Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре Хакасии
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре Хакасии
Народная (этническая) культура охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. [2] Так и народную культуру Хакасии невозможно представить без таких ее составляющих, как уклад жизни, традиции, обряды, традиционные ремесла и занятия, повседневный быт, национальная кухня, одежда, национальная музыка, песни и танцы и т.п.
Наконец мы осознали необходимость воссоздать утраченное, забытое, всю важность сохранения и передачи национальной культуры Хакасии подрастающему поколению.
Работу по приобщению к культуре своего народа необходимо начинать в дошкольном возрасте. Однако, знакомство с национальной культурой стоит проводить постепенно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. В дошкольном учреждении работу проводят по следующим направлениям:
1.Создание развивающей среды
2.Работа с детьми
3.Взаимодействие с родителями
В группах дошкольного учреждения оборудованы национальные уголки, пополняется необходимый дидактический материал, создан мини-музеи, в котором детей встречает бабушка Тарина. Однако, организация развивающей среды в ДОУ- это не просто создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.
Работа с детьми реализуется через организацию образовательного процесса. Детей на доступном уровне знакомят с народными играми, например: «Застукалка», «Мелей – Тастазах», «Агаснан тартыс» («Перетягивание палки»), и пр., с хакасскими праздниками «Чыл пазы» (праздник начала года), «Таан – той» (праздник прилета первых весенних птиц) и др. Кроме того воспитанников знакомят с декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством, национальной одеждой, традициями, трудом, бытом, обычаями, хакасского народа, что способствует развитию познавательных способностей у детей и формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной хакасской культуре.
Неоценима и роль семьи в приобщении дошкольников к культуре хакасского народа. Семья — это огромная часть нашей жизни, занимающая важнейшую роль в сохранении и передаче подрастающему поколению семейных обычаев и традиций. Нельзя не согласится с тем, что истоки национального высыхают там, где не ценится родной язык, отсутствует интерес к культурному наследию и истории, где забыты традиции и обычаи своего народа. В связи с этим становится актуальным взаимодействие семьи и ДОУ в рамках приобщения дошкольников к Хакасской культуре. Взаимодействие реализуется через следующие формы вовлечения семьи в совместную работу: вечера развлечений, праздники, дни открытых дверей, родительские собрания, конкурсы, мини-театры, проекты «Моя Хакасия». Так же не менее полезны консультации для родителей «Семейный маршрут выходного дня по Абакану», «Знакомим детей с выдающимися земляками Хакасии» и пр. Огромную помощь оказывают родители и в пополнении предметов хакасского народного быта, для пополнения мини музеев. Так, благодаря усилиям родителей в группе созданы альбомы «Достопримечательности Хакасии», «Хакасская национальная одежда», «Хакасские орнаменты» и др. Итогом нашей совместной работы с родителями стало участие в городском конкурсе постановок сказки на хакасском языке. Родители активно принимают участие в подготовке детских костюмов и декораций для участия в конкурсах и театральных постановок.
Таким образом, культуру Хакасии необходимо сохранять и развивать через преемственность поколений, формирования интереса к ней у подрастающего поколения.
Список литературы:
1. В. Я. Бутанаев. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей.—Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. — 224 с.
2.Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С. М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007.