Занятие – эксперимент "Волшебница - вода"
Группа/Дата/Воспитатель | Средняя группа «Подсолнухи» 16.03.2016 Маркова Л.В. |
Тема ОС | «Волшебница-вода.» |
Форма проведения занятия | Занятие –эксперемент. |
Цель | Создание условий для расширения представлений о воде, её свойствах. |
Задачи | |
Обучающая задача | Закрепить известные свойства воды (вкус, запах, цвет). Закрепить умение работать с посудой, растворами. Умение рассуждать, делать выводы. |
Развивающая задача | Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умения работать в группе. |
Воспитательная задача | Воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности. Воспитывать взаимопонимание и умение общаться со сверстниками; бережное отношение к воде. |
Образовательная область | Познавательное развитие. |
Виды детской деятельности | Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная. |
Образовательные продукты | Плакат- «Свойство воды». |
Оборудование | Прозрачные пластиковые стаканы, камешки, емкости для воды, стакан с молоком, картинки (лимон, конфета, чеснок, лук, стакан с водой), полоски цветной бумаги. халат, шапочки, магнитная доска, плакат, картинки- символы, банка стеклянная с крышкой, капля. |
Структурная часть | Содержание ОД | Способы организации детей | Предполагаемые результаты |
Вводная Приглашение детей к совместной деятельности. | Воспитатель: Здравствуйте дети! Я хочу вам предложить отгадать, что у меня находится на столе. (на столе стоит кувшин с водой, накрытый салфеткой и прикреплена капелька) Отгадайте загадки. Она и в море, и в реке, Она и в кране, в ручейке, И в пруду, и в роднике. Может дождиком скакать, С неба землю поливать. (вода). Зонтик буду я держать, И стараться их считать, Раз, два, три, четыре, пять, Что же падает опять? ( капли) (убрать салфетку) -Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные, и чем они занимаются? (ответы детей). Закройте глаза и мы с вами отправимся в мир науки. (одеваю халат). Ребята я буду ученым, а вы моими помощниками лаборантами. Вам необходимо надеть спецодежду- шапочки, и повторить правила поведения в лаборатории. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории). 1.Не толкаться и не мешать другому. 3.Каждую вещь клади на место. | Дети свободно играют, воспитатель заинтересовывает их неизвестным предметом на столе. Игровая ситуация | Привлечение детей, мотивация к совместной деятельности. (шапочки, халат). |
Основная Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей. | Опыт №1. Вода- что это? Воспитатель: Ребята что вы видите на столе? (стакан с водой и пустой стакан). Давайте попробуем «перелить» воду из одного стакана в другой. Алеша попробуй это сделать. Ребята что мы видим когда Алеша делает этот первый опыт?(ответы детей). Так что же такое вода? Вода жидкость. Она течет. Ее можно наливать во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно переливать из одного сосуда в другой- из чайника в чашку, из стаканчика в другой стаканчик. Вывод: вода-это жидкость. Если бы она не была жидкой, могла бы она течь в реках, морях? А с крана? (ответы). А чтобы лучше запомнить, каждое свойство, будем обозначать символами и создадим плакат о воде. (дети выбирают 1-2 символа). А вот и первые награды-медаль лаборанта. (повесить медаль). Опыт №2.-Какого цвета вода? А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька. Что мы видим на этом столе? (ответы). Да, здесь 2 стакана с жидкостью (вода и молоко). — Алина скажи: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны? — Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой) — Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.). Дима а давай бросим камешки в два стакана, что ты видишь? (ответ). Вывод: -Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна. — Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна. Надо выбрать символ. (выбирают, вешают) А я для вас приготовила фокус. У меня волшебные баночки. Матвей и Тимофей подуйте на баночки, и потрясите ( в банке крышка внутри окрашена, взболтать). Посмотрите какая вода-волшебница. Что вы видите? А в какие цвета и чем можно ее окрасить?(ответы). Ребята, а как вы думаете изменит вода цвет, если добавить туда варенье. Попробуйте это сделать дома, а потом расскажите. Ребята, а теперь капелька предлагает немного отдохнем. Физминутка Как приятно в речке плавать! Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем. Опыт №3 Пахнет ли вода? Ребята, а как вы думаете имеет ли вода запах? (ответ). Давайте ее понюхаем, и скажем чем пахнет. Вывод: вода не пахнет, выбираем символ. А скажите можем ли мы сами дать запах воде и как? (ответы). У меня есть волшебное масло и Алина капнет туда капельку и снова понюхаем. (капает масло, нюхает, отвечает). Опыт №4 Есть ли у воды вкус. Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока). (картинка стакан с водой). Ребята, а какой вкусу воды? А я предлагаю попробовать воду и сказать какого она вкуса. (дети пробуют кипяченую воду и отвечают). Вывод: Какое открытие мы сделали, Дима скажи, какая вода и выбери символ. — Ребята, посмотрите, тут лежит какая- то картинка (воду беречь), а что на ней изображено, я не могу понять. Помогите мне. (ответы) Конечно, мы много используем воду -умываемся, готовим пищу, стираем. Для этого тратим много воды, и капелька просит нас бережно относится к ней. А как это сделать? (закрывать кран и не загрязнять воду). | Индивидуальная работа Свободно передвигаются вокруг столов | Развитие самостоятельности и любознательности. Интерес к исследованиям. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Развивать умение делать выводы, умозаключения. |
Заключительная Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия. | — Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод) (ответы детей) . Рефлексия. — Наша капелька хочет знать интересно ли вам было в ее лаборатории. На доске солнышки и тучки. Если вам было интересно, понравилось быть учёными то возьмите солнышко, а если вам было грустно, – тогда тучку., и прикрепите к капельке. (дети выходят к доске). | Дети свободно делают свой выбор. | Рефлексия. Умение оценивать собственно результат. |