Практический семинар для воспитателей по общению
К — клуб
В — влюбленных в педагогическую деятельность
Н — надеющихся, что со временем, и не без нашего участия мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания.
(практический семинар для воспитателей по общению)
ЦЕЛЬ: закрепить знания воспитателей об особенностях общения с ребенком, упражнять в понимании психического состояния детей, умение педагогически целесообразно выражать свое отношение к ним с помощью вербальных и невербальных средств общения; усовершенствовать манеры воспитателей, повысить их культурный уровень; развивать творческие способности и любовь к профессии.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Сценарий КВН (а).
2.Таблички с названием команд.
3.Листы и ручки по количеству участников.
4.Карточки, с напечатанными на них пословицами.
5.Карточки с баллами для жюри (1,2,3,4,5).
ХОД: Ведущий: Я рада приветствовать Вас в нашем уютном зале. Вас -педагогов – воспитателей — людей, убежденных в том, что детство -один из лучших периодов человеческой жизни.
Сегодня мы проводим семинар- практикум, который посвящен сложнейшей и очень актуальной теме-общению и культуре общения взрослого и ребенка.Но поскольку, перефразируя изречение древних, педагог- это не сосуд, который надо наполнить профессиональными знаниями, а прежде всего-это факел, который надо зажечь, я предлагаю наш семинар провести в необычной форме, в форме деловой игры КВН.
К — клуба
В — влюбленных в педагогическую деятельность
Н — надеющихся, что со временем, ине без нашего участия, мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания.
Ведущий: (представляет жюри)
Компетентные судьи-жюри –вынесут решение об уровне педагогического мастерства участников нашей игры и, возможно, дадут полезные советы и рекомендации.
Ведущий: Предварительно участники игры у нас были разделены на две команды:
-Команда: «Улыбка»
-Команда: «Огонек»
И по русскому обычаю положено друг друга поприветствовать: улыбнуться и поприветствовать друг друга громкими, горячими, зажигательными аплодисментами.
Я предлагаю начать наш КВН с «Почты золотых слов».
Каждый из вас должен написать комплимент любому из присутствующих здесь в зале.
(На столах заранее заготовлены ручки и чистые листы бумаги. Участники пишут комплименты и опускают их в почтовый ящик, с указанием адресата. Почтовый ящик приготовлен заранее).
(Включить музыку).
Золотые слова-слова комплименты — отправлены по почте в поисках своих адресатов.
А теперь приступим непосредственно к нашему состязанию.
1 конкурс: Словесного мастерства: " Как наше слово отзовется".
А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 16 различными интонациями.
Предлагаю представителям команд произнести фразы:
1-я команда «Солнышко ты мое», 2-я команда «Иди ко мне».
Подсказываю эмоциональные оттенки интонации:
-восклицательная, вопросительная,
-удивленная, ошеломленная,
-ироническая, сатирическая,
-уничижительная, любовная,
— доносительная, безразличная,
-саркастическая, патетическая,
-насмешливая, прокурорская,
-жесткая, командирская,
-пренебрежительная, просительная,
-презирающая, снисходительная и т.д.
Интонация — мастера художественного слова высоко оценивают это средство выразительности, называя ее «высшей и самой острой формой речевого воздействия».
Жюри оценивает конкурс по 3-х бальной системе.
2 конкурс: Речь — является орудием труда воспитателя.
Расширяя кругозор детей, формируя поведение, волю, характер педагог воздействует на ребенка посредством слова. Речь воспитателя должнабыть точной, яркой, выразительной.
Я предлагаю следующее задание:
В течение 5 сек… прочитать скороговорку, азатемоторвав от листа глаза, проговорить ее внятно и быстро 3 раза.
1 команда:
"От города дорога в гору,
От города с горы".
2 команда: «Мчали быстро-быстро три кавалериста.
Три кавалериста догоняли триста».
Жюри оценивает задание по 3-х бальной системе.
3 конкурс: «Говорим по телефону».
Соблюдениеопределенных форм общения и прежде всего речевого этикета требует диалог по телефону.
Основное правило пользования телефоном на работе и дома –вежливость.
Впечатление о невидимом собеседнике часто складывается не только от — того, что он говорит, но и от того, как он говорит.
Телефон может многое сказать о звонившем.
Участникам предлагается обыграть ситуации общения по телефону и ответить на вопросы по теме: «Разговор по телефону».
1.Если вы по ответу почувствовали, что попали не туда, что вы скажете? (обыграйте ситуацию).
2.Сколько звонков ждать, если вы звоните по домашнему телефону; в организацию?
3.Если ваш гость просит разрешения позвонить по телефону, должен ли хозяин немедленно покинуть комнату? (обыграйте ситуацию).
4.Можно ли спрашивать: «Кто у телефона? Это кто?»
5.Как начать разговор, если вы звоните женатому мужчине, а трубку снимает его жена? (обыграйте ситуацию).
6.Если телефон механически отключился, кто должен перезвонить?
7.Если вас просят ответить, а вы не можете это сделать, т.к. вас слушают посторонние, как дать знать собеседнику? (обыграйте ситуацию)
8.Можно ли по телефону:
Поздравить с Днем рождения человека пожилого возраста.
Выразить соболезнование.
Пригласить на свадьбу.
Поблагодарить задорогой подарок, услугу.
9.Кто первый заканчивает разговор:
Кто звонил или кому звонили?
Мужчина или женщина?
Старший или младший?
Лицо подчиненное или вышестоящее?
10.Если вы сняли трубку на работе, что необходимо сказать?
4 конкурс: Сейчас вы попробуете на деле показать и доказать ваше умение общаться с родителями и детьми. Ведущий предлагает командам придумать и разыграть ситуации общения:
1 команде: воспитатель-ребенок
2 команде: воспитатель-родитель
(любые ситуации)
Участники противоположной команды должны оценить положительные или отрицательные стороны общения.
Жюри оценивает конкурс по 5-ти бальной системе.
5 конкурс :" Объяснялки".
Доступно и логично объяснить ребенку смысл пословицы:
1 команда:2 команда:
— Поспешишь — людей насмешишь.- Решетом воду носить.
— За двумя зайцами погонишься,- Семь раз отмерь –один
ни одного не поймаешь.разотрешь.
— На чужой каравай рта не разевай.– Семеро одного не ждут
Жюри оценивает по 3-х бальной системе, а затем подводит итоги.
Ведущий: Вы плодотворно поработали, показали свои знания и умения. Но самое главное, что вы должны вынести с сегодняшней встречи, это убежденность в том, что детей надо любить всем сердцем, чтокаждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм. ( Ш.А.Амонашвили)
Вот и пришла почта- наши письма с комплиментами (звучит музыка, адресаты читают свои письма) и затем потихоньку расходятся.