Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Усеинова Фадьме Талятовна

Учитель химии

МБОУ «Фрунзенская средняя школа»

с. Фрунзе Сакского района Республики Крым

Знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти знания и умения нужны, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

А. Эйнштейн

Новые Федеральные образовательные стандарты ставят перед учителем непростую задачу. Ученик является не объектом, а субъектом образовательного процесса. Соответственно сам должен проводить исследования, обрабатывать информацию, создавать исследовательский проект. Уже сегодня ребенок учиться определенным умениям и навыкам в решении жизненных проблем. Ребенка учат жить в школе, работать с окружающими его людьми приобретая знания. Для достижения этого ученику необходимо уметь планировать, выполнять, анализировать и оценивать любое действие.

Метод проектов прошел длительный путь развития и, но осталась ее суть – повысить интерес учащихся к решению определенных проблем, умений практически применять свои знания, находиться в поиске фактов и их достоверности, познании нового, преодолении сомнений, умений рассуждать. Таким образом проект не выполнение алгоритма, а модель творческого мышления. Это не просто поиск нового, а решение определенной проблемы, поиск истины.

По своей сути проектирование — самостоятельный вид дея¬тельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

— разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

— реализация проектного замысла (выполнение запланиро¬ванных действий);

— оценка результатов проекта (нового/измененного состоя¬ния реальности).

Химия как наука особенно интересна в создании проектов. Эта наука экспериментальная и в центре обучения выступает химический эксперимент. Это и видео опыты и эксперимент дома, лабораторная работа, исследовательская практическая работа, экспериментальная задача, научно-исследовательская работа. Все эти методы интересны для учащихся и способствуют организации учебно-познавательной способности учащихся. А успехи в области исследования химии всегда удовлетворяют потребностям человека.

Проектная деятельность включает:

1. Проблема (должна быть актуальна и выполнима)

2. Тема (с практической значимостью для окружающих и с элементом оригинальности)

3. Гипотеза (что видит исследователь и не замечают другие)

4. Задачи (что исследователь собирается сделать и связана с структурой исследования)

5. Литературный обзор (знакомится с областями исследования других авторов)

6. Методика исследования (что и как делает исследователь для доказательства гипотезы)

7. Результаты (данные собственного исследования)

8. Новизна (впервые полученные результаты)

9. Выводы (как решены поставленные задачи).

Критерии внешней оценки проекта

1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек¬ватность их изучаемой тематике.

2. Корректность используемых методов исследования и ме¬тодов обработки получаемых результатов.

3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен¬тировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Это объемная, кропотливая работа и требует много времени, и тем не менее учащиеся проявляют желание в выполнении исследовательских работ, творческую активность, целеустремленность. Учитель же создает условия для активизации деятельности, дает рекомендации и необходимые консультации, участвует в поиске необходимой литературы, помогает систематизировать материал.

Проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Таким образом, использование проектного метода воспитывает характер и позволяет развить у учащихся:

-познавательные навыки и способность к самообразованию;

-уверенность в себе и умственные способности.

-способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

-целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;

-критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

Список литературы

1.http://karpov aludmila.jimdo.com/проектная-и-исследовательская-деятельность-учащихся/организация-проектной-деятельности-в-школе/

2. chimik.volsk-sen noi2.edusite.ru/p11aa1.html

3. infourok.ru/kriterii_o cenki_uchebnoissledov...

4. Метод проектов в практике современного учителя. / П88 А.А. Пулина. – С.: мсп «Ната», 2007 – 144с.

5. Развитие личности, способной к творческой самореализации. Психологическая наука и образование. / Ю.Б. Гатанов. – 1998. — №1. – 98-99с.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации