Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности

МБДОУ «УМКА» №4г.Сургут

Воспитатель:

Крецу Ольга Владимировна

Статья "Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности"

Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением может

любить Родину, семью, узнать ее,

стать подлинным патриотом.

С. Михалков

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением [1].

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России [2, с. 5].

И поэтому совместно с родителями поставили перед собой задачу как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. [4, с. 24]

На протяжении дух лет в нашей группе ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

Планируем работу блоками, что считаем наиболее целесообразным, причём темы повторяются, проводимые ранее (начиная с первой младшей группы), но изменяем их содержание, объем познавательного материала, его сложность и длительность изучения темы. Отдельные темы приурочиваем к различным событиям, знаменательным датам и праздникам.

В качестве основного метода работы по патриотическому воспитанию используем метод проектов. Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, – организация

предметно-развивающей среды. В группах созданы уголки по патриотическому воспитанию детей, имеется методическая литература по нравственно-патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества.

Для нравственно-патриотического и всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно-ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал; красочный уголок природы «Мини-огород». Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформляются стенды «Семья – это счастье», «Папы – наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама самая лучшая».

А также мини-уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей.

В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны. Периодически материалы дополняются.

Используются в работе с детьми дидактические игры по нравственному воспитанию. С детьми проводятся беседы «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т.д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников.

Чтобы помочь детям понять, что такое семья, родные и близкие люди, родственные отношения, социальные роли в семье, нам необходима была помощь родителей. Это заставило нас задуматься над тем, как побудить родителей рассказать детям о себе и других членах семей.

Я предложила родителям вместе с детьми собрать фотографии и изготовить «Семейный альбом». При рассматривании фотографий детьми они рассказывали о своих близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье. И на вопрос «Кто ты в семье?» отвечают правильно: «Для мамы – сын, для бабушки – внук, для сестры – брат».

Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребенка. Обратились к родителям с просьбой помочь в сборе сведений. Поскольку составление родословной подразумевает совместную деятельность детей и родителей, мы обращали внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков.

Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Совместно с родителями и детьми часто проводятся фольклорные праздники «Русский платок», «Валенки», «Рождественские посиделки», «Масленица», и т. д. Родители не только принимают участие в праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах.

На спортивных мероприятиях дети показывают не только свои музыкальные возможности, но и силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание к своим детям. Получаются очень интересные, веселые спортивные совместные мероприятия с папами.

Во время экскурсии к памятнику погибшим воинам в преддверии праздника с детьми возлагаем цветы. Собираем информацию о дедушках, прадедушках, о родственниках детей, которые приняли участие в ВОВ. Проводим торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ. Организовали вместе с родителями «Бессмертный полк» в детском саду.

Интересно проходят экологические праздники ко Дню Земли, Дню птиц, Дню космонавтики, и т. д.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

Литература:

1. Белоногова Г., Хитрова Л., Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–7 лет: методическое пособие. М., 2007.

4. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

Как плохо жить, как больно

жить на свете

Без стебелька, без листьев,

без корней.

(Марина Симонова)

Важна ли крепкая, дружная семья в жизни человека? Ответ очевиден –несомненно!

Все мы, люди – существа социальные и не можем жить вне общества. Однако общество не всегда благосклонно к каждому, поэтому очень важно, чтобы у человека был надежный тыл – семья – люди, которые безусловно любят его и в любых обстоятельствах будут рядом. Особенно важно иметь такую уверенность в детстве, когда формируются представления о мире, который нас окружает. Именно поэтому необходимо прививать детям семейные ценности с молодых ногтей, чтобы они выросли с убеждением «мой дом – моя крепость».

В наше время, в век высоких технологий, интерактивных игрушек, гаджетов, социальных сетей и компьютерных игр нам особенно важно находить время для живого общения, которое ничем не заменишь. Для нашей семьи – это совместные прогулки, походы в кинотеатр, тюбинг, горные лыжи и катание на снегоходе зимой, пикники на природе летом, настольные игры и чтение перед сном. И, конечно, самое любимое и увлекательное занятие- путешествия!

Благодаря общему семейному досугу, мы лучше узнаём друг друга, учимся договариваться, дарить и принимать душевное тепло, делиться чувствами с родными, понимать и, порой, прощать. И не всегда это только веселье и развлечения. Нередко, это могут быть совместные дела. Ведь именно в такие моменты дети учатся умению работать в команде, взаимовыручке и взаимопомощи.

Особое место в воспитании занимают семейные традиции. Это то, чему нас когда-то научили наши родители, и теперь пришло время передать нашим детям. Прежде всего, это традиции, связанные с праздниками – совместное украшение ёлки и утренники на Новый год, приготовление куличей и роспись яиц на Пасху, первомайская демонстрация и конечно дни рождения!

Наша семья родилась в 2002 году в Югре. Здесь выросли мы и сейчас растут наши дети. И поэтому наша жизнь неразрывно связана снашим регионом, что нашло отражение в любви к природе родного края, увлечении зимними видами спорта, интересу к традиционному укладу жизни и национальным праздникам коренных народов Севера.

Нам особенно полюбился день оленевода, который отмечают в деревне Русскинская ханты, манси и ненцы, населяющие наш край с незапамятных времен. Здесь проходятгонки на оленях, игры, лазанье по столбам, бег с препятствиями, национальная борьба и многое другое! И конечно, когда нам удаётся попасть на этот праздник, мы стараемся заглянуть в местный Музей Природы, где же еще, как ни здесь, можно одновременно увидеть такую коллекцию экспонатов и познакомить детей с животным миром нашей малой родины – Югры!

И конечно, стоит упомянуть, особо любимые «сильной половиной» нашей семьи походы на спортивные соревнования, где мы вместе искренне, громко и азартно болеем за спортсменов – земляков.

А когда зима сменяется летом, начинается замечательное время дачных уик-эндов, лесных пикников и походов за ягодами и грибами.

Благодаря сыновьям, наша жизнь наполнена яркими красками. Желание показать им красоту и многообразие окружающего мира нередко приводит к неожиданным открытиям нас самих. Мы хотим, чтобы наши дети росли с уверенностью в том, что дома их очень любят и всегда поддержат, а еще надеемся, что, став взрослыми, им посчастливится создать свои собственные крепкие семьи и подарить этот удивительный мир следующему поколению.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации