Образовательный проект по теме: «Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»
Образовательный проект по теме:
«Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»
Автор: Андреева Анжелика Николаевна, старший воспитатель
МАДОУ детского сада № 23, г. Армавир.
Тема: «Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»
План:
- I.Актуальность проекта.
- II.Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи проекта.
- III.Обеспечение проектной деятельности:
— методическое обеспечение;
— материально – техническое;
— диагностико — дидактическое.
IV. Этапы и методы проекта.
V. Содержание практической деятельности.
VI. Предполагаемый результат.
VII. Форма презентации.
- I.Актуальность проекта. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт и плохо развитую речь.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
-Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
-Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни, речевому развитию.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — найти метод, который сможет не только воспитать физически развитого ребенка, но и развитого психологически и интеллектуально. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима для детей с ОВЗ.
Таким образом, проблема развития здорового ребенка определила актуальность данного проекта по теме: «Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»
- II.Цель проекта:
Повышать эффективность оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста через использование оздоровительных игровых упражнений.
Объект проекта оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Предмет проекта – повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы.
Гипотеза:
В основу проекта положена следующая гипотеза. Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной, если она основывается на применении оздоровительных упражнений, пальчиковой гимнастике, дыхательной гимнастике, самомассажа.
В ходе достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующиезадачи:
Задачи проекта:
- 1.Познакомить с тем, что оздоровительные, пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
- 2.Раскрыть важность оздоровительных упражнений, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
- 3.Организовать оздоровительную работу с применением таких упражнений.
- 4.Создать психолого-педагогические условия для организации занятий с использованием оздоровительных упражнений.
- 5.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- 6.совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, пальчиковых, оздоровительных упражнений.
Длительность проекта: в течение учебного года.
III Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- 1.Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду — Ростов н/Д: Феникс, 2008);
- 2.теоретические положения по физическому развитию и оздоровлению детей (К.К. Утробина, Р.А. Юдина, Л.В. Яковлева)
- 3. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет — Волгоград: Учитель, 2009,
- 4.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001г,
- 5.Цвынтарпый В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996.,
- 6.Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие М.: АРКТИ, 2008.
- 7.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
- 8.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
- 9.Вера Солнцева 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики
- Материально – техническое:
- -картотеки пальчиковой гимнастики, глазодвигательных упражнений,
- дыхательной гимнастики.
- -Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
- Диагностико – дидактическое:
- -Картотека, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
- -Картотека «Игровых зарядок».
- -Утренняя гимнастика с применением кинезиологических упражнений.
- III.Этапы и методы проекта.
- Теоретико-методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили ход работы, которая предусматривает три взаимосвязанных этапа в период с сентября 2013 по май 2014 года.
- На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы исследования.
- 1 этап (аналитический) — сентябрь 2013 г.
- Цель:
- ØИзучение методической литературы по данной теме: Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры»,Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»,Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие».
- Задачи:
- ØПроведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
- ØПодготовка наглядного материала:
- слайдов для мультимедийного демонстрирования
- письменных консультаций для стенда информации
- картотеки пальчиковой гимнастики, глазодвигательных упражнений,
дыхательной гимнастики.
Методы работы:
— Анализ и обобщение научно-методической литературы;
— Опрос и анкетирование;
— Изучение состояния здоровья детей на основе диагностики.
- 2 этап (технологический) — октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.
- Цель:
- Ø Создание условий для внедрения проекта по использованию метода кинезиологии в оздоровлении дошкольников.
Задачи:
- Составление перспективного плана проведения кинезиологических упражнений в течение дня.
- картотеки пальчиковой гимнастики,
- глазодвигательных упражнений,
- vкомплексов утренней гимнастики с использованием кинезиологических упражнений и дыхательной гимнастики
- Обучение родителей проведению кигнезиологических игр с ребенком.
- Включение кинезиологических упражнений в конспекты занятий.
- Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.
Методы работы:
— Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;
— Педагогические наблюдения.
3 этап (практический) — май 2014 г.
- Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
- Методы работы:
- анализ и обобщение полученных результатов.
- Постановка новой проблемы:
- использование кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях, «Детский игровой самомассаж».
- V. Содержание практической деятельности.
- Изучение тематики, формулировка проблемы.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
- 6.
- 7.
- 8.
- 9.
- 10.
- 11.
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
- 6.
- 7.
- VI. Предполагаемый результат:
- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой. асширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
- Использование кинезиологических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности.
- Повышение сопротивляемости организма детей, уменьшение числа часто болеющих детей и снижение уровня заболеваемости.
№ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ |
1. | Стимулировать речевое развитие, умст-венное развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук де-тей. (Сентябрь) | |
Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. | Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей. (Сентябрь) | |
Изучение методической литературы | Познакомиться с методиками, программами по этой теме.(Сентябрь-октябрь) | |
Отбор комплексов упражнений пальчиковой гимнастики, дыха-тельной гимнастики, гимнастики для глаз в физкультурно — оздоро — вительную работу. | Повысить оздоровительную работу в детском саду. (В течение года) | |
Составление картотек кинезиоло-гических, оздоровительных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. | Использовать в повседневной деятельности. (В течение года) | |
Составление перспективного плана проведения кинезиологических упражнений. | Систематизировать использование оздоровительных упражнений в работе с детьми (Октябрь) | |
Включение кинезиологических упражнений в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. | Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а так-же дать ощутить детям радость телесного контакта. (В течение года) | |
Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультиме-дийного оборудования). | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленни-ками в осуществлении данного проекта. (декабрь) | |
Письменные консультации на стенде информации | Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными. (В течение года) | |
Повторная диагностика в конце учебного года. | Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей. | |
Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж». | Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук — игрового самомассажа. (Май) |
Формы работы по проекту.
№ | Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется |
Пальчиковая гимнастика | «Замок», «Петушок», «Грабли» «Пальчики здоро-ваются», «На прогулку мы идем». | Развитие мелкой мотори-ки рук, речевое развитие, внимание. | |
Упражнения на развитие мелкой моторики | Нанизывание бус«Колечко», «Лезгинка», «Кулак-ребро- ладонь», «Цепочка». | Развитие мелкой моторики рук, речь. | |
Дыхательная гимнастика | «Свеча», «Насос», «Гуси летят», «Часики», «Подыши одной ноздрей», «Крылья». | Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произ-вольность. | |
Глазодвигательная гимнастика | «Подружились», «Глазки», «Прятки», | Расширяют поле зрения, улучшают восприятие, снимают напряжение глаз. | |
Упражнения для релаксации | «Огонь и лед», «Пляж», «Море». | Способствуют рас-слаблению, снятию напряжения | |
Кинезиологические упражнения | «Запястье», «Шея», «Дерево», «Ладонь». | Развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья | |
Самомассаж | «Ладошки», «Внимание», «Гуси щиплят травку», «Ручки», «Поиграем с нож-ками». | Профилактика заболева-ний, укрепления функций организма |
VII. Форма презентации:
предоставление фотоматериалов по организации оздоровительной работы с использованием метода кинезиологии.