Амфотерность. Амфотерные соединения.
Тема: «АМФОТЕРНОСТЬ. АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.»
Урок по технологии «Метод конкретных ситуаций»для 8 класса по химии.
Лицемер он отменный и шут,
Так похоже, что в маске родился,
И с него эту маску сорвут
Только с той, что наложат из гипса.
Э. Севрус.
Цели урока:- изучение новых понятий
— понимание сущности амфотерности и умение ее объяснять.
Задачи урока: — познакомить учащихся с двойственной природой некоторых веществ
(оксидов и гидроксидов) в зависимости от условий реакции
— дать первоначальные понятия о переходных металлах
— продолжить формирование представлений о зависимости свойств веществ
от состава
— способствовать развитию у учащихся умений анализировать и делать
выводы
— воспитывать у учащихся навыки культуры работы в группе
— воспитывать у детей аккуратность при работе с реактивами и приборами.
Оборудование и реактивы: AlCl3, HCl, NaOH, пробирки в штативе. На доске – маска
двуличия.
Особенности урока: парты сгруппированы по 2на 3 команды ( всего 6 парт). За 2 партами
рассаживается группа до 8 человек. На партах – задания для работы
с кейсом, реактивы, листы ватмана, дополнительные материалы для
работы.
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Организуется оформление пространства в классе, инструктаж неподготовленных детей.
Составляется сам кейс -потребность:
В 1814г. Гей Люссак и Луи Тенар исследовали свойства гидроксида алюминия. Опыты показали проявление новых свойств, которые еще не наблюдались у известных веществ. Эти особенные способности гидроксида алюминия ученые назвали амфотерность. Восстановите описанные опыты по заданиям и выясните, что же такое амфотерность.»
ХОД УРОКА.
2. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Беседа по вопросам, которая актуализирует ранее полученные знания:
— На какие группы делятся простые вещества?( металлы и неметаллы записывают на доске в разных сторонах)
— Какие вещества образуются при окислении этих простых веществ?
( оксиды металлов и оксиды неметаллов также записывают вниз после записанных веществ)
— Какие вещества образуются при взаимодействии этих оксидов с водой?
( основания записывают под оксидами металлов, а кислоты записывают под оксидами неметаллов)
— Какие свойства проявляют вещества одного и другого ряда?(основные и кислотные)
— С какими свойствами будут реагировать вещества друг с другом?
(с противоположными).
Но в химии есть вещества с особыми свойствами, которые я обозначила бы пока вот этой двуликой маской. К ним подошли бы слова эпиграфа нашего урока.
Сама ситуация, которую читает обязательно учитель и которая лежит на партах у детей.
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
Работа идет в 3 группах. У каждой группы — свое задание. Это схема кейса с разделением.
Задания 1 группы:
1. Получите гидроксид алюминия сливанием растворов AlCl3иNaOH.
2. Разделите полученный осадок пополам.
3. К половине полученного осадка добавьте соляную кислоту.
4. Запишите уравнение прошедшей реакции крупно на ватмане. При затруднениях используйте справочные материалы.
5. Подпишите снизу формулы гидроксида алюминия, какими свойствами обладает это соединение в данной реакции.
Задания 2 группы:
1. Получите гидроксид алюминия сливанием растворов AlCl3иNaOH.
2. Разделите полученный осадок пополам.
3. К половине полученного осадка добавьте еще NaOH.
4. Запишите уравнение прошедшей реакции крупно на ватмане. При затруднениях используйте справочные материалы.
5. Подпишите снизу формулы гидроксида алюминия, какими свойствами обладает это соединение в данной реакции.
Задания 3 группы:
Используя учебник и дополнительную литературу на столе, запишите определения крупно на ватмане, ответив на вопросы:
- Что такое амфотерность?
- Какие элементы и их соединения могут проявлять амфотерные свойства?
3. Как называются металлы с амфотерными свойствами?
4.Составьте ряд переходного металла.
4.ИТОГОВЫЙ.
1. Учащиеся вывешивают подготовленные ватманы по очередности групп, зачитывают написанное, записывают в тетрадь. Делают вывод, что же за двуликость наблюдается у веществ и от чего она зависит.
2. Выпишите из списка веществ, написанных на доске, вещества с амфотерными
свойствами:
H2O, Al, HCl, ZnO, Fe(OH)3,Ba(OH)2, MgO, CO2, HNO3, Al(OH)3,BeO, P2O5.