Программа физкультурно-оздоровительной направленности "Игры народов Севера"
Бегает с копьем
Близится расплата
За мои грехи
Сжалься, сжалься, Торум
Сыну помоги!
Припев: Ил выхалты арэх
Ил выхалты арэх
Ил выхалты арэх
Загадки Берестяной маски:
Что зимой не мерзнет, и летом не мерзнет. (Сердце)
Сам маленький, а сильнейшего ловит, даже волка. (Капкан)
На ветке кедра горят два огонька, а дыма нет. (Рысь)
В воде играет, а на земле умирает. (Рыба).
Сценка «Трусливый охотник».
Ведущий 1:В одном чуме у ханты медведь растащил хранящиеся в лабазе запасы. Хозяин говорит жене:
Хозяин:«Пойдем, жена, убьём медведя, — я их и раньше убивал; у меня есть ружье и рогатина!». Ведущий 1:На самом же деле, он не только не убивал медведей, но даже никогда и не видывал их. Поэтому про себя муж думает:
Хозяин: «Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то ведь он меня задерёт!»
Жена: Не идти на охоту,
Ведущий 1:Однако муж стоит на своём и обещает злодея убить.
Хозяин:Нет я пойду, и все равно его убью.
Ведущий 1:Только они отошли немного от чума, как навстречу им идёт медведь.
Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись домой, женщина попеняла мужа.
Жена: «А ведь я говорила тебе, что ты испугаешься и убежишь».
Хозяин:«Один бы я ни за что не убежал! А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко справишься с этим медведем!»
Ведущий 2:
По окончании праздника мясо медведя варили и съедали.
Чтецы в национальных костюмах
Чтец 1. А праздник не кончается.
Кругом шумит, идет.
Вот из медвежьей пасти
Охотник – лесовик
Как талисман на счастье
Берет медвежий клык.
Его на пояс вяжет.
В тайге среди болот
Он верный путь укажет
И черта отпугнет.
А когти прячет в щели
И трещины коры
Большой косматой ели.
Чтец 2.К тебе в тайгу с ружьем
Прости, что разбудили
Тебя в жилье твоем.
И танец продолжают,
Приняв серьезный вид.
Опять изображают,
Как был медведь убит.
И стонут половицы,
И, песнями звеня,
Медвежий праздник длится
Три ночи и три дня.
Хозяева и гости день,
Два и три подряд
Сосут медвежьи кости,
Медвежью плоть едят.
Берется осторожно
Любимая еда.
Лишь палочками можно,
Руками – никогда.
Чтец 3. Идут запреты эти
С прадедовских времен:
По правилам игры
Отныне пусть медведи
Когтями нас не рвут,
Как мирные соседи,
Пускай в лесу живут.
А там еще серьезный
Настанет миг опять:
Медвежий череп грозный
Поглубже закопать.
И прокричать заклятье:
«Спокойно спи медведь
И пусть твои собратья
Нас не тревожат впредь»
Чтец 4. Медвежьей желчи, свежей,
Нацедим в пузырек,
Целебный жир медвежий
Припрячем тоже впрок.
Медведя мы, как брата,
За все благодарим.
«А мы не виноваты» -
Прощаясь, говорим.
Ведущий: И в заключение праздника, хочу сказать, если для русского человека медведь — это просто зверь, обитатель тайги, то для народа ханты издревле медведь олицетворял существо сверхъестественное, возвышенное.
Ребята, надеюсь, вы узнали сегодня много полезного для себя. В этом году мы постарались с вами проиграть этот праздник в современном варианте по структуре медвежьих игрищ. А сейчас предлагаем поиграть в национальные игры на улице. Всем спасибо за участие!
Национальная игра «Важенка и оленята»
Под полярною звездой
Скачет оленёнок
Он на ножки встал весной
С ягельных пелёнок.
Важенка очень любит своего олененка и оберегает его от волков. Одни – мама (важенка), а другие оленята.
Ход игры:На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Всё, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины – играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идёт!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.
Правила игры.Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
Эти игры имеют большое значение для детей коренного населения. Они с детства готовят их к взрослой жизни, развивают ловкость, смелость, находчивость и воспитывают трудолюбие.
Игра «Солнышко»
Выбирается водящий — «Солнышко»,— который стоит за границей площадки и громко говорит: «День! День! День!» Все бегают, играют на площадке. И когда «Солнышко» говорит: «Ночь» — все замирают, «засыпают».
«Солнышко» ходит между «спящими» и смотрит. Того, кто зашевелится, забирает к себе.
Выигрывает тот, кто остался последним и ни разу не шелохнулся.
Игра «Косолапый медвежонок»
Ребята выбирают «косолапого медвежонка». «Медвежонок» находится в «берлоге, ест ягоды». Все дети потихоньку подкрадываются к его «берлоге», собирают ягоды. Это не нравится «косолапому медвежонку», он выскакивает из «берлоги», и все игроки начинают убегать. «Медвежонок» бросается в погоню, ловит одного и ведёт к себе. Игра продолжается до тех пор, пока большинство не будет поймано. Побеждает тот, кто не был схвачен «медвежонком».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 46
«КОТ В САПОГАХ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета №1 Протокол №1 от 27.08.2015г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах» ___________ Г.Н. Федотова приказ от 27.08.2015 №139 |
ПРОГРАММА
дополнительной образовательной деятельности
физкультурно-оздоровительной направленности
для детей старшего дошкольного возраста:
«Игры народов Севера»
Составитель: Петрова С.В.
воспитатель
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы 3
1. Пояснительная записка 5
1.1. Цели и задачи Программы 5
1.2. Планируемые результаты 5
1.3. Объем образовательной нагрузки 6
2. Содержание Программы «Игры народов Севера» 6
3. Организационно-педагогические условия 33
3.1 Учебный план 33
3.2. Расписание занятий 33
3.3. Календарный учебный график 33
3.4. Программно-методическое обеспечение 34
3.5. Материально-техническое обеспечение 34
4. Мониторинг 35
Список литературы 37
Приложения 38
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа дополнительной образовательной услуги физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста |
Основание для разработки Программы | — Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.; — ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); -Адаптированная образовательная программа дошкольного образования. — Программа физкультурно-оздоровительной направленности: Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера». |
Заказчик Программы | МАДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» родители (законные представители) воспитанников |
Составитель Программы | Петрова С.В., воспитатель без квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста 6-8 лет, 18 человек |
Срок реализации Программы | 1 год (сентябрь 2015г. – май 2016г.) |
Цель Программы | Содействие оптимальному психофизическому развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей, уровня здоровья, требований социализации через приобщение к подвижным играм, содержащим национально-региональный компонент. |
Задачи Программы | 1. Формировать представления о традициях подвижных игр, национальном фольклоре народов Севера. 2. Учить действовать в соответствии с правилами в изменяющейся игровой ситуации. 3. Развивать базовые двигательные качества. |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МАДОУ ДС№ 46 «Кот в сапогах» и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста. Формы предоставления результатов: -итоговое мероприятие: физкультурный праздник «Медвежьи пляски» -фотовыставка; -слайдовые презентации; -отчет о реализации Программы. |
Механизм реализации Программы | Администрация ДОУ: — анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы — вносит предложения и корректировки — осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы |
Краткое содержание Программы | Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. Игры народов Севера способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности, здоровьесбережению. |