Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

​Развитие изобразительного творчества детей в непосредственно образовательной деятельности, как актуальная проблема.

Развитие изобразительного творчества детей в непосредственно образовательной деятельности, как актуальная проблема.

Воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности начинает осуществляться уже в дошкольном детстве, в тех видах деятельности, которые отечественные психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, и др. называют «детскими». К ним относятся игра, коммуникативная, познавательно исследовательская, продуктивная (рисование, лепка, аппликация) и др..

Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из компонентов личностной культуры (Е.В.Бондаревская, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.).

Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности. Анализируя современное состояние проблемы развития изобразительного творчества, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей раннего развития потребности в нем, формирования субъектного опыта творчества в рамках компетентности ребенка дошкольного возраста.

В то же время в дошкольном образовательном учреждении, которое является первым звеном непрерывной системы образования, закладываются основы личности, её свойства и качества, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника. В решении этой проблемы особая роль отводится такому жизненному периоду как 5-6 лет, когда ребенок осваивает окружающий мир не только в «научных» понятиях, но через «язык изобразительного искусства» (Б.П.Юсов), посредством которого отражается многообразие этого мира с помощью чувств, эмоций.

Наметившаяся тенденция смены существовавшей парадигмы образования является следствием инновационных процессов, связанных с его гуманизацией, внедрением личностно-ориентированной дидактики. Еще в концепции дошкольного воспитания (1989) подчеркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в двух основных тенденциях развития ребенка: во-первых, быть непохожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать по-своему, и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими.

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются огромные потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста, которые не всегда используются в достаточной степени (Д.Б.Богоявленская, Н.А.Ветлугина, Л.И.Гурова, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, И.Ю.Соколова, Р.Б.Стеркина и др.)

Построение образовательного процесса в ДОУ на основе современных нормативно – правовых документов Министерства образования и науки потребовало пересмотра существующих взглядов на занятия с детьми, с позиции организации непосредственно образовательной деятельности как совместно со взрослыми, так и самостоятельной. Эти положения относятся и к продуктивной (изобразительной) деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволил выявить следующие противоречия:

— между взросшим интересом и стремлением педагогов развивать творчество детей в изобразительной деятельности и недостаточным владением современными методами и технологиями этого процесса;

— между наметившейся тенденцией к осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми в образовательном процессе и недостаточными теоретическими и практическими умениями в условиях реализации новых нормативно-правовых документов по дошкольному образованию.

На основании этих противоречий была определена проблема исследования: каковы педагогические условия и пути развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной (продуктивной) деятельности.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступают педагогические условия развития творчества детей непосредственно образовательной деятельности (рисовании).

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой можно предположить, что изобразительное творчество детей развивается при следующих педагогических условиях:

  • -интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Музыка»;
  • -использование личностно-ориентированных технологий приоритетных в развитии изобразительного творчества;
  • -опора в образовательном процессе педагогической поддержки, изменение позиций педагога в совместной деятельности с детьми;
  • -создание предметно-пространственной эстетической среды, обеспечивающей эмоционально-эстетическое проявление свободы творчества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи:

  • -Охарактеризовать состояние проблемы в психолого- педагогической литературе и определить теоретические подходы к её исследованию.
  • -Выявить особенности проявления творчества детей в рисовании.
  • -Апробировать систему работы и технологии развития изобразительного творчества в непосредственно образовательной (продуктивной) деятельности детей.
  • В педагогических исследованиях Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, И.А.Лыковой, Л.В.Компанцевой и др. содержится мысль о возможности развития творчества дошкольников в процессе обучения. Для этого, по мнению ученых, необходимо создавать определенные педагогические условия (развивающая среда, организация наблюдений, развитие опыта и т. д.), побуждать к овладению определенными способами творческой деятельности, разнообразить ее средства и формы. ученые считают творчество движущим фактором развития личности, подчеркивая его уникальность. Признавая одной из важных сущностных характеристик творчества его новизну, общественную значимость Определение подчеркивает специфику творчества в дошкольном детстве.

Опытно — экспериментальная работа проводилась в городе Ростов -на- Дону в МБДОУ № 156 с детьми старшей группы. В эксперименте участвовала группа детей из 20 человек.

Задачами констатирующего эксперимента явились:

1.Проанализировать содержание и средства выразительности детских

рисунков.

2.Определить особенности проявления творчества в рисовании у детей экспериментальной группы.

На констатирующем этапе использовались следующие методы:

— тест П.Торренса, О.М. Дьяченко «Дорисуй фигуру»;

— наблюдение процесса рисования;

— беседа об использовании выразительных средств рисунка;

— анализ детских работ, предоставленных воспитателем.

  • Констатирующий эксперимент проводился по двум сериям.

1 серия.

Были проанализированы рисунки на тему «Зима», «Весна», созданные детьми на занятиях рисованием по плану воспитателя. Для анализа детских работ использовались критерии, разработанные Т.С. Комаровой.

На основе этих критериев были охарактеризованы уровни выразительности созданных детьми изображений и проявления творчества.

Уровни выразительности созданных детьми изображений и

проявления творчества.

Высокий.

Рисунок содержит оригинальное композиционное решение в соответствии с темой, использованы различные цвета (5 и более), соблюдена

пропорциональность, передано верное строение предметов, движение, проявлено творчество, оригинальность замысла изображения.

Средний.

Ребенок стремится передать композицию рисунка в соответствии с темой, однако, не совсем точно передается окраска предметов, преобладает 3-4 цвета, строение предметов несколько искажено, расположение их на листе фризовое, движение выражено неумело или передан только начальный

момент, творчество проявлено незначительно.

Низкий.

Использовано 1-2 цвета, нереальная окраска, строение предметов

неверное, скученная или вытянутая композиция, движение не передано совсем (статично), творчество не проявлено.

2 серия. Тест «Дорисуй фигуру» (Модифицированный тест П.Торренса и О.М. Дьяченко).

Каждому ребенку было предложено два задания. Для первого задания «Дорисуй незаконченный рисунок» предлагалось десять карточек с недорисованным изображением предмета. Для второго задания «Дорисуй фигуру» — одна карточка с изображением на ней геометрической фигуры. Детей просили дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Оценивалась степень оригинальности, необычности созданного ребенком изображения по критериям О.М.Дьяченко.

констатирующий эксперимент показал, что у детей этой группы уровень проявления воображения и творчества в основном, низкий и средний. Дорисовывая геометрические фигуры, дети изображают лишь отдельные объекты, иногда детализируя их. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи в формирующем этапе эксперимента:

  • 1.Разработать художественно-образовательные проекты, включающие непосредственно образовательную деятельность рисования, способствующую развитию творчества на основе интеграции с другими видами детской деятельности.
  • 2.Воспитывать эмоциональное отношение к изображаемому, желание рисовать оригинально, «не так как у всех»;
  • 3.Создать художественно-эстетическую развивающую среду, способствую развитию умения, «замечать красоту».
  • Для того чтобы воплотить поставленные задачи, использовались следующие технологии:
  • -активные наблюдения действительности с выполнением творческих заданий (отыскать образы, представленные в различных видах искусства);
  • -проблемные ситуации;
  • -дидактические игры;
  • -беседы по знакомству детей с эстетическими характеристиками предметов и явлений;
  • -проблемные вопросы;
  • -рассматривание иллюстраций, сравнение двух-трех иллюстраций, соотнесение их содержания с характеристиками в литературных произведениях;
  • -слушание музыкальных произведений, выделение в них музыкальных образов;
  • -пластические этюды;
  • -анализ детских работ.

Были использованы различные технологии проведения продуктивной деятельности и развития творчества детей: культуросообразные, игровые, коммуникативно-диалоговые, педагогической поддержки. Они раскрыты в методике проведения каждого занятия.

В формирующем этапе использовались игровые приемы, в частности, введение сказочных персонажей в структуру обучающих занятий, составление рассказов и сочинение сказочных историй детьми по своим рисункам; игры-упражнения: «Нарисуй каракули, отыщи в них какой-то образ. Что ты увидел? Расскажи об этом»; игры с красками: «Нарисуй кляксу, на что она похожа? Что можно к ней дорисовать, чтобы получилось животное или растение?», «Покажи пластический этюд, чтобы узнать, кого ты изобразил».

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, использовалось художественное слово, произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой.

Как прием, способствующий развитию у детей умения анализировать сделанное, использовалось рассматривание рисунков в конце занятия, оформление выставок детских работ для родителей. При этом дети имели возможность дорисовать неоконченный рисунок, дополнить новыми деталями по своему желанию, рассказать о нем.

Особое внимание уделялось организации развивающего пространства подготовки детей к рисованию, накоплению в этот период эстетических впечатлений и представлений для формирования замысла.

Формирующий эксперимент проводился в виде двух проектов.

1-й проект «Волшебная страна» на основе сказок.

2-й проект «Что такое красота» на основе отражения в рисунках природы и красивых вещей.

Приведем в качестве примера содержание второго проекта.

Второй проект был назван «Что такое красота».

1-й этап включал в себя непосредственно-образовательную деятельность на темы о природе: «Весна красна!», «Полюбуйся, весна наступает». Охарактеризуем методику их проведения.

Это содержание изобразительной деятельности основывалось на непосредственных наблюдениях детей. Использовался метод «активного наблюдения», предполагающий восприятие в живой природе тех образов, о которых поэтично говорится в стихах или в пейзажной картине.

На этом этапе широко использовалось речевое творчество детей, тесно связанное с изобразительным.

Темы непосредственно образовательной деятельности в этом проекте: «Весна красна!», «Полюбуйся, весна наступает».

2-й этап предусматривал знакомство детей с красотой в быту, вещах, окружении детей.

С детьми провели беседу: «Что такое красота? Что бы ты хотел иметь красивого? Что красивое ты видишь в нашей группе, на участке детского сада?»

Детям предложили нарисовать на тему «Что такое красота? Они очень оживились, заулыбались, сказали, что не могут представить, что нарисовать.

нарисовать. Тогда педагог предложил детям подумать, что из вещей им нравится, из явлений природы, из жизни в детском саду. Дети объясняли, что понимают под «красотой».

«Солнечное небо, красивая избушка и девочка» — это просто перечисление объектов.

«Красивое летом, светит ярко солнце, цветы кругом» — этот рассказ уже о красоте явлений природы.

«Наш детский сад очень красивый, и участок его большой, красивый. Мы можем качаться на качелях, спускаться с горки. Мы радуемся, что у нас красиво». Рассказ большой по объему, содержательный.

«Красивые сказочные люди и цветы. Цветы большие, яркие, разноцветные».

«Очень красиво, когда звери живут в сказочном лесу. Это как мы рисовали сказочные пейзажи». Это рассказ – воспоминание.

Дети сумели передать свои эмоции в рисунке, создали необычные сюжеты, изобразили яркие предметы. Рисунки отличаются необычной композицией, дети рисовали крупные предметы, интересно представили колорит рисунков.

Формирующий этап экспериментальной работы показал, что у детей значительно вырос интерес к изобразительной деятельности. Они стали свободнее воплощать свои замыслы с помощью разных способов изображения. Дети стали активнее, раскрепощеннее, свободнее. Создавая рисунки, они проявляли свое отношение к изображаемому. Замыслы детей стали богаче, интереснее, а работы – более выразительными, творческими.

Таким образом, можно отметить, что разработанные нами проекты образовательной области «Художественное творчество» оказали влияние на развитие творческого воображения и раскрытие личности ребенка. Дети лучше познали окружающую действительность, обогатили свой жизненный опыт, стали творчески подходить к реализации своих замыслов в рисунках.

Итоговый эксперимент показал, что у детей проявляются различные образы воображения на основе контуров изображений предметов и контуров геометрических форм.

Образы ассоциируются с различными формами предметов, их цветом, линиями, дополняются сюжетными элементами.

Проведенная работа позволяет говорить о том, что произошли значительные изменения в развитии творческих замыслов детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Педагогическая система, направленная на развитие детского изобразительного творчества, должна решать вопрос о формировании рисунка, о том, как придать ему художественно-творческий характер. Совершенно недостаточно только предоставлять детям возможность действовать самостоятельно и ожидать от них творческого развития. Способность к самостоятельным действиям надо тщательно воспитывать, учить детей способам таких действий. Для этого необходимо создавать благоприятные педагогические условия.

По мнению ученых, педагогическое руководство детским рисованием должно складываться из воздействий, направленных на воспитание творческой личности, и из учебной работы, в результате которой ребенок овладевает тем объемом умений, который позволяет ему творчески выражать

свои замыслы. Это положение подтвердилось в нашей опытно-экспериментальной работе.

Были сделаны некоторые выводы о технологиях развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста:

-рисование, лепка должны проходить на основе эмоциональных впечатлений;

-в процессе наблюдений используется сравнения различных образов, подбираются к ним выразительные характеристики, эпитеты, метафоры;

-проводятся беседы о предварительном замысле, ходе выполнения рисунка, его содержания, результата;

-введение в содержание художественной деятельности творческих нео6ычных заданий, постановка экспериментальных задач;

-побуждение детей к активным высказываниям в связи с сюжетами рисунков, к проговариванию характеристик образов, выражению своих эмоций.

Творческая работа доступна детям старшего возраста. Педагог должен

стремиться к тому, чтобы узнать резервные возможности своих детей, изучить их личностные особенности, статус ребёнка в коллективе, чтобы на этой основе строить правильную систему воспитания каждого ребенка, в частности, средствами изобразительной деятельности добиться преодоления детских проблем.

Список литературы.

  • 1.Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012, № 1
  • 2.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников.
  • М.: Педагогика, 1976.
  • 3.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2006
  • 4.Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: Зимородок, 2006
  • 5.Компанцева Л.В. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условия приобщения детей дошкольного возраста к культуре.// Детский сад от А до Я, 2005 № 4.
  • 6.Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей// Дошкольное воспитание, 1995 №№ 9-10.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации