Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Коррекционно-развивающее занятие с элементами технологии педагогических мастерских "Лебедь"

Коррекционно-развивающее занятие с элементами технологии педагогических мастерских «Лебедь»

Цель: постижение сказочного и создание своего образа царевны-лебедя.

Задачи:

1. Развивать навыки соотносительного анализа через сравнение образов.

2.Развивать эмоционально-чувственную сферу через осознание и фиксацию своих чувств при работе с картинами.

3. Развивать мелкую моторику на основе упражнений в скоординированных движениях пальцев и рук.

4. Воспитывать стремление вкладывать в свою поделку частичку души, сердца.

Оборудование: ноутбук с иллюстрациями из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», репродукцией картины Врубеля «Царевна-лебедь», репродукцией А.Д. Рейпольского «Царевна-лебедь», тетради для творческих работ, ручки, картон А4 с рисунком лебедя, наборы пластилина, бисер белого, голубого и розового цвета, пайетки разных цветов.

Ход занятия.

  • I.Индуктор. Актуализация знаний. (Приём «Вживание».) Включается фрагмент музыки Сен Санса «Лебедь».

Закройте глаза и представьте себе лебедя. Представьте, как он медленно скользит по зеркальной глади озера… Откройте глаза, возьмите ручку и запишите определения к слову «лебедь». А теперь заполните вторую колонку, запишите, что вы при этом чувствуете. (Самоконструкция данного типа будет присутствовать на каждом этапе.)

Лебедь

Я чувствую

Прекрасный

Красоту

— Какие вы знаете сказки про лебедей? Какие новые качества вы вспомнили? Запишите.

Работа над темой.

— Вы назвали сказку Пушкина. Чем необычен образ Царевны-лебедя?

-Давайте посмотрим, как изображали разные художники Царевну-лебедь (подборка на ноутбуке картин художников-иллюстраторов И.Я.Билибина, В.Лагуна, А.Д.Рейпольского). Что вы видите? Что вы чувствуете? Запишите. Какая иллюстрация понравилась больше всего? Чем?

— Сейчас мы сравним картину Врубеля и иллюстрацию художника Алексея Рейпольского.

— Что общего и чем отличаются картины? Какого цвета больше всего на картине Врубеля?

-А на иллюстрации Рейпольского? Что вы чувствуете, глядя на Царевну-лебедь Врубеля? Рейпольского? Запишите. Кто затрудняется, может воспользоваться таблицей чувств, инфо-карта №2.

Социоконструкция.

— Поработайте в парах, подумайте, какие чувства хотел передать нам:

1.Врубель.

2.Рейпольский.

Запись на доске.

Самоконструкция.

— Запишите в тетрадях, какие эмоции на лице Царицы Рейпольского, а какие на лице Царицы Врубеля.

— Зачем Рейпольский усиливает центральный ослепительно-белый образ Царевны ярким светом солнечного дня? Какие чувства он хочет передать?

— Зачем Врубель усиливает контраст между белоснежным образом Царевны и тёмным морем и небом? Какие чувства могут выражать тёмные, мрачные цвета?

Допишите в таблицу определения к слову «лебедь».

Какой образ Царицы вам нравится больше? Чем? Постарайтесь запомнить его, он вам пригодится в дальнейшей работе.

— Как выдумаете, что мы будем делать дальше?

— Для чего мы провели такую большую подготовительную работу?

— Посмотрите, пожалуйста, на мой вариант лебедя и на свои шаблоны. С чего вы начнёте свою работу? Затем? Чем закончите? На партах у вас лежит инфо-карта с пошаговой инструкцией, необходимый материал, начинайте работу.

II. Самоконструкция – изготовление царевны-лебедя по инфо-карте под музыку Сен Санса. Даётся возможность придумать свой декор, своё цветовое решение, используя различные материалы.

Индивидуальная помощь по запросу.

Афиширование.

— Положите, пожалуйста, свои изделия на первую парту. Рассмотрите их. Кто-то работал с печальным образом Царевны? Получилось его передать?

Рефлексия.

— Какие чувства вы испытываете сейчас? Вам нравится ваша работа? Какие работы вы бы отметили и почему?

А теперь возьмите на парте стикер и наклейте на свою ступеньку лестницы достижений.

Было легко и интересно

Испытывал незначительные

затруднения

Трудно, но интересно

Пока трудно

Приложение.

Инфо-карта №1

Композиция – составление целого из частей. В центре картины — ? Вокруг -?

Цвет – какого цвета центр картины? Вокруг?

Что художник хотел нам сказать? Что хотел выразить?

Врубель «Царевна-Лебедь». Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества. В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая по мрачному морю к далекому таинственному берегу.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется тёмное, тревожное море. Далеко-далеко, у самого края моря видна розовая кромка вечерней зари…

Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни, видны чёрные стены далёкой крепости. Царевна не приближается, она уплывает во тьму, но мы готовы бесконечно любоваться её прекрасным и печальным образом.

Рейпольский. Царевна ослепительно красива. Статная, гордая, уверенно она смотрит на своего зрителя. Яркий солнечный день, чистая голубизна неба, сияющие золотом купола церквей – всё это подчёркивает её исключительность. Кажется, что она вот-вот скажет: «Я здесь царица!», — и ни у кого не возникнет ни тени сомнения, потому что её красота наполнена внутренней силой, которую невозможно не почувствовать.

Инфо-карта №2. Таблица чувств

Инфо-карта №3

  • 1.Заполняем контуры рисунка пластилином: белый лебедь, красный клюв, черный глазик, синие завитушки волн и сиреневые брызги.
    2. Теперь украшаем крылья лебедя белым бисером, края крыльев украшаем белыми с сиреневым перламутром пайетками.
    3. Завитушки волн по контуру украшаем голубым бисером, контур брызг — белым.
    4. Рисуем лебедю корону, заполняем желтым пластилином, полностью обклеиваем корону золотыми пайетками.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации