагогики.

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформировать начало экологической культуры- осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение в этот период жизни.

Ранний возраст-важный этап в жизни ребёнка.В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.Именно в это время закладываются основы нравственности.Ребёнок усваивает моральные нормы, возрастает его активность в разных видах деятельности-игровой, трудовой,…

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес, ко всему, что происходит вокруг.Ежедневно дети знакомятся с новыми предметами, они стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства или различия, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.Поддерживая у детей интерес, мы ведём их от знакомства с природой к её пониманию.

С этой целью обогащаем их представление о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении.Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а так же освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Очень важным в воспитании экологической культуры-включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами.Это способствует установлению первых, естественных взаимоотношений детей с миром живой природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, появлению переживаний.

Но для того, что бы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать её, сопереживать, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идёт снег и светит солнышко, когда зеленеет трава и распускаются цветы, учить слышать пение птиц, звон капели, шум дождя и ветра.Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже познать окружающее, повышают интеллект и культуру.

В своей группе на первый план мы ставим нравственные и познавательные цели.Через игру, учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка, мы стараемся вызвать интерес к познанию окружающего мира, к природе.

Знакомим детей с первыми игрушками, изображающими животных.Используем дидактические игры «Кто в домике живёт.» ,»Кто кричит?»,»К нам пришёл гость.» и т.д., которые можно проводить неоднократно, меняя персонажей.Используем так-же игры-сюрпризы:»Кто-то постучал»,»Ты кто?», игры-забавы:»Солнечный зайчик»,»Водичка-водичка.».»За кустиком.».С радостью дети принимают театрализованные игры.

Во время дидактических игр предлагаем детям вопросы: что ест лошадка? Дети с радостью угощают гостью морковкой.И если даже дети сразу и не запомнят, что любит кушать лошадка, главное обратить внимание детей, что после нашего угощения, она стала весёлая, сильная и с благодарностью покатала детей, а козочка-поиграла, попрыгала вместе с ними, а петушок спел им звонкую песенку.В играх дети проявляют заботу о животных.В игре»Где живёт собачка?-дети из кубиков строят для неё домик. На участке часто кормим птиц, дети это делают с удовольствием.

Таким образом, всё, что связано с живыми объектами, даёт положительный

результат.Кроме того, приучаем детей совершать очень нужную для природы работу Например, предлагаем детям сгребать снег лопатками к кустам, чтобы они не замёрзли и не погибли.А весной мы напоминаем им, как укрвыали от мороза эти кустики снегом и теперь они такие красивые, зелёные, благодарно машут нам своими листочками.

Очень важно воспитывать у ребёнка чувство ответственности, показывать его значение для окружающего мира. Больше говорить на темы нравственности, доброты, отношения детей к окружающему. По пути в детский сад, в выходные на прогулках обращайте внимание ребёнка на всё, что его окружает: на погоду, растения, природные явления, на животных, птиц и т.д… Задавайте вопросы: какой снег, какого цвета собачка, чем зимой укрываются деревья, почему капают сосульки? И т.д. Уделяйте детям больше времени и внимания.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации