Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

"И.С. Никитин «Утро», А.Н. Майков «Ласточки». Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века"

И.С. Никитин «Утро», А.Н. Майков «Ласточки». Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века.

Цель:

— познакомить учащихся с поэзией И.С. Никитина и А.Н. Майкова; рассмотреть взаимоотношения человека и природы в их стихах, выявить своеобразие образов природы;

— развивать навыки анализа поэтических произведений; совершенствовать умение использовать понятия теории литературы при анализе стихов; отрабатывать навыки выразительного чтения;

— воспитывать эстетическое чувство и читательскую культуру.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Презентация иллюстраций и сказок о Морозе-воеводе.

2. Выразительное чтение стихов учащимися.

3. Творческая работа.

Запишем тему и предложим ученикам провести небольшой эксперимент. Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.

— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово природа, что мы первым делом вспоминаем?

— Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима?

Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времен года вызывают сходные мысли, воспоминания.

— Составьте предложения о природе, связанные с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишите эти предложения в тетрадь.

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа в фольклоре, а позднее и в литературе изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души.

Очень важно, чтобы работа над стихотворениями сопровождалась музыкой. Для этого можно использовать альбом «Времена года» П.И. Чайковского.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

— Природа во все века воспринималась людьми поэтически. Вдохновляющую силу природы воспевали выдающиеся художники, музыканты, поэты. А сейчас я прочитаю вам стихотворение И.С. Никитина «Утро». Проследите, пожалуйста, как меняются ритм и интонация стихотворения.

Пятиклассники еще не изучали размеры стиха, но можно обратить их внимание на размер с помощью ритмического проговаривания (в ритме вальса):

Звез-ды мéрк-нут и гáс-нут. В ог-нé об-ла-кá.

Раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.

Сразу можно отметить метафору: «В огне облака», — т.е. алый свет зари сравнивается с огнем, в котором облака выглядят алыми, словно горят.

— Что хочет нам передать поэт: описание утра, свои впечатления от летнего утра, впечатления людей, действия людей? Поясните свой ответ.

Заметим: первые восемь строк — описательные, вторая часть стихотворения — повествовательная (в ней почти нет эпитетов, есть рассказ о событиях летнего утра). Вторая часть выделена графически — отступом (с опозданием на строку).

— Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина? Что мы чувствуем?

В стихотворении И.С. Никитина «Утро» мы спокойно любуемся красотой тихого утра, а затем вместе с автором и героями стихотворения (рыбаками, пахарем) приветствуем солнце.

— Удалось ли мне передать это настроение?

— На что похоже это произведение?

Дети чувствуют близость стихотворения к народной песне. Но есть особенности, которые отличают текст от фольклора, например не постоянные, а авторские эпитеты.

— Найдите и выпишите эпитеты из первых восьми строк стихотворения.

Белый пар (т. е. туман; эпитет является частью метафоры), по зеркальной воде, алый свет, чуткий камыш, тропинка росистая, роса серебристая.

В стихотворении встречаются повторы слов, характерные для фольклора: морщит-рябит, горит-разгорается. Обратим внимание на простонародную форму возвратных глаголов: скрылися, пробудилися.

— Соответствует ли стихотворению Никитина картина В. Поленова «Заросший пруд»? Расскажите о картине строками стихотворения.

О картине «Заросший пруд» В. Поленова можно сказать так:

Дремлет чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

При желании (если есть время и возможность) можно описать картину «Заросший пруд».


2. Беседа.

— Попытаемся теперь проанализировать язык стихотворения. Итак, представьте себе, что в один из дней вы очутились вместе с поэтом на берегу озера в предрассветную пору.

«Звезды меркнут и гаснут».

— Что означают эти слова, какую картину рисуют?

Мы бы сказали «на небе появляется заря», а поэт сказал иначе: «в огне облака». Перед нами целая картина, яркая и образная.

«Белый пар по лугам расстилается»

— Почему пар и почему расстилается?

Поэт туман сравнивает с паром, который, словно волшебное покрывало, расстилается по траве.

— Приходилось ли вам смотреть на речку или пруд ясным ранним утром? Какая бывает вода? Почему Никитин назвал ее зеркальной?

«Дремлет чуткий камыш».

— Какой образ рождает в этой строке прием олицетворения?

«Потянул ветерок...»

— Почему потянул, а не подул? Были «тишь, безлюдье», а теперь? Вода уже не зеркальная, «воду морщит, рябит».

— Поэт рассказал нам не только о том, что видишь, но и что слышишь:

«Пронеслись утки с шумом…», «Птички солнышка ждут, птички песни поют...», «Едет пахарь с сохой, едет – песню поет…»

— А что же происходит теперь на небе?

«А восток...»

— А лес? Почему он улыбается? Разве может лес улыбаться?

Прием олицетворения показывает состояние природы и настроение человека.

— Но вот и солнце. Мы говорим «поднимается солнце». А как у Никитина?

«Золотыми потоками хлынуло».

— Почему золотыми потоками? И что означает слово «хлынуло»?

— На сколько частей можно разделить данное стихотворение?

На четыре части. В первых трех говорится о постепенном пробуждении природы, а в четвертой — о чувствах пахаря.

— Прочитайте стихотворение про себя.

— Понравилось ли вам это стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

— Обратите внимание, какими словами оно кончается: «Здравствуй, солнце да утро весёлое!» То есть «Здравствуй, жизнь!»

— Как менялась природа от первых предрассветных минут до полного восхода солнца?

Она делалась всё радостнее, веселее.

— Оживление, радость жизни, приходящая на землю вместе с восходом солнца, не может не действовать на поэта. Смотрите, как ласково он говорит о природе: солнышко, птички, ветерок, тропинка. Таково извечное свойство природы — возвращать уставшему человеку радость жизни. Вот и Никитин, крестьянский поэт, почти самоучка, посвятивший много стихотворений крестьянским детям, не мог не писать о природе.

В его трудной жизни — а он очень много испытал горя — природа помогала ему сохранить живую душу, приносила утешение

3. Выразительное чтение произведения учащимися, в котором с помощью интонаций, логических ударений и пауз должно отразиться более глубокое понимание проанализированного текста.

4. Чтение учителем стихотворения А.Н. Майкова «Ласточки». Беседа.

— Каким настроением проникнуто начало стихотворения?

— Какая картина рисуется перед нами?

— Какое место занимает в нем «огненный куст»?

— Какая картина нарисована в стихотворении?

— Что придает стихотворению необычайную выразительность?

— Приведите примеры эпитетов, метафор, сравнений, использованных автором?

— Какое время года изображено?

— Что чувствует лирический герой? С чем это связано?

Грусть, печаль, одиночество, опустошенность. Лирический герой тоскует по дальним странам, которые он не может посетить. Осень здесь выступает как образ уходящего времени, уходящих радостей. Блеск осеннего солнца, последний яркий куст напоминают лирическому герою о прошедших днях счастья и потому раздражают его.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 87. Соотнесите при помощи стрелок понятие и его определение.

Перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевленные предметы и явления.

Сравнение

Сопоставление двух предметов или явлений с целью прояснить один из них при помощи другого.

Олицетворение

2. Рабочая тетрадь, задание 88. Выпишите из стихотворения И.Никитина «Утро»

олицетворения

эпитеты

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 171-174.

2. Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

3. Подготовить пересказ биографии Х.К. Андерсена.

VI. Этап рефлексии

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации