Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Консультация для воспитателей «Норма речи» и диагностика речевого развития

Консультация для воспитателей

«Норма речи» и диагностика речевого развития

Развитие речи детей — это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.

Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но и любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ.

Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребёнка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребёнка, не обращали внимание на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их.) Воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребёнку и вовремя направить его к логопеду.

Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребёнка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребёнка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребёнка в группе.

Обследование даёт педагогу возможность: — контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одарёнными детьми;

— уточнять эффективность используемых методов и приёмов;

— подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;

— своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

Безусловно, обследование речи — дело трудоёмкое, но необходимое для осуществления личностно — ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребёнка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым» поведением ребёнка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно- печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

Перед обследованием какой — либо из сторон речи педагог обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребёнка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определённых речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания и вопросы.

Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение. Обычно подобная работа проводится в ДОУ в начале учебного года, в середине и в конце.

Педагогам и родителям следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

1) совсем не говорит;

2) начал говорить со значительным опозданием;

3) развитие речи остановилось на одном уровне;

4) ребёнку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

5) ребёнку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;

6) ритм речи и дыхание не совпадают (ребёнок как бы задыхается);

7) говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Физиологические причины нарушения звукопроизношения

Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть сформировано у детей в дошкольном возрасте, так как именно это время является наиболее благоприятным для развития речи. На нем будет основано дальнейшее развитие и обучение детей. Дефекты звукопроизношения, не прошедшие по мере взросления ребенка и вовремя не исправленные, в дальнейшем потребуют значительно больших усилий и времени, а также могут привести к трудностям при обучении в школе.

В течении первых лет жизни ребенка происходит формирование и развитие его речи, которая является условием для его общения со взрослыми и сверстниками. К концу первого года, постепенно переход от эмоционального к речевому общению, ребенок начинает подражать звукам и звукосочетаниям, а затем и словам взрослых: развивается его голосовой и артикуляционный аппарат, понимание обращенной к нему речи, появляются первые слова (мама, баба, дай, би-би, ав-ав).

В течении второго года происходит активное накопление словаря, появляются первые предложения, включающие 2-3 слова в неизменной форме. Несмотря на свое несовершенство, такая речь ребенка дает ему возможность обращаться к взрослому, высказывать свои мысли, просьбы, желания, комбинировать вновь усвоенные слова с усвоенными ранее, что, в свою очередь, ведет к значительному расширению словарного запаса.

-Ребенок повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря.

-Появляются предложения из 2 слов («дай пи» — дай пить)

-Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у).

-Произносит твердые согласные т, д, н, с, з, в, л. Смешение звуков сохраняется.

-Знает 1-2 цвета.

-Задает вопрос «что это?»

-Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»)

-Слушает простые рассказы.

2,5 лет использует сложные предложения.

-Согласовывает прилагательные и существительные («красивая мама»).

-Отвечает на вопросы «почему», «сколько»

-Начинает говорить от первого лица («Я»).

-Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе.

-Различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под».

К трем годам (период интенсивного развития речи) словарный запас ребенка ключае около 1000 слов всех частей речи, происходит усвоение грамматических закономерностей языка: употребление падежных форм существительных, изменение форм глаголов, составление сложных предложений с союзами, что способствует формированию разговорной речи ребенка.

-Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад).

-Называет свое имя, возраст, пол.

-Определяет пол людей (он — папа, она — мама).

-Использует прошедшее и настоящее время.

-Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне».

-Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т. д.).

-Подбирает рифмы к словам.

-Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик).

-Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела — до леса).

-Произносит твердые звуки С, З. Ц.

Индивидуальные различия и особенности в развитии речи детей бывают очень большими, и зависят они также от их внутриутробного и раннего развития.

В возрасте 3-4 лет речь ребенка чаще всего имеет физиологические или возрастные нарушения, проходящие сами собой по мере совершенствования его рчи. Ребенок правильно произносит все гласные и простые звуки (т, д, п, б, м, н). В это время допускается общее смягчене речи. Свистящие (с-з, ц) и шипящие (ш-ж) звуки произносятся ребенком недостаточно четко, могут пропускаться или заменяться другими звуками (т-д, в-ф, сь); звуки (ч, щ) обычно заменяются звуками (ть, сь); трудные сонорные звуки (р, л), требующие подъема языка и определенного уровня развития его мышц, пропускаются или заменяются на (ль).

К 4-5 годам исчезает смягченное произношение звуков, происходит замена (т-д), речь ребенка становится более взрослой. Но еще могут сохраняться нечеткое произношение шипящих или свистящих звуков, не у всех детей получается правильный звук (Р).

-Словарный запас 2000 слов.

-В речи появляются наречия.

-Развивается «словотворчество».

-Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

-Использует в речи обобщающие слова.

-Называет животных и их детенышей.

-Читает наизусть небольшие стихотворения.

-Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

-Использует слова много-один.

-Называет времена года.

-Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.)

Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

В 5-6 лет при условии нормального темпа речевого развития ребенок овладевает правильным произношением большинства звуков родного языка: звонких и глухих, твердых и мягких согласных; наблюдаются простые случаи употребления свистящих и шипящих звуков. В этот период встречаются ошибки, связанные с недостаточным различением звуков в похожих словах, а также при употреблении их в самостоятельной разговорной речи. Обычно остается недостаточно сформированным произношение таких звуков, как (Р), (Л) или их различение в речи.

-Звукопроизношение в норме.

-Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности.

-В речи использует синонимы и антонимы.

-Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог.

-Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные.

-Формируются навыки звукового анализа слов ( ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове).

К 6-7 годам, если были соблюдены все необходимые условия для правильного речевого воспитания и отсутствуют органические нарушения центрального или речедвигательного аппарата, дети правильно используют в своей самостоятельной речи все звуки родного языка, четко и в нормальном темпе произносят слова, умеют пользоваться средствами интонационной выразительности и правильным речевым дыханием, обладают достаточно развитым речевым слухом.

-Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений.

-Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации.

-Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова.

-Пересказывает текст в логической последовательности.

-Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта.

-Сам может придумать сказку или рассказ.

-Свободно употребляет простые и сложные предложения.

-Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова.

-Понимает и употребляет многозначные слова.

Правильное четкое произношение звуков у детей напрямую зависит от скоординированной работы их артикуляционного аппарата. У некоторых детей в возрасте 4-6 лет наблюдается смазанная, нечеткая речь, которая является следствием вялых, неточных движений, недостаточной подвижности и тренированности мышц губ, языка. Поэтому для формирования правильного произношения и быстрого преодоления физиологических нарушений речи необходимо развивать мышцы губ, щек, языка, нижней челюсти, совершенствовать координацию их движений. Даже если у ребенка формирование правильного произношения звуков идет нормальными темпами, т.е. своевременно преодолены возрастные физиологические дефекты речи, ему все же необходима помощь взрослых в развитии хорошей дикции и воспитании интонационной выразительности речи (ее мелодичности, темпа, ритма, ударения, эмоциональности). Не всегда можно этого добиться по подражанию. Чаще всего требуется проведение словесных игр, чтение и/или пересказывание простых текстов, заучивание стихотворений и скороговорок, объяснения смысла пословиц, отгадывание загадок, составление рассказов по серии картин и другие речевые игры.

Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с проведением различных игр дети приучаются подражать речи взрослого. В семье, также должны давать ребенку образец четкой, грамматически правильной и эмоционально выразительной речи, тогда он постепенно станет сам следить за четкостью и правильностью своего произношения.

Если недостатки звукопроизношения не преодолеваются по мере роста ребенка и совершенствования его речи, они могут являться признаком более сложного нарушения речи, которое требует логопедической помощи и специального обучения.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации