Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Методическая разработка урока по дисциплине "Обществознание"

Конспект урока

Тема программы: Познание и духовная жизнь общества

Тема урока: Культура

Цель урока: сформировать понятие культура

Задачи:

1. Образовательная: усвоение учащимися фундаментальных понятий: элитарная народная массовая культура, субкультура, молодёжная субкультура, контркультура.

2. Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания студентов, умения анализировать и сравнивать формы культуры, работать с дополнительной литературой

3. Воспитательная: привитие учащимся эстетических чувств к культуре, а также чувства уважения ко всем формам культуры.

Оборудование: Электронный наглядный материал, презентация по теме урока, компьютер, проектор, учебник «Обществознание», видео фрагмент, раздаточный материал: кейс «Массовая культура».

Основные понятия: материальная и духовная культура, элементы культуры, функции культуры, элитарная, народная, массовая культура.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок

1. К концу урока студенты будут

Знать Уметь

1. понятие культура, основные элементы и виды культуры;

2. роль культуры в жизни человека и общества;

3. функции культуры. 1. характеризовать основные виды культуры, выделяя их существенные признаки

2. анализировать актуальную информацию по теме урока

3. объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и культуры;

4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия темы урока;

5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд) извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (научно-популярных, публицистических) знания по заданным темам;

6. систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

В ходе урока формировать у студентов:

— Коммуникативные универсальные учебные действия (К)УУД

1. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

2. аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

3. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

4. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

5. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

6. работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

7. основам коммуникативной рефлексии;

8. использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Личностные универсальные учебные действия (Л)УУД

1. освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

2. ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

3. основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Познавательные универсальные учебные действия (П) УУД

1. давать определение понятиям;

2. устанавливать причинно-следственные связи;

3.осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

4. обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

5. основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

6. структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

7. работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Регулятивные универсальные учебные действия (Р)УУД

1. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

2. уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

3. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

4. адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

5. основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

В ходе урока способствовать формированию у студентов общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Материально-дидактическое оснащение урока:

средства обучения

1. Учебник: Важенин, А.Г. Обществознание: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

Важенин, А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 251с.

2. Презентация MS OFFICE Power Point «Культура»

3. Видеофрагмент программы Культурная революция «Массовой культуры в России больше нет»

4. Аудиофрагменты: русская народная песня «Любо, братцы любо», Шнитке А. «Полет», Катя Лель «Уси-пуси»

5. Кейс «Массовая культура»

дидактический материал

1. Тест

2. Эталон ответов для проверки теста

оборудование

1. Компьютер

2. Проектор

План урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Новая тема «Культура»

4. Закрепление знаний

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

Ход урока.

Этап урока Ход урока Примечания Формируемые компетенции

1.Этап

Орг. момент Приветствие.

2.Актуализация знаний

Цель этапа: формулировка цели занятия

Устный опрос.

Мы уже знакомились с понятием культура. Давайте ответим на следующие вопросы:

Вопросы

1. Дайте определение понятию культура.

2. В чем состоит взаимосвязь культуры и цивилизации?

3. Какова роль культуры в становлении личности?

Давайте представим культуры в виде дерева. Если проводить такую параллель, то что в культуре можно назвать корнями? Что можно назвать стволом? Что ветвями и листьями?

Так о чем мы с вами сегодня будем разговаривать, давайте попытаемся сформулировать цель урока.

Объявление цели и задач урока

Знания, умения

Целеполагание, студенты самостоятельно формулируют тему урока.

УУД (К) 1,3,5,8

УУД (П) 2,3,4

УУД (Р) 1,5

УУД (Л) 2,3

ОК 6,7

3 этап

Интерактивная лекция

Цель этапа: Усвоение нового материала

Ход этапа

Лекция проходит в форме эвристической беседы.

По ходу лекции студентам предлагается самостоятельно составлять вопросы по пройденному материалу.

Студенты прослушивают музыкальные аудио фрагменты: русская народная песня «Любо, братцы любо», Шнитке А. «Полет», Катя Лель «Уси-пуси» и выполняют следующие задания:

1. Определите к какому виду культуры принадлежит каждая из этих композиций

2. По каким признакам вы это определили УУД (К) 1,2,8

УУД (П) 2,3,4

УУД (Р) 1, 4

УУД (Л) 1,3

ОК 5

4 этап

Игра вопрос-ответ

Цель этапа: Закрепление нового материала

1. Студенты разделяются на группы по жребию

2. Каждая группа составляет 2 вопроса, и задает их друг другу. Оценивается качество вопросов и ответов

УУД (К) 1-8

УУД (П) 2,3,4

ОК 2,6

5 этап

Работа с видеофрагментом

Цель этапа: Работа с видео материалом

Показывается фрагмент передачи «Культурная революция». Студенты делятся на группы одна группа аргументирует позицию «Массовая культура это благо для общества», вторая «Массовая культура несет в себе черты разрушительные для человека и общества».

Вопросы для обсуждения

1. Что такое массовая культура (признаки)

2. Фраза «Человек умер», связана ли с распространением массовой культуры

3. Почему массовая культура сформировалась в 20 веке

4. Кто является потребителем массовой культуры.

5. Как массовая культура влияет на общество.

6. Какие ценности и идеалы формирует массовая культура. (Примеры)

УУД (К) 5,7,8

УУД (П) 1-4

УУД (Р) 1,4

УУД (Л) 2,3

ОК 4, 5, 6

6 этап

Работа с текстом

Цель этапа: Научится работать с текстом, извлекать и анализировать нужную информацию, ставить проблему, предлагать пути ее решения.

Группа делится на 4 подгруппы

Студентам раздается кейс содержащий следующие статьи:

1. Понятие массовой культуры и ее структура. Валиева Р.Р.

2. Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения Валиева Р.Р.

3. Роль Масс-медиа в жизни подростка. Валиева Р.Р.

4. Пути противостояния массовой культуры. Валиева Р.Р.

www.vevivi.ru/best/Vliyanie-massovoi-kultury-na-povedenie-podrostkov-ref145114.html

После ознакомления с кейсом предлагается ответить на следующие вопросы и выполнить задание

1. Дайте характеристику «массовой культуры»

2. Какую роль играют средств массовой коммуникации и информации в жизни современного человека?

3. Определите, какую опасность представляют современные СМИ

4. Как влияет массовая культура на уровень образования и воспитания современной молодежи?

5. Поставьте проблему

6. Предложите пути решения

Варианты проблем и путей ее решения каждой группы озвучиваются и обсуждаются УУД (К) 1-8

УУД (П) 1-7

УУД (Р) 1-5

УУД (Л) 2,3

ОК 2,3,4,5,6.7

7 этап Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1. С какого момента человек становится культурным: — когда научается вести себя в обществе, соблюдая правила приличия? – когда получает образование или профессию? – или когда сам занимается творчеством, создает что-то новое, а значит творит культуру?

2. Можно ли сегодняшних руководителей нашего государства назвать яркими и творческими людьми, или это типичный продукт массовой культуры?

3. Кто является более нужным для культуры: физик совершенствующий атомную бомбу, или знахарка, знающая все травы, рецепты лекарств из них, народные приметы, песни и обучающая этому своих детей и внуков?

4. Может ли типичный человек-масса быть хорошим учителем, воспитателем? Аргументы

УУД (К) 1,2,5,7,8

УУД (П) 1-4, 7

УУД (Р) 1

УУД (Л) 2,3

ОК 1,5

8 этап Закрепление знаний Возвращение к целеполаганию темы

Тестирование по новой теме УУД (К) 1,2,5,7,8

УУД (Р) 1

9 этап Подведение итогов урока Анализ полученных результатов

Оценивание деятельности студентов на уроке

10 этап Домашнее задание

стр.113-118 Учебник

ответить на вопросы стр. 118

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации