Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Образовательная игровая ситуация «Эти интересные запахи» с элементами познавательного развития

Образовательная игровая ситуация «Эти интересные запахи» с элементами познавательного развития

Автор публикации: Елагина Ирина Ивановна.

Город (населенный пункт): Краснодарский край, г. Апшеронск.

Форма проведения занятия: Занятие-эксперимент.

Цель: познакомить дошкольников с экспериментальной работой с запахами различных веществ и изучить основы безопасности при работе с ними.

Задачи:

Образовательные:

— учить различать и дифференцировать запахи веществ;

— формировать умения выполнять инструкции взрослого в проведении экспериментов;

— обучать основам безопасности при проведении экспериментов с ароматическими веществами;

— обогащать речь дошкольников новыми словами, характеризующими запахи.

Развивающие:

— развивать мышления;

— развивать обонятельную память;

— развивать речевое дыхание.

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Материалы: контейнеры с разрезанным апельсином, лимоном и дольками чеснока, прозрачные стаканы, вода, морская соль, трубочки, 4 пузырька с различными ароматами: груша, клубника, шоколад и дыня, понюшки, емкость с кукурузными палочками, духи, контейнер с крышкой, говяжий жир, засушенные цветы сирени.

Ход деятельности

Вводная часть (приглашение детей к совместной деятельности)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Слышали ли вы когда-нибудь запах чего-то, находящегося далеко от вас?

Дать детям подумать, если они затрудняются с ответом, то привести свои примеры:

— летом, когда открываешь окно, то начинает пахнуть цветами, которые посажены на клумбах.

— когда бабушка печет черничный пирог, то его аромат распространяется на весь дом.

— а когда моя тетя приходит к нам в гости и снимает шарфик с шеи, то сразу начинает пахнуть ее вкусными духами.

А теперь попробуйте привести свои примеры. Вспомнить когда вы слышали запах чего-то, что далеко?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо вам за ваши ответы. Ребята, а где обитают запахи?

(Они летают по воздуху).

Воспитатель: Верно. Например, у нас с вами есть цветок, аромат которого мы вдыхаем через нос. Как же мы его чувствуем? Дело в том, что аромат поступает к нам по воздуху. Крошечные частички аромата называются молекулами. Мы с вами чувствуем запах, но не видим молекулы, потому что молекула невидима. Чтобы почувствовать запах, нам нужны наши носы. Это чувство называется обонянием.

Воспитатель: Давайте подготовим наши носики для того, чтобы они хорошо чувствовали запахи.

Дыхательная гимнастика. Медленный вдох через нос. Затем плавный выдох через нос (2-3 раза). Теперь правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох.Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох (2-3 раза).

Воспитатель:Вот теперь мы готовы чувствовать любые запахи. Ребята, а хотели бы вы поэкспериментировать с запахами? (да).

Основная часть (Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей).

Эксперимент 1. Давайте, ребята, сделаем глубокий вдох нашими носиками, затем выдох нашими ротиками. А теперь возьмем поочередно контейнеры с разрезанным апельсином, лимоном и дольками чеснока, попробуем почувствовать запахи, которые распространяются по комнате.

Почувствовали ли вы запахи или нет? (ответы детей).

Вывод:Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать с помощью молекул.

Воспитатель: А имеет ли вода запах? Чтобы ответить на этот вопрос давайте понюхаем воду.

Эксперимент 2. Ребятам предлагаются по два стакана с водой, и они нюхают воду в каждом из них. ( Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет). Теперь в один из стаканов добавляем морскую соль для ванн. Что мы видим и чувствуем? (дети нюхают воду с морской солью). Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, вода не только изменила цвет, но и запах.

Вывод: Вода не имеет запаха. Однако, если в нее добавить какие-нибудь ароматические вещества, она будет пахнуть.

А теперь давайте поиграем с разноцветной водой и восстановим наше дыхание.

Упражнение «Буря в стакане»

Необходимо сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном цветной водой.

Воспитатель: С помощью следующего эксперимента мы с вами определим, развито ли у вас обоняние и обонятельная память или нет. Но прежде чем начать опыт, я хочу показать вам картинку как нельзя нюхать вещества.Показывает карточку-схему и разъясняет ее.

Эксперимент 3. Изучение обоняния.

У меня есть 4 пузырька с различными ароматами: груша, клубника, шоколад и дыня. Капаем каждый из ароматов на понюшок, поочередно нюхаем их. Затем все понюшки складываем на тарелочку. Теперь каждый из вас возьмет по понюшку и угадает, что это за аромат.

В конце эксперимента подводятся итоги: правильно угадали или нет!

Упражнение «Приятный запах». Ребята, вы любите апельсины. (Да). Давайте вместе понюхаем апельсин и на выдохе произнесем «Приятный запах».

Воспитатель:Но запах может спрятаться от нас. Есть пища, предметы, которые могут впитывать запахи. Давайте проведем еще один интересный эксперимент.

Эксперимент 4. Куда исчез запах?

Кукурузные палочки не только лакомство, с ними, оказывается, и эксперименты можно проводить. Возьмем контейнер, капнем на дно немного духов, положим сверху кукурузные палочки и закроем крышкой. Через 10 минут откроем банку и понюхаем.

Воспитатель: Пока проводится наш эксперимент с кукурузными палочками. Мы сделаем с вами анфлераж – это извлечение аромата из лепестков цветов с помощью жира, в результате которого получается «цветочная помадка».

Эксперимент 5. Изготовление «цветочной помадки».

В стеклянные емкости положим жир, аккуратно распределив его по дну. Затем разложим слой цветов сверху жира. Банку закроем крышкой и уберем ее в темное, прохладное место. А вот через одну неделю мы достанем емкость и посмотрим что получилось. (через неделю снимаем слой цветов и оставшийся ароматизированный жир и есть «Цветочная помадка»).

Воспитатель: Выполнив заготовку для «цветочной помадки», которую потом мы можем использовать для ароматизации твердых предметов и декоративных украшений, пришло время заглянуть в контейнер с кукурузными палочками.

Давайте понюхаем палочки в контейнере.

Куда исчез запах духов? Ответ: оказывается, его поглотили палочки.

Как им это удалось? Ответ: За счет пористой структуры, т.е. воздуха, находящегося внутри палочек.

Воспитатель: Давайте восстановим наше дыхание с помощью следующего упражнения.

Упражнение «Запах цветка». Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на поляне. Нужно сделать шумный медленный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Заключительная (Подведение итогов, обсуждение полученных результатов и перспектив их использования).

Воспитатель. Мы с вами сегодня провели пять различных экспериментов с помощью которых узнали много нового о запахах. Какое из исследований вам понравилось больше всего? Хотелось бы вам продолжить исследовательскую работу? Через семь дней мы с вами узнаем, что такое «цветочная помадка» и применим ее для ароматизации предметов.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации