Презентация для педагогов "Информационно-практическое занятие "Воспитание. Обучение. Игра"
Информационно-практическое занятие для педагогов
«ВОСПИТАНИЕ – ОБУЧЕНИЕ — ИГРА»
Старший воспитатель
МБДОУ – д/с № 18 «Золушка»
Н.В. Глазырина
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31). Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.
Причины нарушений:
1) непонимание взрослыми важности игры;
2) отсутствие безопасного пространства для игры;
3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру:
4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
5) полное отсутствие игры в школе;
6) жесткое программирование свободного времени детей;
Отношение к игре позитивно должно поменяться с введением ФГОС. Возвращение игры приветствуется педагогами психологами, но в связи с этим возникают вопросы.
Как обеспечить достаточное время для игры в течение дня?
Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?
Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и пытались решить сегодня на нашем семинаре — практикуме.
А сейчас закрепим наши знания и подведем итоги.
ПЕРВОЕ ПОНЯТИЕ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ: ВОСПИТАНИЕ
На слайде вы видите высказывания великих людей о воспитании.
Объясните, как вы понимаете их суть.
«Воспитание должно не только развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою. „
К. Д. Ушинский
“Дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают, следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Один имеет более ума, чем другой, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием.
Ф. Квинтилиан
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь.
В. Г. Белинский
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
М. Горький
Воспитателем, как и художником, нужно родиться.
К. Вебер
ВТОРОЕ ПОНЯТИЕ НАШЕГО СЕМИНАРА – ОБРАЗОВАНИЕ
На слайде также представлены изречения об образованию Поясните их.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн
Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Анатолий Михайлович Кашпировский
Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Монтескье
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Какие цитаты отражают суть воспитания и обучения в нашем ДОУ? Что Вы могли бы добавить о сегодняшнем обучении и воспитании? (Обсуждение темы)
ПЕРЕЙДЕМ К ТРЕТЬЕМУ ПОНЯТИЮ НАШЕГО СЕМИНАРА — ИГРА
Проведем конкурс: Кто больше всех назовет игр своего детства? Чему мы учились в этих играх? Во что играют дети сегодня? Во что играют дети разных возрастов? Как мы можем наполнить содержанием эти игры? Что необходимо для проведения новых увлекательных игр?
— А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).
Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры».
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
Викторина:
— Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
— Главная роль в народной игре? (водящий)
— Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
— Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
— Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
— Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
— Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
— Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Упражнение «Продолжи предложение»
Я буду называть вам начало предложения, а вы продолжите его своим суждением:
— «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……»
— «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»
— «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»
-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»
-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»
-« Моя самая любимая игра…., потому что…»
-«Я считаю, что в игре дети учатся…»
-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
— «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
Просмотр Презентации
Заключение:
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные».
— Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постараетесь это сделать, и у вас это неплохо получится.