Использование элементов технологии продуктивного обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Понятие «информационная культура» включает свод правил поведения в информационном компьютеризированном обществе. В понятие «информационная культура» также относится способность человека осознать и освоит информационную картину мира с тем, чтобы, познав ее, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему, разумно выбирать информационные потоки, сознательно строить собственную информационную среду, выживать и преуспевать в информационном и компьютеризированном обществе.
Целью образования сегодня является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к полезному труду.
Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования, также ориентированного на достижение выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) общих и профессиональных компетенций.
Для реализации компетентностного подхода имеют место следующие направления работы:
1.Построение модели преподавания, обеспечивающей развитие общепрофессиональных компетенций, заложенных в требованиях ФГОС СПО.
2.Эффективная организация учебного процесса, обеспечивающего мотивированное обучение.
3.Максимальное использование собственного опыта преподавания с коррекцией на веяния нового времени
Основные теоретические позиции, идеи технологии продуктивного обучения
Продуктивное обучениеориентируется на создание учениками образовательного продукта, который получается путем добавления нового к уже известным знаниям. Благодаря тому, что продуктивное обучение носит производственный характер, это делает обучение эффективным инструментом начальной профессиональной подготовки и способом социальной адаптации подростков. Термин «продуктивное обучение», Productive Learning (PL) был введен в 90 х годах немецкими учеными и педагогами Ингрид Бем и Йенсом Шнайдером. Определение продуктивного обучения выработано совместно участниками II конгресса Института продуктивного обучения в 1992 году Пенише (Португалия). Результатом деятельности учеников становятся творческие работы не только по учебным дисциплинам, но и по методологии их деятельности. На сегодня определение продуктивного обучения звучит следующим образом: «Продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентируемыми действиями в жизненных ситуациях».
В системе продуктивного обучения роль педагога меняется самым решительным образом. Он перестает быть «источником мудрости», которая должна быть передана ученикам, а становится их партнером и советником. Главным содержанием работы учителя становится совместное составление с учеником его индивидуального образовательного маршрута, предоставление информации о возможностях той образовательной среды, в которой происходит обучение, индивидуальное консультирование, организация групповой работы, совместный анализ итогов и результатов обучения.
Основополагающие принципы продуктивного обучения, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК дисциплины:
- продуктивность: результат обучения – активные познавательные умения и материализованный продукт-отчет как свидетельство глубоких и разносторонних умений
- прикладной, профессиональный характер деятельности студента: содержание задания связно с производством, специальностью, особенностью региона
- реалистичность: приоритетное использование методики моделирования реальных ситуаций в работе со студентами
- системность (технологичность): продукт — есть комплекс взаимосвязанных практических работ студента всей учебной дисциплины
- индивидуализация (вариативность) деятельности студента: возможность вариации в рамках задания
- Алгоритмичность обучения: деятельность студентов есть регламентированная система действий.
- Интерактивность обучения: выполнение заданий во взаимодействии и диалоге
Для общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» мною разработаны следующие принципы:
- 1.В рабочей программе учебной дисциплины заложено выполнение практических заданий, которые по содержанию работы обязаны сформировать у студента систему общепрофессиональных компетенций.
- 2.Содержание заданий носит профессиональный характер, близкий к реальной ситуации и в зависимости от целей развивают описательные, творческие, расчетные, поисковые качества студента
- 3.В ходе выполнения заданий студентами создается образовательный продукт, который образует единое целое и получается путем добавления нового к уже известным знаниям и умениям – систему взаимосвязанных практических заданий
- 4.Система взаимосвязанных ПЗ – это проект виртуального предприятия для которого студенты средствами информационных технологий должны спроектировать логотип, кадровый состав работников, страницу сайта, осуществить расчет фонда заработной платы и т. д
- 5.Продукт создается студентом в процессе всего курса обучения по алгоритму, заданному преподавателем в форме электронной версии рабочей тетради (РТ)
- 6.Электронную версию РТ студент получает в начале курса обучения и может работать по индивидуальному плану.
7.Конечный продукт деятельности студента — это образовательный отчёт в печатной форме рабочей тетради и электронной версии с приложениями расчетов, презентаций
8.Электронная версия РТ с приложениями составляет компонент портфолио студента по дисциплине
Цель обучения: организовать личностную деятельность обучаемых, которая обеспечивает развитие общепрофессиональных компетенций через продуктивную деятельность и способствует формированию поискового, творческого, преобразовательного характера учебного познания
Конкретные цели обучения вытекают из следующего: обучаемые должны уметь определять индивидуальный смысл занятий по дисциплине, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения обучаемого в конструирование собственного образования обеспечивает –образовательная модель и сам преподаватель, тем полнее оказывается его индивидуальная самореализация, тем выше результат самообучения
Необходимо обучить студента умению самостоятельно «добывать» необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие склонности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания. На основе этих рассуждений детализированы конкретнее цели обучения.
Успех в учебе – это умение плюс желание. Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Обучаемые, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новую информацию.
Прежде чем использовать образовательные методики, приемы мотивации на занятиях и во внеурочной деятельности, считаю необходимым провести анализ особенностей пространства, в котором реализуется образовательная дисциплина.По результатам анализа особенностей и проблем я определяю составные элементы методики обучения
На начальном этапе обучения организую следующее
1.Объясняю студентам особенности обучения:
-содержание общепрофессиональных компетенций
-перечень познавательных умений,
-порядок создания продукта-отчета: систему действий студента по подготовке, выполнению и защите работы
2.Предоставляю студентам пакет методических материалов:
-электронную версию рабочей тетради
-график выполнения практических работ
-электронный учебник,
-базу мультимедиа сопровождения учебных занятий (желающим студентам0
-электронную версию методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
-график выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
-График использования КОС
3.Объясняю преимущества, которые студент получает в случае успешного выполнения заданий в рекомендованные сроки.
В дальнейшем систему работы по овладению студентом спектром активных познавательных умений в течение всего курса обучения строю по определенной схеме.
Студент выполняет следующую систему действий:
-готовит проект работы на бумажных носителях или в качестве замысла, используя методические указания к самостоятельной работе. Например – проект визитной карточки фирмы
-выполняет электронную версию работы согласно заданиям рабочей тетради (электронный проект визитной карточки)
-представляет печатаную версию работы преподавателю с последующей защитой
-сохраняет электронные версии всех работ в своей базе
-защищает конечный проект в форме конференции с использованием интерактивной доски
-Конечный продукт (диск с записью работы) помещается в портфолио студента
Результатом работы студентов по окончании курса является:
-Печатный вариант рабочей тетради
-Электронная версия базы совокупного продукта
-Познавательная система умений, спроектированная замыслом преподавателя
Возможный уровень самостоятельности работы студентов:
1.Работа выполняется по индивидуальному графику, опережая сроки календарно-тематического плана.
2.Работа выполняется по графику учебных занятий
3.Комбинированный вариант: работа в целом выполняется по графику занятий, по отдельным темам как вариант самостоятельной работы.
Собственный опыт работы по описанной методике показывает:
1.В группе из 25 человек примерно 6-8 студентов мотивированны на самостоятельный график работы. На занятиях они выполняют работу с опережением.
2.Значительная часть студентов ориентирована на работу согласно учебным занятиям, но в силу возможных пропусков занятий студентами, часть работы выполняется вне плана занятий, как правило с элементами консультирования успевающих студентов
Обучения информационным технологиям через информационные технологии
Основной формой реализации спроектированной модели преподавания является учебное занятие, а основным инструментом – мотивация.
Приоритетным направлением мотивации в моей работе считаю использование информационных технологий. Без активного внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий проведение занятий невозможно. Я называю это процессом обучения информационным технологиям через информационные технологии. Для этого должны быть в наличии все необходимые ресурсы, которые позволяют сделать любой урок более привлекательным и современным:
1.Аудиторию, оборудованную современными техническими средствами: компьютерами, интерактивной доской, мултимедеапроектором, принтером, сканером, веб-камерой
2.Базу компьютерного мультимедийного материала для сопровождения занятий, использованием которой я могу манипулировать в зависимости от ситуации, степени интереса обучаемых
3.Базовую среду программного обеспечения: Пакет Windows (Vista) с офисом, базу КонсультантПлюс постоянно пополняемую, компьютерную тестовую оболочку MyTest сетевой вариант, оболочку электронного учебника
4.Электронную версию пакета для студента (электронный учебник, рабочая тетрадь, методические указания)
5.Доступ в интернет с пользованием интернет-ресурсов
6.Локальную сеть
Элементы информационных технологий,
используемые мною на разных этапах урока.
1. Организационный этап. Вступительная часть занятия — поясняет цель и содержание последующей работы. Возможны приемы использования ИТ: слайды с указанием темы и перечня вопросов для изучения, задания для домашней работы, алгоритма выполнения работы.
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
- -Мультимедийное сопровождение: демонстрация небольшого видеоролика или презентации с комментариями
- -Демонстрация информационного ролика, презентации как мозговой штурм; (Например «Компьютер будущего», «Последствия компьютерных вирусов)
- -Демонстрация готового решения проблемы, выполненного преподавателем, студентом или материала из сети
- -Коллективное компьютерное тестирование с демонстрационного экрана с использованием тестовой оболочки или сетевого ресурса
3. Проверка усвоения материала.
- -Контроль индивидуальный или коллективный с использованием тестовой оболочки или сетевого ресурса
- -Защита практических работ в различных формах
- -Беседа по ходу работы над практическим заданием
4. Изучение нового материала/ выполнение практического задания. Использую варианты использования ИКТ:
- -Мультимедийное сопровождение темы: равнозначное слову преподавателя, дополняющая лекцию преподавателя или заменяющая его рассказ
- -Поэтапное решение задания с использованием программных средств и возможностей интерактивной доски
- -Постановка задачи перед студентами и предоставления возможности решения с использованием программных средств.
- 4.Систематизация и закрепление материала. Этот элемент занятия необходим для лучшего запоминания и четкого структурирования. Рекомендую ИКТ-приемы:
- -Обзор изученного материала с акцентом на основные положения и их взаимосвязь с демонстрацией важных элементов на слайдах
- -Диалоговая беседа с поиском в содержании презентации ответов на вопросы
- -Специально подготовленный материал в форме тестов или обзорной презентации
- -Провокационный наглядный материал в форме видеоролика или презентации с целью поиска верного ответа
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, я стараюсь соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда мне необходимо использовать информационные технологии на занятиях в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала, особенностей настроя студентов, характер объяснения новой информации
Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях:
Усиление наглядности и яркости обучения.
Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
Большая заинтересованность обучаемых.
Расширение видов деятельности на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся.
ИКТ – голососберегающая технология для учителей.
Возможность использования при подготовке к занятиям и в ходе занятия ресурсов системы Интернет.
Возможность возврата к пройденному материалу.
Повышение значимости, престижа дисциплины.
Контроль и оценка знаний и умений
Оценка работы студента является не только одним из компонентов учебной деятельности, но и показателем результативности, мощным психологическим фактором. Следовательно, контроль знаний и умений — еще одной мотивирующей формой достижения поставленной цели в обучении.
Я ставлю следующие задачи контроля и оценки знаний и умений:
-определение качества усвоения студентами учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками,
-определение меры ответственности каждого обучаемого за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно
Разработанная мною система контрольных оценочных сред предусматривает следующие виды контроля и оценки знаний и умений согласно разработанному графику:
-входной контроль знаний — компьютерный тестовый контроль (занятие № 1)
-компьютерный тестовый контроль по каждой теме (количество тем — 14)
-защита практической работы (количество тем 15)
-контрольная практическая работа
-промежуточная аттестация – зачетный тестовый контроль
По каждому виду контроля разработана система оценки
Краткая характеристика видов контроля
Тестовый контроль знаний проводится по каждой теме с использованием тестовой оболочки MeTest и ее широких возможностей. А именно, использую разнотипные задания: одиночный выбор, множественный выбор, сопоставление, определение порядка, ручной ввод числа и текста, определение части изображения и различные режимы тестирования: свободный, штрафной, обучающий.
Оценка практической работы (или продукта) включает отслеживание разных типов работы студента: домашней работы по созданию проекта, выполнения работы на ПК и зашитой этой работы.
Форма защиты практической работы на занятиях может быть различной:
-представление одной или нескольких работ с демонстрационного экрана,
-краткое представление всех в форме семинара
-индивидуальная защита работы преподавателю
Одно из достоинств в своей работе считаю систематизированность контроля знаний, суть которой в следующем:
- -знания каждого студента оцениваются в тестовой форме
- -умения каждого студента оцениваются защитой практических работ
- -каждый студент имеет отметку на каждом занятии