Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Детский сад «Солнышко»

«Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента

в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов

Подготовила и провела

воспитатель старшей группы:

Мерзлякова Наталья Владимировна

с. Ынырга

2016г.

Цель: определить уровень этнокультурной компетентности педагогов.

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.

«Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» (часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%.

В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.

Методические рекомендации к части программы, формируемой участниками образовательных отношений не более 40% (далее – Рекомендации «Росточек») опираются на требования ФГОС ДО, составлены в соответствии с пятью образовательными областями с учетом этнокультурной составляющей и адресованы детям в возрасте с двух лет до поступления в школу. Рекомендации «Росточек» могут использоваться в тесной взаимосвязи при организации образовательной работы по любым образовательным программам, разработанным дошкольными образовательными организациями (далее – ДОО).

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Основные положения этнокультурного компонента:

nв образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;

nважна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;

n необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;

nважно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у дошкольников;

  • nВ процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

Цель Программы:

создание благоприятных условий для полноценного проживания детства путем реализации ребенком своих сил, интересов, способностей, развития психических и физических качеств соответствующий его возрасту, индивидуальности и успешного освоения социальной жизни в этнокультурном пространстве.

Образовательная программа «Росточек» является комплексной программой Определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с двух лет до поступления в школу и направлена на формирование общей культуры ребенка. Исходя из требований ФГОС, основными образовательными областями являются: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие с учетом региональных и национальных особенностей Республики Алтай.

Задачи социально-коммуникативного развития.

Развитие интереса и эмоционально-положительного отношения ребенка к содержанию социального опыта в этнокультурном пространстве.

Обогащение представлений о нормах и ценностях традиций и обычаев, установленных и передающихся из поколения в поколение в этническом обществе, включая моральные и нравственные ценности семьи: общение и взаимодействие ребенка со взрослыми (почтительное отношение к старшим, обращение к ним на «ВЫ», уступчивости, умения не перебивать их, прислушиваться к советам и т.д.) и сверстниками (взаимопонимание, доброта и забота друг о друге); становление самостоятельности, преодоление в себе негативного поведения (обидчивости, эгоизма, ябедничества); умение находить оптимистическое, позитивное в любой ситуации, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Отражение полученных представлений в коммуникативной и поведенческой сфере: эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сострадания ко всем живым существам, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, отдачи доброты людям, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к этносу и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, бережного отношения к окружающему миру, положительной мотивации в жизни и стремление к гармонии с самим с собой и миром.

Задачи познавательного развития.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в освоении традиций и обычаев семьи, народа.

Формирование познавательных действий, становление этнического сознания, умение держать в чистоте свои мысли и мотивации (добрые побуждения); развитие воображения и творческой активности в освоении социального опыта «Думать прежде, чем, сказать или действовать»; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях, о непостоянстве всего происходящего и взаимозависимости окружающего мира и др.), представления о малой родине и Отечестве (Алтае и России), о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы (флоры и фауны), многообразии стран и народов мира.

Отражение полученных знаний в умственной деятельности, оценивание принимаемой информации с позитивной установкой, умение различать плохое от хорошего и принятие оптимизма и мудрости народа как установки к жизни.

Задачи речевого развития

Владение родной речью как средством общения и культуры; стремление к традиционно этническому поведению в речи (умение держать в чистоте свою речь: говорить хорошие и добрые слова, отказываться от обсуждения людей и событий, пустой болтовни, злословия и т.д.; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры родной речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, фольклором, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие интереса ко второму языку, стремление к толерантному отношению к речи людей другой национальности и желание понимать ее.

Задачи физического развития

Развитие интереса детей к здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности, ценности жизни любого существа. Эмоционально-положительное отношение к приобретению опыта народа в физическом развитии (выносливости, силы, сноровки) при использовании алтайского, русского, казахского, кумандинского устного народного творчества.

Отражение ценностных установок традиционного воспитания в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта в народе (алтай куреш борьба, перетягивание каната и др.), овладение народными подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Задачи художественно-эстетического развития.

Развитие интереса и эмоционально-положительного отношения к красоте, понимание красоты и гармонии в окружающем мире.

Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений мастеров народного и современного искусства Республики Алтай (словесного, музыкального, изобразительного и пр.), красоты мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, к своей Родине; формирование элементарных представлений о видах искусства (декоративно-прикладное, современное); восприятие музыки (народной и современной), художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, произведений устного народного творчества.

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание этнокультурной составляющей в пяти образовательных областях опирается на общие подходы в традиционном воспитании народов, населяющих нашу республику, и исследования психологов и педагогов современной дошкольной педагогики.

Наши дети живут и воспитываются в Республике Алтай, где проживают люди разных национальностей, носителей своеобразной культуры. Основным стержнем, характеризующим этнос, являются его традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения. Единые природно-климатические, социально-политические условия объединяют людей разной традиционной культуры в стремлении к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, интеллектуальному, эстетическому, физическому развитию.

Чтобы определить единый подход в воспитании детей дошкольного возраста программу сгруппировали в три наиболее важные направления: Три блока Программы:

I. Почитание ребенка как значимой личности и носителя культурного наследия своего народа, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам, потребностям, интересам и жизнеобеспечения (рождение ребенка – это счастье, его оберегают, заботятся, нарекают именем, любят, ему посвящены колыбельные песни, сказки, прибаутки, потешки, пословицы и поговорки, игры и игрушки).

Данное направление определяется как «Блок ‑ Я» (Мой мир или я и все обо мне), который включает в себя формирование первоначальных представлений ребенка о себе, как носителе культурного наследия своего народа. Понимание любви близких людей к нему, заботы об его здоровье, жизни, принятие этических норм поведения в микросоциуме. В данном блоке ребенок знакомится с обычаями через следующие темы:

— имянаречения («Кто я?»);

— почитания ребенка, как значимой личности («Какой, какая я?»);

— бережного отношения к ребенку и заботы о нем («Что я знаю о своем организме?) — охрана и укрепление его здоровья, физического развития и жизнедеятельности (обереги, одежда, питание), элементарные нормы и правила поведения;

— бережного отношения к играм и игрушкам ребенка («Мои любимые игры и игрушки») — народные игры, игрушки, забавы;

— передачи социальной роли («Мое любимое занятие») через устное народное творчество и произведения современных авторов Республики Алтай.

II. Почитание ребенком своих родителей, близких и других людей, знание своей родословной, родственников. Народ своим примером подводит ребенка к пониманию любви и заботы близких людей. Вовлекает и приучает к выполнению норм и правил поведения в семье (обычаи, связанные с бережным отношением к родному дому, очагу, родителям, к труду в семье, к родным и к родословной). Развивает в ребенке чувство уважения и почитания родных и близких, стремление к взаимопониманию и приобретению первоначальных навыков социального опыта.

Данное направление традиций и обычаев представлен как «Блок «Мы» (Мой мир и мир других людей или Я и окружающие меня люди). Предполагается ознакомление ребенка с традициями и обычаями через следующие темы:

— почитания семьи (освоение ребенком мира близких людей, любовь к ним, знание своих родственников и родословной, привитие взаимоуважения и заботы друг о друге («Наша семья»);

— связанными с бережным отношением к родному дому, очагу, с правилами гостеприимства, с нормами и правилами поведения, этикета в семье, дома ‑ «Наш дом»;

— приобщения к труду в семье, выполнение посильной работы в доме и взаимопомощи «Труд в семье»;

— почтительного отношения к другому человеку, к сверстникам (терпимость, взаимопонимание, сочувствие и сострадание и т.д.) – «Наши друзья», «Наш детский сад.

Приобщение к традициям и обычаям, связанным с семьей предполагает также знакомство с устным народным творчеством, предметами быта, декоративно-прикладного, песенного и танцевального творчества семьи и рода.

III. Почитание ребенком окружающего мира (быта, труда людей, творчества народа, социума и природы) как важных жизнеобеспечивающих явлений. Народные традиции и обычаи, установленные и передающиеся из поколения в поколение, способствуют к приобщению ребенка к ценностям этнического общества, подводят его к необходимости понимания содержания быта и труда в существовании семьи и этноса, понимания значимости предметов быта, объектов природы, каждого живого существа, космоса в жизни людей, тесной взаимосвязи всего окружающего, его изменчивости и непостоянстве. Эти ценности способствуют воспитанию в ребенке терпимости, уважения, доброты и сострадания и стремлению к ответственному отношению к своей жизни, к окружающему социальному, предметному и природному миру, гармонии, ощущения себя частицей большого мира и принятие этих ценностей как своих собственных.

Данное направление определяется как «Блок – ВСЕ», в котором предполагается ознакомление ребенка с традициями и обычаями, связанными с окружающим миром через следующие темы:

— с достопримечательностями и особенностями села (города), его историей – «Наш город (село)»; «Наша улица», «Транспорт»;

— с понятием Алтай, столица город Горно-Алтайск, Россия, столица город Москва – это наша Родина («Наша Родина»);

— с интересными людьми своей Родины, почитаемыми и известными мастерами своего дела, с профессией людей, проживающих в своем селе (городе), в республике ‑ «Окружающие нас люди»; «В мире профессий»;

— с обычаями, связанными с образом жизни и средой обитания людей, проживающих в нашей республике (особенностями создания предметов быта, одежды, пищи и их связь с окружающей природой и космосом): «Предметы быта»; «Наша одежда»; «Пища»;

— с природой Алтая, его флорой и фауной и с традициями и обычаями почитания окружающего мира природы, формирование позитивного и бережного отношения к ним: «Природа и явления»; «Домашние животные»; «Дикие животные», «Рыбы и насекомые»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Лес и деревья»; «Овощи и фрукты», «Травы и цветы, ягоды, грибы»; «Солнце, звезды, луна и земля»»; «Я и все. Кто они?»

Ребенок живет в современном мире, поэтому содержание каждого блока «Я» – «МЫ» – «ВСЕ» и соответственно им темы предполагают освоение окружающей действительности через призму традиционного взгляда с их современной модификацией.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности.

Программа строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Интеграция – (соединение, восстановление) объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.

Интеграция образовательных областей способствует развитию самостоятельности, творчества умственных способностей, учебных интересов, приводит к более заинтересованному, осмысленному, личностно-значимому восприятию знаний.

Интегрированное занятие соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга.

Примерная структура интегрированного занятия:

nВводная часть (создание мотивации) – разыгрывается ситуация, требующая поиска решения.

nОсновная часть (содержание) – детям дается новая информация из разных образовательных областей.

nЗаключительная часть (анализ и оценка) – творческая, практическая деятельность, закрепляется информация или изученный материал в любой форме.

Предполагается раскрытие каждой темы на протяжении недели через интеграцию пяти образовательных областей. В течение дня та или иная образовательная деятельность выступает ведущей областью в этой интеграции.

Педагог имеет право менять приоритетность пяти образовательных областей в течение недели, придерживаясь требований СанПиНа.

Образовательная деятельность осуществляется по традиционному планированию режимных моментов: утренний прием, организация утренней гимнастики, непосредственная образовательная деятельность, прогулка, вторая половина дня, вечер и работа с родителями.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях.

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!

Специфика национально-культурных, климатических и демографических условий нашей республики, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позво­ляет легко вводить в него региональный компонент, согласно ФГОС, который проходит через интеграцию образовательных областей и через все виды детской деятельности. Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с нашей местностью. Так как в детском саду работа с детьми осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, то в процесс знакомства с республикой включены все педагоги, специалисты и родители.

Принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность на основе синтеза, объединения образовательных областей в единый, целостный процесс, который предполагает формирование интегративных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации