Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Педагогический проект " ЗИМНЯЯ СКАЗКА своими руками "

Педагогический проект "ЗИМНЯЯ СКАЗКА своими руками"

Введение

Воспитание — важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.

Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализации.

Главные усилия педагогики должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо общественных институтов (школы, детских лагерей, органов правопорядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению межличностного контакта в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в этом микросоциуме.

Общественное (социальное) воспитание – это педагогический ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период их включения в социальную жизнь. Она предполагает использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенале средств, в целях формировании личности, адекватной требованиям общества.

Понимание этого мы находим ещё в педагогических сочинениях 18 века (А. Ф. Бестужев, Д. С. Аничков, Е. Р. Дашкова, М. В. Ломоносов и др.). Уже в это время они пришли к пониманию идеи общественного воспитания, роли его среды в социализации личности. В «Трактате о воспитании» А. Ф. Бестужев пишет следующее: «Воспитание общественное есть единое только средство к восстановлению всего того, что относиться к истинному просвещению, к восстановлению в совершенстве всех выгод, всех добродетелей, каковые общество иметь должно, там люди познают, в чем состоит сие общество и какие суть его обстоятельства».

«Цель всякого воспитания – отмечал Т. Ф. Лесгафт – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий по отношению к другому лицу…»

«Каждый педагог соглашается – говорил Л. Н. Толстой – что жизнь вносит свое влияние и до школы и после школы, и не смотря на все старания устранить её и во время школы», и причина этого явления «лежит в потребности общества, а само «воспитание как явление имеет свое начало… в обществе»

В 30-е годы такое понимание воспитания развивалось такими педагогами, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. Ф. Козлов. Воспитание есть «процесс социальный в самом широком смысле» — указывает А. С. Макаренко, об этом пишет И. Ф. Козлов.

Так, видный мыслитель 20 века Э. Фром считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношений к себе и другим людям, что приводит, по его мнению, посредствам отношений форм общения к формированию «социального характера».

В результате своих исследований, рассуждений Э.Фром приходит к заключению, что структура общества и функции индивида в социальной структуре определяют содержание социального характера. Проблемами роли социальной среды формирования личности в нашей стране занимались Л.П.Буева и С.Кон, Г.Л.Смирнов и другие.

Социальное воспитание детей является приоритетным направлением в общей системе воспитания. Дело все в том, что ребенок развивается не в лесу и не в изолированной среде, он постоянно находится в контакте с людьми. Независимо от количества и родственных связей, данные люди составляют его социум. С возрастом круг общения ребенка расширяется, а также появляется разбивка общества на различные группы (семья, близкие родственники, друзья в садике и т.д.).

Семья – это первоисточник любого воспитания ребенка. Именно в семье закладываются основы для всестороннего развития и воспитания малыша. Именно семейные ценности, характерные для данного общества, являются базовыми для дальнейшего развития ребенка. К семейным ценностям, в первую очередь, относятся взаимная любовь, уважение друг к другу. Также семья является первым социумом, где существуют свои определенные правила поведения. Эти правила накладывают на всех членов семьи определенные обязанности и права. Взрослые обязаны любить, уважать, кормить, поить, одевать и воспитывать ребенка, но в праве от него требовать хорошего поведения и взаимного уважения. Ребенок обязан подчиняться требованиям взрослых, но так, чтобы не страдала его индивидуальность.

Социальное воспитание детей в дошкольном учреждении имеет свои особенности. Придя в детский сад, малыш попадает в совершенно новое общество. Здесь существуют свои законы. Дошкольное учреждение учит малыша строить взаимоотношения с себе подобными. Отсутствие родителей требует от малыша самому научиться решать свои проблемы. Здесь малыш впервые имеет возможность выступать не только в роли подчиненного (воспитателю), но и самому попробовать стать лидером.

Воспитание является такой образовательной средой, которая позволяет осуществить полноценное развитие личности и приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям. Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка. «Игрушки-небалушки»- так говорит народная мудрость о значении игрушек для детей. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Немаловажное значение для детей имеют новогодние, елочные игрушки, в которых скрыты частички волшебства. А когда до Нового года остаются считанные дни и вы вместе с ребенком изготовите елочную игрушку и украсите ею елку или интерьер, то она станет частичкой волшебства, в которой будет скрыта своя тайна.

Соавторство детей и взрослого приветствуется. Это способствует созданию доверительной атмосферы. В такие моменты ребенок раскрепощаясь, открывается педагогу, родителям с необычайной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослого, приносит им удовольствие от результатов совместной творческой деятельности. И уже трудно порой бывает определить долю участия в работе каждого из них. В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважения у членов семьи.

При разработке этого творческого проекта планируется совместная деятельность педагогов, детей, родителей для более тесного контакта, чтобы родители принимали активное участие в развитие своего ребенка.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Большое разнообразие новогоднего ассортимента в магазинах привело к тому, что на сегодняшний момент утрачена традиция совместной подготовки детей и родителей к новогодним праздникам, украшение дома, елки, подготовки подарков своими руками.

Актуальность проекта: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, фантазии, терпения. «Творчество понимается сегодня как основной способ существования и развития личности» Н.Н.Поддьяков.

1.Педагогический проект «ЗИМНЯЯ СКАЗКА своими руками» в условиях реализации ФГОС ДО

Тему моего проекта «ЗИМНЯЯ СКАЗКА своими руками» я выбрала неслучайно, ведь наступает Новый год, а так хочется и мне, и родителям вернуться в детство и помочь детям почувствовать приближение этого волшебного праздника.

Художественный труд, на мой взгляд, самый доступный и интересный вид деятельности в дошкольном возрасте, дети открыты, с интересом включаются в работу. Художественно-продуктивная деятельность развивает определенные умения и навыки, творческое мышление, воображение, развивает гибкость пальцев, тактильную чувствительность, так как основной акцент в художественном творчестве делается на ручную умелость. Многие ученые, педагоги, психологи, философы, подчеркивают значимость развития мелкой моторики рук, развивая тонкую моторику, мы развиваем интеллект. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.

В нашем детском саду мы столкнулись еще с другими проблемами:
1. В настоящее время большой процент родителей неохотно участвует в жизни детского сада и группы.
2. Имеются пробелы в патриотическом воспитании детей.
3. Дети не знают традиций, культурной самобытности нашего народа.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа.
Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности.
Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычаях.
Хочется напомнить об история новогодней игрушки в России.
Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века.
Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми.
Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками.
Как сказал Скотников Сергей: «Лучшие новогодние подарки делаются своими руками», поэтому мы стараемся приветствовать оригинальные работы к Новому году, которые выполняются семьями.

Создавая этот проект, хотелось сделать сказку для детей.

«Новый год нужен детям для сказки, неудачникам в качестве точки отсчета новой надежды и остальным – для веселья»Ишхан Геворгян.

Как и чем украсить детский сад к Новому году?

В преддверии этого праздника актуальность поставленного вопроса очевидна. Вопрос помог определить тему проекта «Новогодние игрушки и украшения». Возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме. На разработку проекта повлияло необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе работы. В деятельности ребенка становится значимой та среда, которая поддержана взрослыми, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

В ходе реализации проекта у детей были закреплены полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, бросовым материалом, мы учили мастерить поделки, развивали конструктивное мышление, фантазию, воображение. Воспитывали интерес к совместному труду и народным традициям, создавая в семье благоприятное условие для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Технологическая карта работы над проектом

1

Название проекта «ЗИМНЯЯ СКАЗКА своими руками»

2

Тема проекта «Новогодние игрушки и украшения»

3

Проблемное поле проекта

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Большое разнообразие новогоднего ассортимента в магазинах привело к тому, что на сегодняшний момент утрачена традиция совместной подготовки детей и родителей к новогодним праздникам, украшение дома, елки, подготовки подарков своими руками.

4

Цель

Подготовить совместно с детьми и родителями новогодние украшения, игрушки и украсить ими детский сад.

5

Задачи

— для детей:

  • Расширять знания детей о наступающем новогоднем празднике;
  • Развивать творческие способности, мелкую моторику рук;
  • создавать условия для самореализации, саморазвития;
  • воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

— для педагогов:

  • создать атмосферу праздника, праздничного настроения;
  • создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • развивать познавательную активность, творческие способности;
  • формировать самостоятельность, произвольность, учить доводить начатое дело до конца.

— для родителей:

  • стимулировать творческую активность родителей через совместные мероприятия;
  • формировать интерес к жизни детей в ДОУ.

6

Сценарий совместной деятельности по решению задач

(основные шаги реализации проекта)

1 Погружение в проект

2 Планирование деятельности

3 Осуществление деятельности по решению проблемы

4 Презентация результатов

5 Оценка результатов и процесса проектной деятельности

7

Описание продукта, полученного в результате проекта

Оформление новогоднего интерьера детского сада

Выставка работ «Новогодний букет»,

Выставка «Лучшая новогодняя игрушка»

Проведение праздника «Новогодний бал»

8

Вид проекта:творческий, коллективный

9

Состав участников: разновозрастная группа детей 3-7лет, воспитатели, родители

10

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникитивное развитие

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

Физическое развитие

Содержание деятельности:

  • Подвижные игры;
  • Малоподвижные игры;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Речевая гимнастика.

Задачи области:

  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности;
  • Совершенствовать основные виды движений.

2

Познавательное развитие

Содержание деятельности:

  • Беседы.
  • Чтение и заучивание стихов.
  • Совместное чтение сказок и рассказов.
  • Просмотр презентации
  • Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и книгах о Новом годе.

Задачи области:

  • Развивать познавательный интерес, любознательность к окружающему миру;
  • Развивать воображение, творческую активность, фантазию;
  • Расширять кругозор детей;
  • Прививать любовь к своей родине, ее традициям и обычаям.

3

Речевое развитие

Содержание деятельности:

  • Беседы.
  • Подвижные игры, малоподвижные, речевые.
  • Совместное чтение рассказов и сказок.
  • Чтение и заучивание стихов.

Задачи области:

  • Совершенствовать речевые навыки общения;

4

Художественно-эстетическое развитие

Содержание деятельности:

  • Продуктивно-творческая деятельность

Задачи области:

  • Вовлекать детей и родителей в совместные виды деятельности;
  • Развивать творческие способности, творческую активность;
  • Развивать ручную умелость;
  • Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели;
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • Формировать чувство эмоциональной удовлетворенности от проделанной работы.

5

Социально-коммуникитив-ное развитие

Содержание деятельности:

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Беседы.
  • Просмотр презентаций.
  • Различные виды игр.
  • Продуктивно-творческая деятельность

Задачи области:

  • Формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать позитивные установки к различным видам деятельности;
  • Формировать основы безопасного поведения в быту;
  • Формировать навыки к совместной деятельности.

11

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

чтение книг, просмотр мультфильмов, презентаций, подбор музыки и сценария праздника, просмотр интернета

12

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта интернет-ресурсы

13

Планируемое время на реализацию проекта по этапам 20 ноября -30 декабря 2014г

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Погружение в проект

Выбор темы проекта, целей и задач

Ноябрь 2014г

2

Планирование деятельности

Деятельность педагога:

  • Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта;
  • Поиск художественной литературы для чтения занимательной литературы, информационного материала для бесед;
  • Создание картотек стихов, загадок, игр;
  • Мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о празднике Новый год;
  • Поиск аудиозаписей на тему «Новый год»;
  • Создание образцов творческих работ с детьми;
  • Разработка конспектов занятий
  • Размещение информационного материала по теме проекта
  • Сбор творческой информации через сеть интернет

Ноябрь-декабрь 2014г

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

Деятельность педагога с детьми и родителями

Создание проекта «ЗИМНЯЯ СКАЗКА своими руками»

Деятельность родителей: Подборка информации по заданному плану. Участие в конкурсах «Лучшая новогодняя игрушка», «Новогодний букет».

Деятельность детей: Самостоятельная художественная деятельность детей «Игрушка для ёлки и для садика». (Рисование, аппликация, ручной труд). Украшение садика своими работами, лепка снеговика на территории детского сада. Украшение елки в помещении и на улице.

Декабрь 2014г

4

Презентация результатов

Деятельность педагога:

Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на празднике «Новогодний бал»

Организация выставок работ к Новому году, проведение праздника «Новогодний бал»

Деятельность детей:

участие в празднике «Новогодний бал»

Деятельность родителей:

Оценивание совместной работы по проекту.

30 декабря 2014г

5

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Методы оценки эффективности проекта:

  • активное участие родителей в представленном проекте;
  • отзывы детей, родителей;

Декабрь 2014г,

14

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название

Сроки

1

Непосредственно образовательная деятельность

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование:«Большие и маленькие ели»

Музыка:разучивание песен «У тебя Дед мороз», «В лесу родилась елочка», хоровода «Вдоль по улице метелица метет», «Дед Мороз», танцев «У тебя, у меня», «Мишка с куклой», «Шел козел по лесу», «Танец снежинок», «Лавата», «Вуги-вуги».

Лепка:«В гости к елочке»

Аппликация:«Снеговик», «Овечка», «Елочка», «Снежинки-балеринки», «Новогодние цепочки», «Зайчик», «Валенки»

Физическое развитие: физминутки «Зайка серенький сидит», «Мы слепили снежный ком», гимнастика пробуждения «Снежинки», зимние подвижные игры: «Хоккей», «Снежки», строительство снежной крепости и снеговиков.

Речевое развитие:

Цикл бесед

— Что такое Новый год? История возникновения праздника в России.

— Кто такой Дед Мороз? Снегурочка?

— Где какой Дед Мороз?

— Почему новогодним деревом стала ель? Чем ее украшают?

Чтение и заучивание стихов, сказки к Новому году, отгадывание загадок о зиме, заучивание пословиц и примет о зиме.

Чтение с детьми:

Г.П. Шалаева. «Рассказы про Новый год»,

Т.О.Кожушнер «Сказка про Деда Мороза и его друзей», «Снегурочка» русская народная сказка, В. Архангельский «Летят снежные пушинки», рассказ

Социально-коммуникитивное развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Готовимся к встрече Нового года»

Беседы по пожарной безопасности

Просмотр мультфильмов

Праздник новогодней елки, 1991, СССР, Союзмультфильм

Дед Мороз и лето, 1969, СССР, Союзмультфильм

Снеговик — почтовик, 1955, СССР, Союзмультфильм

Познавательное развитие:

Просмотр презентации

«Загадки от Деда Мороза и Снегурочки»

«Праздник к нам приходит!»

«Берегите птиц!»

В течение месяца

2

Наблюдение

Наблюдение за погодой, за длительностью дня, за зимующими птицами, за ветром, за снегопадом, за снежинками.

В течение месяца

3

Эксперименти-рование,

моделирование

Опыт с водой (замерзает на морозе)

Опыт со снегом (тает в тепле)

В течение месяца

4

Игра

Игра «Два Мороза», «Снежки-снежинки», «Снежный ком»

В течение месяца

5

Самостоятель-ная работа детей

Украшение аппликации «Валенки», конструирование из снега «Зимняя клумба», «Лабиринт», «Зимний торт», «Снеговик», украшение новогодними игрушками елок в игровой комнате и на улице, кормление птиц на улице.

В течение месяца

6

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание «Воспитание любовью и добротой», беседы об изготовлении новогодних костюмах, об новогодних конкурсах в ДОУ, изготовление кормушек для птиц.

В течение месяца

7

Групповое обсуждение

Как украсим окно?

Какие игрушки сделаем на елку?

Что подарим родителям на Новый год?

Что вы ждете от Нового года?

В течение месяца

15

Форма проведения презентации

показ проекта «ЗИМНЯЯ СКАЗКА своими руками»

Январь 2015г

Заключение

В процессе взаимодействия «педагог-дети-родители» в реализации проекта дети проявляют интерес к совместной деятельности при изготовлении новогодней игрушки, украшений для комнаты и овладение знаниями, свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки, украшений. Проявление доброты, заботы, бережное отношение к игрушкам. Речевая активность детей в разных видах деятельности.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Повышение компетентности родителей.

Таким образом, развивая творческий потенциал в детях, мы развиваем духовную жизнь ребенка, наполняя ее звуками, красками, впечатлениями, сказкой, игрой. Родителям, даем возможность, окунутся в мир своего детства. Как писал В.А. Сухомлинский «Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей, жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Так пусть проект «Зимняя сказка своими руками» станет одним из ярких моментов в жизни каждого ребенка! Этот проект позволил каждому ребенку оказать посильную помощь в оформлении детского сада к приближающемуся празднику. Сколько было радости и счастья в глазах детей, когда они своими руками делали игрушку, показывали ее родителям, с гордостью говоря: «Я сам сделал!». Хочется отметить и родителей, которые дома вместе с детьми делали украшения для садика. Этот проект сблизил детей с родителями, с воспитателями, а воспитателей с семьями воспитанников при решении важной задачи в воспитании детей. Я думаю, что проект выполнил свои цели и задачи полностью. На праздник в детский сад приходило много гостей и все остались довольны как праздником, так и оформлением детского сада.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации