Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Формирование этнокультуры детей младшего школьного возраста

«Формирование этнокультуры детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»

Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное — значит употребляющееся в жизни, декоративное — значит украшающее жизнь. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению — искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство потомкам. В декоративно-прикладном творчестве ярко выражено стремление мастеров отобразить окружающую действительность, остановить, сохранить в памяти красоту окружающего мира.

Такая характеристика создаваемых для применения в быту красивых вещей позволяет с полным правом говорить о наличии особого вида искусства — декоративно-прикладного. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В эти произведения вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни, и поэтому предметы декоративно-прикладного искусства имеют такое огромное познавательное и эстетическое значение. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные творения: отвечающие нашему эстетическому вкусу, они становятся украшением жилья.

Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. В педагогике и этнопедагогике они характеризуются как эффективное средство, необходимое для реализации образовательных (история, культура, география, социология) и воспитательных задач эстетического, патриотического, интернационального, трудового направлений.

Декоративно-прикладное искусство — самобытный пласт этнокультуры — доступно для освоения детям младшего школьного возраста. Оно создает потенциал для развития творческого воображения, осмысленной моторики, эстетического вкуса ребенка.( 2)

Особенностью детского возраста является неспособность к отвлеченному мышлению. Потребность к конкретизации — все пощупать, понюхать, осмотреть помогает детям познавать и осваивать мир. Однако «понятие конкретности изменяется вместе с возрастом», накоплением опыта, знаний. То, что понятно и конкретно для одного возраста, совершенно непонятно и неконкретно для другого. Изменения конкретности восприятия мира тесно связано с опытом детей, их деятельностью.

Дети стараются в действии выразить свою активность, часто и в этом стремлении подражают взрослым, а подражательность — это определенная активность. У детей младшего школьного возраста игра и труд взаимосвязаны. Совместно с взрослыми дети принимают непосредственное участие в изготовлении бытовых вещей и учатся пользоваться ими в рамках традиционных культур. Творения, созданные усилиями взрослых и детей, принимаются как чудо возникновения нового и значимого. Обретение общего смысла в совместном деле ведет к порождению нового образа себя и своих собственных возможностей как предпосылки бесконечно многообразных, творческих достижений в самых разных сферах человеческой жизни.(1)

В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранение ее в наших потомках. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Современная образовательная деятельность стремится создать условия для развития у человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, сремящихся сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру.(3)

В рамках реализации ФГОС НОО я разработала программу декоративно- прикладного направления «Волшебная ниточка» и веду занятия в школе с детьми 6-9 лет.

Цель моей работы состоит в формировании у младших школьников представлений о художественной культуре как составной части материальной и духовной культуры на основе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства.

В течение первого года обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений в технике изонить.

В течение второго и третьего года дети изучают закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю бисероплетения, его народные корни и современное развитие.

Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки обучающегося.

Чередование занятий двумя и более видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Результаты моей четырехлетней работы по этой программе свидетельствуют о достаточно высокой педагогической эффективности приобщения школьников младших классов к народному декоративно-прикладному искусству. Представления детей о декоративно-прикладном искусстве существенно изменились, что видно по итогам участия детей в различных конкурсах и выставках.

Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве — в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта — стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры.

Литература

1. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1988.

2. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1965.

3.Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проекты ФГОС общего образования.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации