ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ " ЧУДО - СЕМЕЧКО".
ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
" ЧУДО — СЕМЕЧКО".
Познавательно-исследовательский проект с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский.
Участники проекта:
Воспитанники группы № 5, родители воспитанников, воспитатель Псарева Любовь Борисовна
Актуальность темы проекта:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Срок реализации: Март 2015 — Июнь 2015 года.
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Предполагаемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
Проектная идея
Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.
Реализация познавательно — исследовательского проекта через различные виды деятельности :
Художественно-творческая деятельность
Лепка (сюжет по мотивам сказки Пых «Во саду ли, во городе» (грядка с огурцами), используя пооперационные карты
Рассказ воспитателя о выращивании овощей на грядках .
Художественно — речевая деятельность
Отгадывание загадок с использованием поделок, стихи об овощах, заучивание пословиц об овощах.
Рассматривание иллюстрации по темам занятий, беседа по ним, характеристика овощей из сказок.
Творческое рассказывание — придумывание историй, героями которых являются поделки (работа в парах, ведение диалога ).
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра: «На даче»
Игра-драматизация: «Чудесное лукошко»
Настольно-печатная игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек».
Пальчиковые игры: " Капуста", " У дороги яблонька стоит", «Мы делили апельсин» .
Словесные игры: «Бывает- не бывает», " Подбери слово", «Про что сочиним».
Познавательная деятельность :
— чтение художественной литературы;
Трудовая деятельность:
— совместная деятельность взрослого и ребёнка ( посадка семян);
— самостоятельная деятельность детей (поливка, рыхление почвы);
— рассматривание рассады, фотографий, иллюстраций;
Двигательно – игровая деятельность
Подвижные игры: «Овощи и фрукты», «Сапоги — скороходы», " Туннель", «Сбей мяч».
Принципы реализации проекта
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблемных ситуации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип интеграции реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.
— принцип доступности.
— принцип постепенности.
— принцип системности.
Этапы реализации проекта:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
— с помощью родителей собрали коллекцию семян.
— подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
— изготовили алгоритмы ухода за растениями.
— сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке»
-алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом»
— изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.
— изготовили героев инсценировки «Сказки огурца».
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Дети под руководством воспитателей посадили семена огурца.
Условия проращивания семян:
— завернули семена в кусочек х\б ткани и положили в пластиковый контейнер с крышкой, который поместили в теплое место.
Дети наблюдали за ростом растений, как только семена проросли мы их высадили в почву. Дети вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводились развивающие беседы по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в виде парника.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов. Дети с большим удовольствием попробовали огурцы выращенные своими руками.
Все этапы проекта зарисовывались детьми и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
Была организована выставка детских работ.
Создан фильм «Огород на подоконнике».
Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.
Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.
Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
Завершился праздник угощением свежими огурцами выращенными детьми.
Содержание познавательно-исследовательского проекта :
Тема:
" Выращивание семян".
Цели и задачи:
Выявить свойства земли, на сколько вода необходима для растений. Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растения нуждаются в уходе.
Материалы и оборудование:
Земля, вода, проростки семян, 2 контейнера, совок.
Содержание эксперимента:
Дети с помощью совка берут землю и пересыпают её в контейнер. Они наблюдают, что земля имеет вес, черный цвет, что она сыпучая. Потом мы берём проростки семян и сажаем их в землю. В процессе эксперимента первый контейнер с семенами поливаем водой, а второй контейнер не поливаем. Первый контейнер с семенами получает солнечный свет, а второй закрыт коробкой. В первом контейнере семена получают уход, во втором нет. Что получилось? Мы наблюдаем, что семена за которыми мы ухаживали, поливали, рыхлили землю проросли и начали расти. А семена за которыми мы не ухаживали, не поливали не рыхлили землю не проросли.
По окончанию работы дети сделали вывод: если не ухаживать за растениями, не поливать, прятать от солнца, они погибнут.
Чтобы наши семена не погибли мы их полили водой, поставили на солнечное место и они тоже начали расти.
Воспитатель выясняет, какое настроение у детей от проделанной работы и почему.
— радостное, потому что они сами вырастили огурцы.
— гордые, потому что они помогли семечке прорости.
— рады, потому что они дали семечке жизнь.
Взаимодействия с родителями воспитанников:
Для достижения положительных результатов в развитий ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей, многие приобрели книги с образцами поделок.
— анкетирование " Как мы проводим время с ребёнком после детского сада?" ;
— беседа с родителями о важности выращивания растений для всестороннего развития личности ребёнка, успешной подготовки к школьному обучению;
— консультация " Совместные занятия с детьми дома";
— подбор книг;
— совместное творчество — выставка работ;
— практическое занятие для родителей совместно с детьми.
Музыкально — театрализованная деятельность:
Праздник «Весёлый огород»
Литература
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.
Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка.
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.