Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Земля и ее строение

МКОУ Малышевская средняя общеобразовательная школа

Урок № 18

по географии в 6 классе по теме:

«Земля и ее строение»

30.10.2015г.

Учитель географии

Палюрова Татьяна Саввельевна

с. Малышевка, 2015

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ

Форма урока: Подземное «путешествие»

Методы обучения географии на данном уроке:

— по источнику знаний: словесные (беседа с опорой на субъективный опыт учащихся, рассказ), практические (таблица), наглядные (слайды, атласы, учебники);

— по уровню активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, исследовательский (при заполнении таблицы);

— по функциям: метод устного изложения – рассказ, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, метод проверки знаний и умений – тест.

Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Цели:

Образовательная:

— сформировать у школьников понятия: земная кора, мантия, ядро и элементарные, но достаточно целостные сведения о земной коре как одной из оболочек Земли, о непрерывности её развития под влиянием внутренних и внешних процессов.

— углубить знания о понятиях: геосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера.

-Развивающая:

— продолжить развитие умения работать с картами атласа;

— работать с текстом учебника;

— самостоятельно мыслить;

— развивать умение высчитывать температуру в шахте на глубине; стимулировать любознательность;
— продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.

Воспитательная:

— воспитывать интерес к профессиям, таким как геолог, шахтер.

Оборудование:

Физическая карта полушарий, атласы для 6-го класса, мультимедийная презентация по теме, записи на доске, принадлежности учащихся, учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» 6 класс.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие учеников). (1мин)

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок географии. У нас сегодня много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь проверьте все ли у вас готово к уроку. Отлично! Я хочу вам пожелать удачи. Давайте улыбнёмся друг другу.

(Слайд 1). Сегодняшний урок я начну со слов французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Сегодня вас ждут новые «открытия».

II. Повторение пройденного материала.(5мин)

1. Фронтальная работа с классом.

Давайте вспомним:

— Что такое план и карта местности? (Топографический план изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

Географической картойназывают уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков)).

— Какие виды масштаба знаете? (Численный, именованный и линейный).

— Что такое глобус? (Глобус – модель земного шара).

2.Работа с физической картой полушарий и атласами.

— Дайте определение экватора и покажите его на карте.

(Экватор – линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения).

— Покажите на карте меридианы и дайте определение.

(Меридианы – линии сечения земной поверхности, проходящие через ось вращения Земли и соответственно через оба ее полюса).

— Покажите Гринвичский меридиан.

— Покажите параллели и дайте определение.

(Параллельно экватору проведены линии, которые называются параллелями).

Молодцы!

3.Разгадывание кроссворда.(Слайд 2)

Теперь мы можем переходить к изучению следующего раздела учебника. А как он называется, мы узнаем, разгадав кроссворд.

(Слайды 3, 4)

III. Сообщение темы и целей урока.

Сообщение темы, цели урока;

IV. Изучение нового материала.(Слайд 5)

  • — Вам уже известно, что наша Земля – это планета, маленькая частичка в огромной Вселенной. Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек.

— Какие оболочки Земли вы уже изучали в курсе начальной школы? (воздушная, каменная, водная, живая оболочка Земли)

— Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга оболочек, т. е. геосфер (от греч. «гео» — Земля, «сфера» — шар)

— Итак мы с вами узнали, что Земля состоит из нескольких геосфер. Посмотрите в учебники на странице 38 какие существуют геосферы.

— А теперь составим самостоятельно простой кластер (схему) «Геосферы Земли» используя учебный материал (схема на доске и в тетради)(Слайд 6)

ГЕОСФЕРЫ


литосфера биосфера

(земная кора; от (область Земли, где

греч. «литос» — «камень») развивается жизнь;

«биос» — «жизнь»)

гидросфера атмосфера

(водная оболочка Земли; (воздушная оболочка

от греч. «гидро» — «вода») Земли; от греч.

«атмос» — «пар»)

— Невозможно познать Землю, не изучив её оболочек. Первая оболочка, которую мы будем изучать – это литосфера.(Слайд 7)

— Как мы с вами уже рассмотрели, литосферой называется твердая каменистая оболочка Земли. Именно благодаря знаниям об этой геосфере, мы и узнаем о внутреннем строении Земли.

— О том, что находится внутри Земли, мы знаем ещё довольно мало.

— Ребята, как вы думаете, что в глубинах? Зачем людям знать о внутреннем строении Земли?

1. Работа со слайдом «Внутреннее строение Земли» (Слайд 8)

Рассмотрим схему внутреннего строения Земли.

Земля состоит из:

— Ядра

— Мантии

— Земной коры(Слайд 9)

— Сегодня я предлагаю отправиться в подземное путешествие. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные наблюдений необходимо заносить в таблицу, которые будут оцениваться в индивидуальном порядке. Но для этого путешествия нам понадобятся проводники.

— Ребята, не забывайте фиксировать данные, а то когда вернемся на поверхность Земли, вы забудете, что есть внутри неё.

— Итак, я предоставляю слово первому проводнику.

2. Сообщения детей.

Земная кора

Мантия

Ядро

Размеры

5 – 75 км

2900 км

3500 км

Составные части

материковая

океаническая

верхняя мантия

нижняя мантия

внешнее ядро

внутреннее ядро

Состояние

твердая

особое (вязкое)

внешнее – жидкое

внутреннее – твердое

Температура

небольшая, с глубиной повышается на 3° на каждые 100 м

высокая –

2000° С

очень высокая –

2000° – 5000° С

Способы изучения

наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин

геофизические

сейсмология

_________

Сообщение учащихся

Ядро (Слайд 10)

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница ядра находится на глубине 2 900 км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5 100 км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн атмосфер. А в центре достигает 3 млн атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С. Каждый кубический см вещества земного ядра весит 12 – 14 г.

Очевидно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро. Но оказалось, что перепады «границы» достигают 260 км.(Слайд 11)

Мантия (Слайд 12)

Под корой на глубинах от 30-50 до 2 900 км расположена мантия Земли. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород богатых магнием и железом.

Мантия занимает до 82 % объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю. Первая залегает ниже земной коры до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению её вещества.

На глубине от 400 км под материками и 10-150 км под океанами, то есть в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» — слабый). Здесь доля расплава составляет 1-3 %, более пластичная, чем остальная мантия, астеносфера служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты. По сравнению с породами, слагающими земную кору, породы мантии отличаются большой плотностью и скорость распространения сейсмических волн в них заметно выше.

В самом «подвале» нижней мантии – на глубине 1 000 км и до поверхности ядра – плотность постепенно увеличивается. Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.(Слайд 13)

Земная кора (Слайд 14)

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Верхние её горизонты довольно хорошо изучены при помощи бурения скважин. Самая глубокая скважина имеет глубину всего 15 км, которая находиться на Кольском полуострове. По сравнению с размерами Земли, эта величина очень ничтожна. Но, не смотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое-какие сведения о внутреннем строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Итак, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из толщи песка, известняка, гранита и других пород, встречающихся на Земле.

С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1 000 метров наблюдается закономерность: на каждые 100 м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3° С.

Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную.

Учитель:Спасибо! Молодцы!

Физкультминутка.(Слайд 15)

Лети-лети лепесток,

Через Запад на Восток,

Через север через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешся ты Земли -

Быть по моему вели:

«Вели, чтобы мои ученики сели за парты!»

Далее проводится проверка заполнения таблицы.(Слайд 16)

  • V. Первичное закрепление

— Что вам напоминает внутреннее строение Земли, какой предмет?(Слайд 17 )

— Землю по её внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением? (Образно выражаясь, земной шар можно представить в виде куриного яйца, сваренного всмятку и приплюснутого с полюсов. Тогда желток будет изображать ядро Земли. Следующая оболочка, расположенная над ядром, напоминает белок в вареном яйце. Это мантия Земли. Она пластична и может деформироваться, не создавая трещин.

Скорлупа же яйца — это, в нашем представлении, относительно тонкая, твердая и значительно охлажденная литосфера. Внешняя ее часть называется земной корой).

  • VI. Самостоятельная работа. Введение представления о материковой и океанической земной коре.(Слайды 18, 19)

— Ребята, теперь пользуясь учебником и рисунком слайда, заполним следующую таблицу «Виды земной коры»

Вид земной коры

Толщина

Состав (слои)

океаническая

3 – 7 км

осадочный

базальтовый

материковая

средняя мощность 35 – 40 км, а в области гор достигает 70 – 75 км.

осадочный

гранитный

базальтовый

Далее проводится проверка заполнения таблицы (проверка с места).(Слайды 20, 21)

Способы изучения земных глубин.(Слайд 22 )

Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых. С давних пор геологи изучают обнажения горных пород, т. е. места, где видны коренные горные породы (обрывы, склоны гор, крутые берега). В некоторых местах бурят скважины. Самая глубокая скважина (15 км) пробурена на Кольском полуострове.(Слайд 23). Шахты тоже помогают изучить строение земной коры, которые роют для добычи полезных ископаемых. Из скважин и шахт извлекают образцы горных пород, по которым узнают об их происхождении, составе и строении. Все эти методы позволяют исследовать только верхнюю часть земной коры и лишь на суше.(Слайды 24, 25). Гораздо глубже проникнуть позволяет наука геофизика, а познать глубокие недра в наше время позволяет сейсмология – наука о землетрясениях.(Слайд 26 ). В последнее время для изучения земной коры используется информация, поступающая со спутников из космоса.

VII. Практический блок.(Слайд 27)

— Используя таблицу, решить задачу:

Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна +15 С, а глубина шахты 1000м.

Решаем по действиям:(Слайд 28 )

Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной?

На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте?

Какой будет температура слоя земной коры в шахте?

(1000:100=10; 10*3=30; 30+15= +45С)(Слайд 29 )

VIII. Итог урока (Слайд 30)

— Для закрепления, давайте найдем соответствие соответствия.

  • I вариант

II вариант

  • 1.Океаническая земная кора
  • 2.Мантия
1.Материковая земная кора 2.Ядро

а) состоит из гранита, базальта и осадочных пород;

б) температура 2 000° С, состояние вязкое, ближе к твердому;

в) толщина слоя 3 – 7 км;

г) температура от 2 000° до 5 000° С, твердое, состоит из двух слоев.

(Слайд 31)

Ответ:

1– в; 2 – б; 1 – а; 2 – г.

Объявление учителем оценок за урок:

— за сообщения учащихся;
— за лучшие устные ответы;
— за решение задач.

IX. Рефлексия.(Слайд 32 )

-Если урок понравился, то давайте похлопаем друг другу (приём «Похлопаем себе и соседу»)

X. Домашнее задание(Слайд 33)

x 16, задание 3, стр. 41, выполнить рис. 22 «Внутреннее строение Земли» в тетради.

Приложение

Таблица 1.

«Внутреннее строение Земли»

Земная кора

Мантия

Ядро

Размеры

Составные части

Состояние

Температура

Способы изучения

Приложение 2

Найдите соответствие

  • I вариант

II вариант

  • 1.Океаническая земная кора
  • 2.Мантия
1.Материковая земная кора 2.Ядро

а) состоит из гранита, базальта и осадочных пород;

б) температура 2 000° С, состояние вязкое, ближе к твердому;

в) толщина слоя 3 – 7 км;

г) температура от 2 000° до 5 000° С, твердое, состоит из двух слоев.

Самоанализ урока
по теме
«Земля и ее строение»

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.

Форма урока: Подземное «путешествие»

Методы обучения географии на данном уроке:

— по источнику знаний: словесные (беседа с опорой на субъективный опыт учащихся, рассказ), практические (таблица), наглядные (слайды, атласы, учебники);

— по уровню активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, исследовательский (при заполнении таблицы);

— по функциям: метод устного изложения – рассказ, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, метод проверки знаний и умений – тест.

Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Цели:

Образовательная:

— сформировать у школьников понятия: земная кора, мантия, ядро и элементарные, но достаточно целостные сведения о земной коре как одной из оболочек Земли, о непрерывности её развития под влиянием внутренних и внешних процессов.

— углубить знания о понятиях: геосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера.

-Развивающая:

— продолжить развитие умения работать с картами атласа;

— работать с текстом учебника;

— самостоятельно мыслить;

— развивать умение высчитывать температуру в шахте на глубине; стимулировать любознательность;
— продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.

Воспитательная:

— воспитывать интерес к профессиям, таким как геолог, шахтер.

Оборудование:

Физическая карта полушарий, атласы для 6-го класса, мультимедийная презентация по теме, записи на доске, принадлежности учащихся, учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» 6 класс.

Этапы урока:

  • Организационный момент (приветствие учеников).
  • Повторение пройденного материала

Сообщение темы и целей урока

  • Изучение нового материала
  • Первичное закрепление
  • Самостоятельная работа. Введение представления о материковой и океанической земной коре.
  • Практический блок
  • Итог урока
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

Реализованы дидактических принципы: наглядности, доступности, научности, проблемности, индивидуального подхода к учащимся.
Для обеспечения мотивации изучения данной темы использовались следующие приёмы:

  • Повторение пройденного материала
  • Красочные слайды
  • Проблемные задания
  • Разные виды деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, картой, дидактическим материалом, умение слушать, высказывать своё мнение по проблеме)
  • Личностная значимость (показать хорошее знание материала и получить хорошую оценку)
  • Дидактические материалы.

Отбор содержания материала и соответствие с целями урока.
Отбор содержания материала соответствовал теме урока и возрасту детей 6 класса.
Дополнительный материал был уместен, развивал познавательный интерес к данной теме.
Используемые методы соответствовали целям и содержанию урока.
Это:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый.

(практические методы при работе с картой)
Реализация развивающей функции обучения. На уроке уделялось вниманию развитию таких качеств учащихся как: внимание, воображение, память, мышление, самооценка.
Методы познания: сравнение, поиск информации, чтение, логическое мышление для решения проблемных заданий.
Средства обучения: физическая карта полушарий, презентация, литературные источники, атласы, учебники.
Наглядный материал использовался в качестве иллюстраций, для эмоционального настроя, для решения обучающих задач и он был уместен.
Считаю, что удалось выдержать запланированный стиль общения с учащимися.
Темп изучения материала соответствовал темпу его усвоения школьниками.
На уроке ощущалась атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
Отношение друг к другу носило позитивный характер.

30.10.15г.

Учитель географии: /Палюрова Т.С./

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации