Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Посвящение в химики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева»

Посвящение в химики

Внеклассное мероприятие для 8 классов

в рамках недели естественных наук

Учитель химии

Ю.Н.Галкина

«ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ»

Проводится среди учащихся 8 классов, желательно во втором полугодии. В этом случае у ребят уже достаточно знаний и навы­ков для участия в предметном мероприятии. Его проведению предшествует предварительная подготовка.

От каждого класса параллели формируется команда участников, со­стоящая из 5-6 человек. Лучше проводить мероприятие для учеников одного класса, например в классе с углубленным изучением химии. Ко­мандам дается задание подготовить название, представление команды. Желательно, чтобы ребятам помогали готовиться ученики старших классов (10-11-х) или студенты-практиканты. В противном случае по­мощь и контроль за подготовкой команд берет на себя учитель-предметник.

Предложенные демонстрационные опыты лучше провести несколько раз заранее. Конечно, при желании их можно заменить любыми другими, исходя из ваших предпочтений и имеющихся реактивов.

При четкой организации все мероприятие можно провести за время одного урока или в течение часа.

Вот воз­можные названия и девизы команд-участников.

1)Команда «Химики»; девиз:«Нам не представляет муки грызть гранит химической науки»; обращение к соперникам: «Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы «химичим» с малых лет, в этом наш большой секрет!»; обращение к жюри: «Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, по­верьте, нет! Это знает целый свет!».

2) Команда «Алмаз»; девиз «Нет в природе тверже нас, потому что мы — алмаз»; обращение к соперникам: «Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам!»; обращение к жюри: «Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибав­ляйте один балл!».

3)Команда «Кислота»; девиз: «Нас, кислот, огромный строй -водород тому виной»; обращение к соперникам: «Разбегайтесь кто куда! Мы — команда «Кислота»; обращение к жюри: «Спорить мы не будем с вами: место первое — за нами!».

Учитель с помощниками из старших классов или студентами готовит задания для конкурсов (приводятся ниже), а также дипломы.

В зависимости от количества участников мероприятие проводится в кабинете химии или актовом зале. Помещение необходимо также подго­товить заранее: поставить дополнительные стулья для зрителей, выделить место для выступления команд, для жюри.

Посвящение в химики имеет несколько театрализованную форму. Действие проходит на площадке королевского дворца правительницы Химического королевства Амальгамы III. Ведущим распорядителем явля­ется придворный Магистр химических наук Бертоллет. Поэтому помеще­ние должно быть соответственно украшено. На одной из стен можно по­местить нарисованный на листах ватмана замок, оформить место проведения «волшебных» опытов, королевский трон. И, конечно, ничто не сделает обстановку более праздничной, чем воздушные шары! Кстати, их впоследствии можно использовать в качестве поощрительных призов.

Действующие лица:

Королева Химического королевства — Ее Величество Амальга­ма III(если есть хорошие помощники в проведении мероприятия в ли­це студентов, роль может быть исполнена учителем; дети будут в вос­торге!).

Придворный Магистр химических наук Бертоллет (уча­щийся-старшеклассник или студент-практикант, который будет исполнять роль ведущего и проводить «волшебные опыты»).

Члены Ученого совета (жюри) — ученики старших классов, студенты, учителя-предметники. Каждый из них (по старшинству) получает звание «Главный советник», «Первый советник», «Совет­ник по историческим вопросам» и т. д.

Хранитель времени и истины — ученик, который будет на­блюдать за соблюдением командами правил игры и временных ограничений.

Конечно, интереснее и зрелищнее, когда роль каждого участника представления обыгрывается костюмом. Но если у вас нет такой возмож­ности, можно ограничиться символическим обозначением ролей. В этом случае у Королевы на голове будет корона, у Магистра — магистерская шапочка, перед членами ученого совета могут просто находиться соответ­ствующие таблички, а у Хранителя — секундомер в руках.

Оборудование:

1.Задания кроссворда — на отдельных листах — по количеству команд-участников.

2.Незаполненные сетки кроссвордов — на отдельных листах -по количеству команд.

3.Большая сетка кроссворда на листе ватмана или на доске.

4.Призы участникам.

5.Реактивы и оборудование для проведения опытов: магний, этанол, концентрированнаясолянаякислота, раствораммиака (лучше концентрированный), концентрированная серная кислота, перманганат калия кристаллический, дихромат калия кристалличе­ский; вата, две чашки, стеклянная палочка, обмотанная тканью, спички, щипцы.

Ходигры

(Звучат фанфары. Входит Магистр.)

Магистр. Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашего города и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?». Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному челове­ку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приот­крывает свои тайны. Итак, начнем! Ее Величество королева Амаль­гама III — блестящая правительница химической страны. Всем встать!

(Входит королева, садится.)

Королева. Добрый день, мои верные подданные. Здравст­вуйте, Магистр. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады присвоить звание химика самым достойным из собравшихся восьмиклассников. Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса сме­калки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великолепной страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана? Вас, уважаемые советники, я по­прошу стать непредвзятыми судьями и оценивать команды спра­ведливо.

Магистр. А что, если на некоторые вопросы даже члены ученого совета не смогут дать ответ?

Королева. Тогда нам придется обратиться к хранителю вре­мени и истины.

(Хранитель встает, кланяется. У пего в руках большая книга и большие часы.)

Магистр. Значит, мы можем начинать?

Королева. Начинайте! Только прежде мне хотелось бы по­знакомиться с командами. Пусть они представятся нам. Это и будет их первым заданием.

Магистр. Итак, первый конкурс — представление команд.

(Идет первый конкурс, члены жюри выставляют оценки (по пятибалльной шкале), объявляют результаты.)

Королева. Итак, с командами мы познакомились. Однако мы не можем разрешить стать гражданами нашей страны людям, не знающим ее истории.

Магистр. Ваше Величество, вы абсолютно правы. Именно потому мы заранее поручили Советнику по истории подготовить вопросы для команд, чтобы выяснить, знакомы ли участники тур­нира с историей страны, гражданами которой они хотят стать.

Королева. Хорошо, Советник, вы можете начинать.

Советник по истории. Уважаемые участники турнира! Сначала я попрошу выйти из каждой команды по одному человеку, чтобы провести жеребьевку и выяснить, в каком порядке команды будут отвечать на мои вопросы. На обсуждение заданного вопроса команде дается 1 минута. За временем будет следить Хранитель. Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами. Если ответ неточный, то команда получает 1 балл. В случае неверного ответа или если команда его не знает, право ответа переходит к болельщикам этой команды. За правильный ответ болельщиков команде присуж­дается 1 балл. Если же и болельщики не знают правильного ответа, то отвечать может команда соперников, следующая по жеребьевке. Я попрошу коллег внимательно считать баллы. Итак, начинаем.

— Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арк­тических экспедиций? (Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже —14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотроп­ную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой».)

Эта женщина — единственная за всю историю — была дважды удостоена Нобелевской премии. Кто эта женщина и за что ей вру­чена одна из премий? (Мария Склодовская-Кюри; одной из премий была награждена за выделение в чистом виде элемента радия и открытие явления радиоактивности.)

-Назвать этого человека только ученым-химиком невозможно. Его перу принадлежала знаменитая ода, восхваляющая Екатерину II, этот человек основал первый на Руси завод по производству цвет­ной мозаики. Сформулировав свой знаменитый закон сохранения и превращения энергии, он внес неоценимый вклад в развитие всех естественных наук. Назовите имя этого человека. Автором какого учения, лежащего в основе современной химии, он являет­ся? (М. В. Ломоносов; атомно-молекулярное учение.)

-Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные поль­зовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены цар­ской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ло­жек, вилок иножейиз этого металла.Традицияизготовления столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Что это за металл? (Алюминий.)

После конкурса члены ученого совета подводят итоги, огла­шают результаты.

Королева. Да, теперь я спокойна. Эти люди знают историю моего государства. Может быть, когда-нибудь их имена будут за­несены в летопись страны. Ну а как у них обстоят дела с разгады­ванием химических загадок? Хватит ли им знаний и смекалки уз­нать вещества и элементы по описанию их свойств?

Магистр. Я думаю, Ваше Величество, это можно проверить. Давайте попросим нашего Первого советника провести для участ­ников турнира испытание.

Королева. Конечно. Вы слышали, Советник?

Первый советник. Да, Ваше Величество. Я всегда готов служить Вам.

Королева. Тогда объясните участникам условия конкурса и приступайте!

Первый советник. Слушаюсь. Сейчас от каждой коман­ды выйдет один человек и выберет у меня по два номера загадок. Я буду зачитывать в порядке очереди эти загадки для каждой из ко­манд. На обдумывание дается 1 минута. За временем будет следить Хранитель. По истечении минуты должен быть получен ответ. Ес­ли команда его не знает, за нее могут ответить болельщики. За пра­вильный ответ команде начисляется 2 балла, за ответы болельщи­ков — 1 балл. Начинаем.

1.Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня — огонь потух.

(Кислород.)

2.Я блестящий, светло-серый, Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый Очень поджигать любил!

(Магний.)

3.Я — металл незаменимый, Очень летчиком любимый, Легкий, электропроводный, А характер — переходный.

(Алюминий.)

4.Меня любит человек! Мною назван целый век! Я блестяща и рыжа, Очень в сплавах хороша!

(Медь.)

5.Хоть составчик мой и сложный, Без меня жить невозможно.

Я — отличный растворитель, Жажды лучший утолитель. А разрушите, так сразу Два получите вы газа.

(Вода.)

6.Я парнишка непростой, Если капнешь кислотой, Сразу стану ярко-красным -Поменяю цвет я свой. Если щелочи добавишь, Вновь меня ты не узнаешь, Сразу желтым стану я. Назовите-ка меня!

(Индикатор метиловый оранжевый.)

7'.Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес, А сейчас нам помогает, От микробов защищает.

(Хлор.)

8.Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете. Превращаясь в легкий гелий, Зажигаю Солнце в небе.

(Водород.)

Королева. Благодарю Вас, Советник. Я убедилась, что эти ученики знают жителей моей страны хорошо. И со смекалкой у них все в порядке. А теперь я хочу предложить им свое задание — коро­левский кроссворд. В нем 10 слов. На отгадывание дается 5 минут. За каждое угаданное слово — 1 балл. Команда, первая отгадавшая весь кроссворд, получает дополнительное очко. Сейчас вам разда­дут карточки-задания, с которыми вы будете работать. Через 5 ми­нут вы отдадите их членам Ученого совета, и мы все вместе прове­рим, правильно ли вы отгадали кроссворд. Магистр, раздайте задание. Время пошло!

(Магистр раздает карточки с заданиями.)

Магистр. Ну как, Ваше Величество, Вы довольны результа­тами состязания?

Королева. Да, Магистр. Мне кажется, что мы имеем дело с людьми, достойными стать гражданами нашего государства. Я по­прошу Совет подвести итоги соревнования команд и назвать нам победителя. А пока они совещаются, будьте добры, уважаемый Бертоллет, продемонстрируйте нам некоторые из Ваших чудес.

Магистр. С удовольствием, Ваше Величество. Попрошу ас­систентов вынести мне поднос!

(Звучит музыка. Ассистенты выносят оборудование.) Магистр (медленно колдуя):

Часто говорят, друзья, Что нет дыма без огня. Поражу сейчас вас я: Вот он дым, но нет огня!

(В фарфоровой чашке находится вата, смоченная раствором аммиака. К вате Магистр подносит «волшебную палочку» — стек­лянную палочку, обмотанную тканью, кончик которой пропитан концентрированной соляной кислотой.)

Волшебство нас окружает, Удивляет, поражает. Палочкой волшебной тронь -Зажигается огонь! Обойдусь без спичек я В получении огня! Раз!

(Опускает палочку в концентрированную серную кислоту.) Два!

(Смоченную палочку опускает в кристаллический перманганат калия.)

Три!

(Быстро прижимает палочку к пропитанной медицинским (96%-ным) спиртом вате.)Огонь, гори!

А теперь вы все замрите! На вулкан скорей смотрите!

(Поджигает верхушку высыпанного горкой дихромата калия. Для того чтобы лучше загорелся дихромат, на верхушку «вулкана» можно капнуть несколько капель спирта.)

Напоследок вам забава -Поджигание металла. Очень ярко он горит, Представленье завершит!

(Поджигает кусочек магния.)

Королева. Благодарю Вас, Магистр. А сейчас я попрошу членов Ученого совета огласить результаты.

Подводятся итоги конкурса. Королева вручает призы коман­дам, самым активным участникам, болельщикам.

Королева. Итак, вы доказали нам, что действительно дос­тойны носить почетное звание граждан химической страны.

(Звучат фанфары.)

Магистр. Командам приготовиться к произнесению клятвы химиков.

Ученики встают. Магистр зачитывает клятву, все хором по­вторяют: «Клянемся!».Текст клятвы.

Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!

Клянемся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон — Дмитрий Иванович Менделеев. Клянемся!

Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!

Выливая ведро воды в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянемся!

Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!

Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их из Интернета. Клянемся!

Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят ме­ня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянемся! Клянем­ся! Клянемся!

Королева. Я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химиче­ской стране не была для вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии. А сейчас — до свидания.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации