Журнал методических публикаций


Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ № Эл № ФС77-63900

Рабочая программа по конструированию и робототехнике для детей от 3 до 4 лет

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детскийсад № 120 «Калинка» г. Сочи

354003, Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Рабочая программа по конструированию и робототехнике

для детей от 3 до 4 лет на 2015/2016 учебный год.

Разработчик:

Воспитатель второй младшей группы

/ / 201 г. Владимирова М.С.

Утверждено:

Заведующая МДОБУ №120 «Калинка»

/ / 201 г. Мусихина О.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир очень разнообразен. Начальное моделирование и конструирование позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, образное и техническое мышление.

Начальное моделирование и конструирование — это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей, это познавательный процесс формирования начальных, элементарных знаний и умений, а также первоначальная ступень в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей.

Конструирование из бумаги с последующим конструированием таких же моделей из деталей конструктора – это вид детского творчества, который создает условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук; формирует знания о назначении, строении конструкции, и ее роли в жизни человека; способствует развитию творческого мышления.

Новизна программы заключается в том, что дети младшего дошкольного возраста в ходе ее реализации знакомятся с различными видами техники.

Программа выстроена с учетом преемственности и является первой ступенью освоения программ начального технического моделирования в младшем школьном возрасте.

С учетом возрастных особенностей детей образовательная программа объединена единым наглядным сказочным сюжетом с различными станциями: «На строительной площадке», «Космодром» и т.д.

Цель:

— развитие логического и пространственного мышления детей младшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

— создать условия для овладения методами и приемами решения технических задач: конструкторских, технологических;

— способствовать формированию умения выполнять работу в соответствии с

технологической картой.

Развивающие:

— способствовать формированию умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;

— знакомить детей с простейшими элементами художественного конструирования и оформления изделий.

Воспитательные:

-создать условия для формирования навыков работы в коллективе;

— формировать умение организовывать рабочее место;

— содействовать воспитанию умения ценить то, что создано творческим трудом.

Познавательные: создать условия для развития познавательного интереса к технической деятельности

Возраст детей, обучающихся по программе, — 3-4 года; численность в группе 10 человек. Программа рассчитана на один год обучения.

Режим занятий по программе:

3-4 года – 2 раза в неделю, 1 час (15 минут), всего 18 часов в год.

Теоритический базис программы выстроен на основе:

— «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и др. Из данной программы использованы аспекты таких разделов, как «Конструирование» и «Ручной труд»;

— учебного пособия Кобитиной И.И. «Дошкольникам о технике», в котором представлены история развития техники, рассказы о видах транспорта в доступном изложении для детей младшего дошкольного возраста.

Основные принципы построения программы

В основу программы положены принципы:

Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.

Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, сформировать большие интересы.

Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.

Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей занятий. Каждый ребенок четко представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретет, где сможет их применить.

Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии ребенок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.

Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.

Календарно тематический план

Задачи:

— создать условия для развития умения устанавливать связь между сделанными детьми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни;

— содействовать расширению и закреплению знаний о назначении и функциях средств передвижения и способствовать развитию умения группировать транспорт по видам: водный, воздушный, сухопутный, космический;

— способствовать развитию умения выделять основные части и характерные детали конструкции, понимая их назначение;

— развивать у детей умение работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда;

— закреплять и развивать навыки сгибания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивания деталей к основной форме.

Предполагаемые компетенции.

В конце года дети знают:

— основные материалы и инструменты, правила работы с ними;

— различные виды бумаги;

— назначение и функции средств передвижения;

В конце года дети умеют:

— устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни;

— анализировать образец и назначение постройки;

— планировать этапы создания своей постройки;

— выделять основные части и характерные детали конструкции;

— работать коллективно;

— сгибать лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие; квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты в маленькие прямоугольники;

— приклеивать детали к основной форме;

— группировать виды транспорта: водный, воздушный, сухопутный (наземный подземный), космический.

Методы обучения:

— наглядный (наглядные материалы – картины, рисунки, фотографии; демонстрационные материалы – модели, приборы, предметы, видеоматериалы);

— проблемный ( анализ истории научного изучения проблемы, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий и терминов, создание проблемной ситуации);

— проектно-конструкторский ( построение гипотез, создание моделей, конструкций, нахождение новых способов решения задач);

— метод игры ( дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, игра-конкурс, игра-путешествие; игры-конструкторы);

— исследовательский ( проведение опыта);

— метод аналогии ( аналогия лежит в основе моделирования, также используется прием имитации и масштабного изменения размеров).

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации