Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Развитие познавательной активности учеников на уроках русского языка.

Развитие познавательной активности учеников на уроках русского языка.

Каждый урок – творчество учителя.

А качество урока зависит от многих факторов, но прежде всего от учителя, от его способностей обеспечивать максимальную возможность для развития у ученика его творческих задатков и способностей. И на это должны работать все элементы учебно – воспитательного процесса. Поэтому самая актуальная задача состоит в том, чтобы поднять воспитательные возможности урока за счет улучшения его методики, его организации и структуры. Лишь только тогда наряду с образовательной задачей будут решаться воспитательные. Одна из важных проблем сегодняшнего дня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. Поэтому я строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важна активизация мыслительной деятельности учащихся, творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь на уроке.

Развитие познавательной активности учащихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний.

Важно побуждать ученика выступать не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего. Речь идет об умении учителя разбудить мысль ученика, дать ей движение. Развитию познавательной активности ребят помогают проводимые на уроках игры – «Знатоки русского языка» (урок – обзор по пройденным темам), «Золотая шоколадка» (по принципу телеигры «Золотая лихорадка») и другие. При проведении словарной работы применяю «Мозговой штурм». Так, например, слово милосердие записываю на доске, и ребята дают толкование этого слова. Все предложенные варианты записываются на доске, и все слова объединяются по смыслу (группам). Или предлагаю ребятам найти подходящий эпитет к слову «мОлодец»:

Отважный
Смелый
Отчаянный мОлодец
Непобедимый
Решительный

(здесь и далее использую слайды из авторской презентции)

Ученики могут искать и «самое подходящее», и самое лучшее, и самое привычное слово, которое бы сочеталось со словом «молодец». Им помогает и опыт начальной школы, и самостоятельное чтение. Попытки объяснить, почему же все – таки только, добрый молодец, обычно очень интересны.

Собственный рассказ, очерк, стихотворение – это творчество, но в каком – то ракурсе это и игра – игра в писателя, критика, поэта, игра, ориентированная на осознание ответственности за свое творчество. Так, после пройденного материала по словообразованию, ребятам 5 класса было предложено написать сказку или рассказ о частях слова. И были очень интересные работы. Самой любимой формой повторения и обобщения изученного ребята называют деловую игру, которая проводится по аналогии телеигры «Что? Где? Когда?» или в другой форме. На таком уроке класс делится на 4-5 групп – микроклассов. В каждом выбирается «учитель», координирующий работу «класс», учитывающий степень участия каждого и имеющий право решающего голоса при выставлении итоговых отметок. Учитель на таком уроке – эксперт, определяющий правильность выполнения задания и дающий командам текущую оценку.

Главным в своей работе считаю – сделать процесс обучения радостным, активировать деятельность учащихся, воспитать потребность узнавать все больше и больше. Стараюсь с первой минуты увлечь школьников, повести их в удивительный, волшебный мир русского языка. Этому способствует использование различных форм: и традиционных, адаптированных для конкретного класса, и новых, найденных в методической литературе, увиденных на уроках коллег, разработанных самой. Очень живо и интересно проходят уроки – путешествия в страну Языкознание. После изучения нескольких тем по разделам языкознания отправляемся с пятиклассниками путешествовать, причем на разных видах транспорта (на поезде, пароходе, автобусе, самолете).

«О языке – занимательно! » — это мой девиз. В живой форме рассказываю о многих проблемах языка – его жизни, развития.

Для повышения познавательной активности учащихся на уроках необходимо сломать инерцию « традиционного» преподавания, повысить внимание к передовому опыту, искать свои, новые, более рациональные формы обучения. Нужно добиться максимального участия в познании нового, в добыче знаний самими учащимися. С этой целью я провожу уроки-викторины, уроки–КВН, диспуты, дискуссии, уроки – концерты. На каждом уроке стараюсь применять материалы краеведческого характера. Большое познавательное и воспитательное значение имеют тексты и отдельные предложения для грамматического разбора, освещающие жизнь страны, области, района, поселка. Так, к примеру, сочинения «На нашей улице утром»,» «Поселок, в котором мы живем», «Почему наша улица названа так», «Замечательный человек в нашем поселке» пробуждают чувства причастности маленького автора ко всему, что происходит вокруг. Ребята в течение недели готовятся к сочинению. Перед классом ставится задача: написать сочинение неотстраненно, заинтересованно, с позиций гражданина, патриота. И поэтому при подготовке к сочинению я заранее даю план или вопросы по заданным темам.

Например:

  1. Почему так названа улица ( поселок), какова история названия?
  2. Чем интересна улица: на ней жили выдающиеся люди, этого места коснулись исторические события?

Чтобы лучше узнать историю того места, где живут ребята, полнее ответить на эти вопросы, ребята работают в библиотеке с краеведческой литературой, посещают школьный музей, встречаются и беседуют со старожилами, используют ресурсы Интернета. Работы учащихся разнообразны по жанру: это экскурсии по улице, где в роли гида выступает сам автор. Сочинение пишется и от лица молодого журналиста, который берет интервью у старожилов, интересных людей, публицистическая статья, зарисовки, описания, рассказы. Одно из основных требований к сочинению – это выражение учеником своих суждений, собственных мыслей.

Современная методика преподавания стремится к всестороннему духовному развитию учащихся, к развитию у них образного и логического мышления, что доказывают отрывки из сочинений учащихся на тему «Моя улица»:

«На первый взгляд моя улица тихая, незаметная. Но пройдемся по ней, и я покажу вам её достопримечательности, открою её красоту. Нет на ней высоких домов, современных зданий, она неширока, но зато, сколько в ней милых уголков, тенистых двориков».

«Моя улица широка и многолюдна. Живет напряженной жизнью в течение всего дня. И только к вечеру стихает её шум. Улица отдыхает … »

Чувство своего места в этом мире воспитывается также и в этой работе над сочинением «Кем я хочу стать и почему?» Эта работа особенно необходима потому, что некоторые ребята еще не определились в выборе профессии. Они думают только о высокооплачиваемых, престижных профессиях. Но я вижу своею задачу в том, чтобы обратить внимание ребят на профессии, особенно необходимые людям и на то, как учащиеся должны готовить себя к этой профессии. Они все еще не понимают, что необходимо выбрать именно ту профессию, то дело, которое приносило бы пользу людям, окружающим их. Поэтому зачастую уроки по подготовке к сочинению превращаются в диспуты. Проверяя работы, прихожу к выводу, что все-таки некоторые ребята относятся к выбору профессии более обдуманно. «Я мечтаю быть учителем с третьего класса.… Мне кажется, что душа у учителя всегда молодая, потому что в школе невозможно растерять все лучшие качества. И этим, по–моему, профессия учителя возвышается над всеми остальными профессиями. Учитель всегда в ответе за всех своих питомцев. Для учителя – это повседневный долг…. Некоторые считают, что работа учителя очень нервная. Может быть, это и верно. Но, по-моему, стоит тратить свои нервы, силы и время, чтобы воспитать настоящего человека».

Очень важным в плане познавательной активности считаю работу по составлению предложений, высказываний, фрагментов сочинений, а затем и полных сочинений на морально – этическую тему. Большую помощь при подготовке к таким сочинениям («Мой первый друг, мой друг бесценный», «Люди высокого долга», «Что такое благородство», «Береги честь смолоду», «Они сражались за Родину»…..) оказывают газетные материалы, прочитанные книги, просмотренные фильмы, жизненные наблюдения. Так, при написании сочинения «Этих дней не смолкнет слава» и при подготовке к внеклассным мероприятиям, посвященным празднику Победы, я часто обращалась к материалам «Большой Волги», «Саратовских вестей». Ученикам очень интересно было узнать о своих земляках, участвовавших в боях второй мировой войны.

Большое значение для воспитания у учащихся чувства патриотизма имеет также и дидактический материал, который я использую на уроках. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словарям, словосочетаниям и предложениям, относящихся к общественно–политическим явлениям страны, области, района, поселка. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Ребята узнают о символике нашего государства, обычаях его народов, замечательных традициях. Для повышения эффективности решения этих задач также используются электронно-образовательные ресурсы — презентации.

Интересно проходят уроки с применением рассказов о старинных народных традициях и обычаях народов России, например, ребята с увлечением слушали сообщение о том, как проводят народные праздники и встречу Нового года русские, татары, башкиры и другие народы. Обучая ребята русскому языку, опираясь на материал, способствующий воспитанию человеческих качеств, нравственных основ учащихся, я пришла к выводу, что дидактический материал должен приближать ребят к жизни, учить их жить, воспитывать у них такие качества, как доброта, терпимость, уважение человеческих достоинств, традиций разных народов. И эта работа носит не эпизодический характер, а стала основной при обучении русскому языку и литературе.

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ я использую при изложении нового материала (демонстрационно — энциклопедические программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы) закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление). ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно — практическим конференциям, семинарам.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Развитию познавательной активности учащихся способствуют и сочинения – отзыв о книге. Для домашнего сочинения – отзыва о книге предлагаю взять, например, такие темы: «Книга, которая оставила неизгладимое впечатление», «Об этой книге хочется рассказать», «Книга о мужестве», «Книга о подвиге», «Книги, научившие меня любить Родину». Важным моментом в подготовке такого сочинения является выбор книги для отзыва. Советую ребятам какому произведению посвятить сочинение. Предостерегаю учащихся от пересказов содержания книги и напоминанию им, что сочинение, являющееся отзывом о каком–либо произведении, строится как рассуждение. На одном из уроков анализируются отзывы учащихся о книгах – фрагменты из сочинений прежних лет. Для сочинения – рассуждения предлагаю такие темы: «Слово о родном крае», «почему мне дорог родной край», «Берегите родную природу», «Друзья природы», «Об этом нельзя молчать» и др.
При анализе тем учащимся предаются вопросы:

  1. Чем дорог вам родной край?
  2. Какие картины, образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слова «родной край, родная природа »?
  3. Какое время года вы любите больше всего? Почему?
  4. Есть ли у вас любимый уголок природы? Чем он дорог вам? Какие воспоминания с ним связаны?
  5. Какие вы понимаете выражение «Человек – друг и заботливый хозяин природы»?
  6. Чем обогащает человека общение с природой?
  7. Почему природу надо беречь?
  8. В чем вы видите глубокий смысл слов писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину»?

Работу по развитию устной и письменной речи учащихся провожу на каждом уроке, независимо от того, будет ли то урок грамматики или литературы. Устная речь способствует овладению навыками письменной речи, предшествует ей, а письменная речь, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной устной речи. В развитии связной речи учащихся большая речь принадлежит как устным упражнениям, так и письменным работам: накапливаемый материал (языковой) должен многократно повторяться в различных речевых упражнениях учащихся, при выполнении которых ребята слушают, говорят, читают и пишут. Письменная речь – наиболее трудная форма речевой деятельности, при самостоятельном выполнении письменного задания ученик должен провести аналитическую работу по отбору определенных слов для раскрытия данной темы, а затем проделать синтаксическую работу в распределении этих слов в системе текста. Аналитическая работа начинается уже в процессе обдумывания темы сочинения. Ученик выделяет то, о чем следует писать. Возникает замысел будущего текста. Однако анализ ученических письменных работ свидетельствует о том, что результат не всегда соответствует предварительно намеченному замыслу. В самостоятельных письменных работах учащихся часты случаи отрывочного, неполного изложения мыслей, пропуски. Происходит это потому, что ученику трудно воплотить в текст то, что он воспринял, осмыслил. Только система, основанная на определенных принципах, вытекающая из специфики используемого материала и из психолого – педагогических условий обучения, может дать в развитии письменной речи учащихся положительные результаты. Использование всего многообразия видов письменных работ, каждый из которых служит развитию определенных навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания, повышению активности учащихся.

Применение всех направлений в работе дает хорошие результаты, способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к уроку, предмету, растет грамотность учащихся.

Ипользуемы слайды презентации (электронно-образовательные ресурсы) помогают сконцентрировать внимание учащихся, наглядно продемонстрировать то или иное задание.

Литература

  1. Бараков М.Т. «Патриотическое воспитание на уроках русского языка». М. «Просвещение»,2005г.
  2. Аликметс К.П., Метса А.А. «Поговорим. Поспорим». Ленинград, «Просвещение»,2001г.
  3. Бараков М.Т. «Обучение русскому языку в 6, 8 классе» Москва, «Просвещение», 2004г.
  4. «Русский язык в школе», №4, 1990г.
  5. «Русский язык и литература в украинской школе», №6,1991г.
  6. «Современный урок. Каким ему быть?», Самарканд, 2001г.
  7. Угроватова Т. «Подсказки на каждый день». Москва, «Владос»,2005г.
  8. «Воспитание школьников», №1, 4, 6, 1999г.
  9. Бабайцева В.В. «Обучение русскому языку в 8 классе». Москва, «Просвещение», 2001г.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации