Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Амфотерность. Амфотерные соединения.

Тема: «АМФОТЕРНОСТЬ. АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.»

Урок по технологии «Метод конкретных ситуаций»для 8 класса по химии.

Лицемер он отменный и шут,

Так похоже, что в маске родился,

И с него эту маску сорвут

Только с той, что наложат из гипса.

Э. Севрус.

Цели урока:- изучение новых понятий

— понимание сущности амфотерности и умение ее объяснять.

Задачи урока: — познакомить учащихся с двойственной природой некоторых веществ

(оксидов и гидроксидов) в зависимости от условий реакции

— дать первоначальные понятия о переходных металлах

— продолжить формирование представлений о зависимости свойств веществ

от состава

— способствовать развитию у учащихся умений анализировать и делать

выводы

— воспитывать у учащихся навыки культуры работы в группе

— воспитывать у детей аккуратность при работе с реактивами и приборами.

Оборудование и реактивы: AlCl3, HCl, NaOH, пробирки в штативе. На доске – маска

двуличия.

Особенности урока: парты сгруппированы по 2на 3 команды ( всего 6 парт). За 2 партами

рассаживается группа до 8 человек. На партах – задания для работы

с кейсом, реактивы, листы ватмана, дополнительные материалы для

работы.

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Организуется оформление пространства в классе, инструктаж неподготовленных детей.

Составляется сам кейс -потребность:

В 1814г. Гей Люссак и Луи Тенар исследовали свойства гидроксида алюминия. Опыты показали проявление новых свойств, которые еще не наблюдались у известных веществ. Эти особенные способности гидроксида алюминия ученые назвали амфотерность. Восстановите описанные опыты по заданиям и выясните, что же такое амфотерность.»

ХОД УРОКА.

2. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Беседа по вопросам, которая актуализирует ранее полученные знания:

— На какие группы делятся простые вещества?( металлы и неметаллы записывают на доске в разных сторонах)

— Какие вещества образуются при окислении этих простых веществ?

( оксиды металлов и оксиды неметаллов также записывают вниз после записанных веществ)

— Какие вещества образуются при взаимодействии этих оксидов с водой?

( основания записывают под оксидами металлов, а кислоты записывают под оксидами неметаллов)

— Какие свойства проявляют вещества одного и другого ряда?(основные и кислотные)

— С какими свойствами будут реагировать вещества друг с другом?

(с противоположными).

Но в химии есть вещества с особыми свойствами, которые я обозначила бы пока вот этой двуликой маской. К ним подошли бы слова эпиграфа нашего урока.

Сама ситуация, которую читает обязательно учитель и которая лежит на партах у детей.

3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Работа идет в 3 группах. У каждой группы — свое задание. Это схема кейса с разделением.

Задания 1 группы:

1. Получите гидроксид алюминия сливанием растворов AlCl3иNaOH.

2. Разделите полученный осадок пополам.

3. К половине полученного осадка добавьте соляную кислоту.

4. Запишите уравнение прошедшей реакции крупно на ватмане. При затруднениях используйте справочные материалы.

5. Подпишите снизу формулы гидроксида алюминия, какими свойствами обладает это соединение в данной реакции.

Задания 2 группы:

1. Получите гидроксид алюминия сливанием растворов AlCl3иNaOH.

2. Разделите полученный осадок пополам.

3. К половине полученного осадка добавьте еще NaOH.

4. Запишите уравнение прошедшей реакции крупно на ватмане. При затруднениях используйте справочные материалы.

5. Подпишите снизу формулы гидроксида алюминия, какими свойствами обладает это соединение в данной реакции.

Задания 3 группы:

Используя учебник и дополнительную литературу на столе, запишите определения крупно на ватмане, ответив на вопросы:

  1. Что такое амфотерность?
  2. Какие элементы и их соединения могут проявлять амфотерные свойства?

3. Как называются металлы с амфотерными свойствами?

4.Составьте ряд переходного металла.

4.ИТОГОВЫЙ.

1. Учащиеся вывешивают подготовленные ватманы по очередности групп, зачитывают написанное, записывают в тетрадь. Делают вывод, что же за двуликость наблюдается у веществ и от чего она зависит.

2. Выпишите из списка веществ, написанных на доске, вещества с амфотерными

свойствами:

H2O, Al, HCl, ZnO, Fe(OH)3,Ba(OH)2, MgO, CO2, HNO3, Al(OH)3,BeO, P2O5.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации