Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Проект "Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника"

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника

Автор проекта: Ананян Гаянэ Сергеевна музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 6 «Чебурашка»

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.

Сейчас остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин — это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку — это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

3.ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы — взрослые еще помним русские народные игры, мы в них играли в детстве, и наша задача — передать эти игры детям.

Музыкальный фольклор — явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано — музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.

4. Народные музыкальные инструменты.

4. ПЕРЕЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

Цель — приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

Гипотеза: Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.

Задачи :

-развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного,) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной, творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др) — Объеденить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств инициативности, самостоятельности ребенка.

5. СТРАТЕГИЯ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

I этап — отбор участников проекта, подбор методической, справочной

литературы по методу проекта.

Отбор участников будет проводиться на основе желания самих педагогов и воспитанников в реализацию предлагаемого проекта и по результатам собеседования.

II этап — реализационный

III этап — итоговый, включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы.

6. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кадровое обеспечение программы:

Административно-координационная

— Обеспечение общего контроля и руководства.

— Руководство деятельностью коллектива.

— Анализ ситуации и внесение корректив.

Консультативная. Научно-методическая.

— координация реализации программы.

— проведение консультаций, семинаров.

— анкетирование родителей

— подготовка и издание методических рекомендаций.

— аналитическая деятельность.

Система работы музыкального руководителя с воспитанниками представлена по следующим направлениям:

На занятиях – индивидуальная дифференцированная работа

Кружковая работа

Проведение мероприятий в рамках тематических недель

Мероприятия в группах с приглашением родителей

Участие в конкурсе «Русь моя»

Календарные праздники и развлечения на уровне детского сада и поселка

Участие в творческих конкурсах разного уровня

7. КОНКРЕТНО ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕХАНИЗМ

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Весь материал детям преподносился в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Планирование работы осуществляется на основе народного календаря.

Итог этой работы – проведение народных праздников. Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводились и проводятся у нас в саду: «Рябинкины именины», «Капустные вечорки», «Осенины», «Посиделки», «Екатерина-саночница», «Варварины морозы», «Колядки», «Золотые вечера», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет! », «Масленица», «Жаворонки», «Благовещенье — птиц на волю отпущенье», «Ярмарка», «Праздник берёзки» и др.

Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы традиционного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками, детскими поделками. Мы его назвали мини-музей «Русская изба».

Критерии оценки качества выполнения проекта

-уровень развития вокальных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

-уровень проведения открытых мероприятий;

-использование игрового и наглядного материала в работе с детьми.

Оценка результатов:

-Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители;

-Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет;

-Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении групп;

-Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, праздников, развлечений, через беседы с воспитателями и родителями;

-По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации