Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Классный час по профориентации "Мой выбор"

«Мой выбор»

Классный час в 9 классе

Пунгина Людмила Анатольевна,

педагог-психолог высшей категории

МОУ Усть-Качкинская СОШ

Цель:Помочь учащимся на практике понять особенности осознанного выбора.

Задачи:

  • 1.Помочь учащимся осознать свои профессиональные желания и установить связи своих профессиональных желаний с предполагаемыми местами работы или учебы;
  • 2.Повысить уровень ориентации в мире профессионального труда, лучше осознать особенности профессий, связанных с престижностью.
  • 3.Проанализировать типичные ошибки при выборе профессии, найти способы защиты от ошибок;
  • 4.Помочь понять необходимость активных действий по выбору профессии.

5. Научить учащихся находить свою долю ответственности за принятые решения.

Необходимый материал: карточки, авторучки, три листа ватмана, фломастеры, список незаконченных предложений, список для игры «Самая-самая», список «Ошибки в выборе профессии» (см. приложение).

Педагог: Здравствуйте, друзья! Сегодня наш классный час посвящен теме «Мой выбор». Слово «выбор» в этом учебном году звучит для вас очень часто: выбор экзаменов, выбор образовательной траектории и образовательного учреждения, выбор профиля, выбор профессии. Вот о профессиональных намерениях мы сегодня и поговорим.

На столе лежат карточки. Вам надо написать на отдельных карточках названия профессий (или роды деятельности), которыми вы хотите заниматься в течение жизни. Заполните от 1 до 3 карточек. Далее мы перемешаем все карточки и каж­дый вытянет случайно только одну (как лотерейный билет). Затем обсудим результаты.

Каждый ученик вытаскивает из пачки случайно одну карточку с названием профессии.

Педагог просит встать тех учащихся, кто вытащил карточ­ки с профессией, которую сам же и выбрал (написал на карточке). Обычно таких участников бывает немного (1-2 человека), а может и вообще никто не поднимется.

Педагог просит подсчитать процент тех, кому повезло, кому судьба подарила случайно профессию, которую он сам хотел. Поскольку их бывает мало, то обычно вывод очевиден — «на судьбу надейся, но и сам не пло­шай».

Педагог: Поскольку тех, кому повезло, кому судьба подарила случайно профессию, которую он сам хотел не так уж много, нам нужно научиться более осмысленным действиям при выборе профессии.

На ваших столах лежат листы, на которых написано: «Мои профессиональные желания» (Приложение 1). Вы видите 21 незаконченное предложение. Вам нужно выбрать из этого списка любые 5 и закончить предложения прямо сейчас.

Ребята выполняют задание.

Теперь обратите внимание на три дополнительных вопроса внизу страницы. Чтобы ответить на эти вопросы, у вас должны быть пред­полагаемые места работы или учебы. Если таковые отсутствуют (так получилось), то придумайте прямо сейчас хоть что-нибудь — сделайте это в учебных целях.

Задание выполняется индивидуально. После того, как задание выполнено…

Педагог: Объединитесь произвольно (как сами решите) в малые группы и обсудите со своими товарищами ответы на три вопроса. Попросите доброго совета, если хотите. Дайте совет, если вас попросят.

Работа в группах — обсуждение.

Педагог: Сейчас я буду предлагать вам некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете назвать те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени подходят для данной характеристики. К примеру, «самая денежная профессия». Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

Педагог называет необычную характеристику, учащиеся просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Педагог записывает 3-5 вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение из этого списка «самой-самой» профессии. Оценки могут (и должны) быть субьективными, нужно проявить уважение к различным мнениям и стараться направлять дискуссию в сторону выявления тех критериев, по которым учащиеся производят свою оценку и их источников информации. Делать это можно, задавая вопросы: «Как ты определил, что названная тобой профессия обладает этой характеристикой? Откуда ты об этом узнал?» Для того чтобы занятие проходило более интересно, нужно заранее отобрать необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать учеников. Многие необычные характеристики могут иметь несколько смыслов, что создает дополнительный стимул для дискуссии и размышлений. Примеры таких характеристик приведены в Приложении 2.

Педагог: Ну что ж, как видите, за некоторыми профессиями часто закрепляются определенные характеристики – стереотипы «самая денежная, модная, престижная» профессия. И очень часто, человек выбирая профессию и руководствуясь только этим критерием, совершает ошибку.

На ваших столах лежат листы, на которых написано: «Ошибки в выборе профессии» Приложение 3). Внимательно изучите этот список и отберите три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для вас, то есть вы видите для себя большую вероятность совершить именно эту ошибку (а может, вы ее уже совершили или совершае­те сейчас).

Ребята работают на листах.

Теперь, когда вы отобрали для себя по три наиболее вероятные ошибки, я попрошу вас по очереди назвать их номера. Я буду па­раллельно, на основе ваших решений, вести статистику на доске ставить палочки напротив номеров ошибок.

В завершение давайте обратим внимание на ошибки, которые име­ют в нашем классе наибольший рейтинг (получили больше всех выборов). Для этого мне бы хотелось, чтобы вы ответили на три вопроса.

(Вопросы написаны на доске или на ватмане)

1.Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

2.Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

3.Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

Я вижу, вы уже засиделись на одном месте, поэтому давайте отправимся в небольшую поездку, ну скажем на автобусе.

Что делают люди, когда ждут автобуса на остановке? Думают. Разговаривают. Читают разные объявления на столбах, а некоторые даже еще и дописывают кое-что в эти объяв­ления. Наша игра называется «Автобусная остановка», потому что мы сейчас будем делать похожие вещи.

Мы поделимся на три группы (самый простой способ — рассчи­таться на первый-второй-третий). Вы видите, что в разных концах комнаты висят листы с надписями:

«НАЧАТЬ», «ПРОДОЛЖАТЬ», «ПРЕКРАТИТЬ».

Каждая группа займет место возле отдельного листа и запишет в него все то, что касается данного вопроса (обратить внимание на вопросы, написанные на доске или ватмане). Используйте метод «мозгового штурма», не критикуйте ничего, а просто записывайте на листе.

Через некоторое время я подам сигнал, и это значит, что «пришел автобус» и группам нужно ехать на другую остановку. Двигаться будем по часовой стрелке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться — прочитайте, что было создано до вас, и напишите что-нибудь новенькое.

  • Начали!

(Вместо обсуждения достаточно просто прочитать то, что написали ученики, задавая уточняющие вопросы на понимание)

Педагог: Вот и подходит к завершению наш разговор о выборе профессионального пути. Мы хорошо поработали (обратить внимание на проделанную работу, подвести некоторые итоги) И, завершая сегодняшнюю встречу, мне хотелось бы напомнить вам детскую сказку: Жил-был у бабушки серенький козлик…

Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, задравший с голодухи несчаст­ное животное? Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая отставила козлика без присмотра… Вы согласны?

Попробуйте выразить свое мнение в виде «графической диаграммы» Например, так:

А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии. Кто отвечает за решение и в каком объеме:

— учителя;

— родители;

— профконсультанты;

— друзья;

— Я

Ребята выполняют задание

Педагог: Спасибо за работу. Русская пословица гласит: " Всяк кузнец своего счастья". Домашнее задание: Вместе с родителями вечером нарисуйте еще раз диаграмму ответственности при выборе профессии.

И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы». Желаю, чтоб вы нашли работу по душе и были счастливы!


Приложение 1

Мои профессиональные желания

Я собираюсь...

Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы...

Я стремлюсь...

Я могу достичь успеха в...

У меня подходящий возраст для...:

Я абсолютно убежден, что я хочу...

Мой успех связан...

У меня есть то, что требуется для...

Я знаю, что я буду...

Я совершенно уверен...

Мне хорошо иметь...

Мне хорошо быть...

ИзображениеИзображениеВ работе я удовлетворю свое желание...

У меня есть естественное стремление...

Моя учеба или работа позволяет мне...

Для меня удобно и выгодно...

У меня есть способности для...

Я мечтаю...

Мой профессиональный интерес направлен...

У меня достаточно сил и желания...

Мое сегодняшнее положение позволяет…

Три вопроса:

Связаны ли мои профессиональные желания с предполагаемыми местами работы или учебы?

Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы и учебы, которые более полно удовлетворяют мои желания?

Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетво­ряться мои желания в тех местах работы или учебы, которые я себе предварительно наметил?

Приложение 2

«Самая-самая»

Самая «зеленая» профессия

Самая «сладкая» профессия

Самая «волосатая» профессия

Самая «детская» профессия

Самая «смешная» профессия

Самая «высокая» профессия

Самая «дикая» профессия

Самая «праздничная» профессия

Самая «мужская» профессия

Самая «женская» профессия


Приложение 3

Ошибки в выборе профессии

1.ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕН­НОМУ.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должно­стей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2.БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что не­которые важные для общества профессии, занятия считаются недо­стойными, неприличными (например, мусорщик).

3.ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ
ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4.ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ — ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ — НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается дан­ным видом деятельности.

5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требу­ется знание языка, много — переводчик, экскурсовод, телефонист меж­дународной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учиты­вать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеВо все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная иинтересная техника, повышается культура труда.

8.НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ
РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях,
способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учи­теля, товарищи.

9.НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ
ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказа­ны, так как они могут ухудшить твое состояние здоровья.

10.НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ
ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ
ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь опреде­ленные действия в определенной последовательности. Было бы ра­зумно поступить так же и при выборе профессии.

В качестве источника использованы материалы «Маршруты успеха» (http:///kemocpom.chat.ru/marsh.html) Кемеровского областного цен­тра профориентации молодежи и психологической поддержки насе­ления (см. также работы Е. А. Климова).

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации