Подарить ребенку радость творчества.
«Развивайте инстинкт творчества с малых лет ребенка. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений. »
(Н. К. Рерих)
Детские рисунки можно встретить повсюду. Детские рисунки в наши дни — это рисунки современных передвижников.
Мы, взрослые, часто удивляемся детской способности, детской страсти к рисованию. Но есть ли у ребенка другой способ выразить себя лучше? Детей, особенно дошкольников, волнует абсолютно все, что их окружает; они откликаются на события с той непосредственностью, про которую говорят: детская.
Внимание к детскому рисунку, восхищение им, изучение детского рисунка- это закономерный этап в потенциальном освоении бескрайней страны детства.
Сегодня детское творчество все больше и больше привлекает внимание исследователей, педагогов. Что есть творчество? Каждый ли ребенок от рождения творец или этому надо учить? Как помочь ребенку стать творцом?
Практика работы с детьми подтверждает идеи ученых:
• творчество- ведущее, развивающее начало и основа жизни ребенка; это живая энергия, которая не имеет ограничений для своих проявлений;
• творчеством можно и нужно зажечь.
Дело в том, что в изобразительном творчестве изолированное проявление способностей невозможно. Поэтому в оценке детского творчества важно отличать элементы, характерные для данного психологического возраста, от индивидуальных особенностей ребенка.
Рисунок может быть статическим или полным ритма и движения; богатым или обедненным; форма может преобладать над цветом или цвет над формой; рисунок может быть цельным или фрагментарным, скучным или оригинальным и т. п.
Эти качества рисунка говорят о личности ребенка как художника. С другой стороны, то, как изображены люди, способ изображения пространства типичны для целой возрастной группы, которая может совпадать или не совпадать с хронологическим возрастом ребенка.
Взрослый не должен вмешиваться в те стороны творчества ребенка, которые характерны для его возраста. Вмешательство уместно только в том случае, если ребенок находиться на грани постижения нового уровня творчества и ему требуется лишь минимальная поддержка, чтобы сделать следующий шаг.
С другой стороны, взрослый должен постараться как можно больше уделить внимание жизненной силе, живости, оригинальности работы.
В трудах пионеров современного художественного обучения мы находим уникальные методы развития детского творчества.
Виктор Лоуэнфельд наглядно описывал взаимосвязь жизненной силы творчества ребенка с его воображением и чувством собственного «я».Он умело использовал творчество для укрепления самосознания детей (включая и больных детей).Помогая детям ощутить, кто они, где находятся и что они могут, он тем самым помогал им создать прекрасные художественные работы.
Флоренс Кейн одной из первых разработала методы преодоления зажатости и стереотипности путем создания ситуаций, которые целенаправленно исключали возможность сознательного планирования.
Во время рисования она поощряла движение всем телом, вживание в образ, концентрацию на воспоминаниях и собственном опыте.
Эти подходы, ведущие к углублению самосознания личности, оказались особенно полезны в работе с детьми, которые зациклены на собственных переживаниях, настроении, конфликтах, слишком замкнуты в своем частном мире и поэтому не обращают внимания на внешний мир, на внешние впечатления и влияния.
Кроме того, новые знания и методы позволяют сделать процесс художественнного обучения гораздо более гибким, чем оно было раньше.
Очень маленькие дети исследуют материальный мир физическим контактом. Для них знакомство со многими материалами очень ценно. Примерно с 5-6 лет дети учаться символически самовыражаться с помощью художественных материалов. Эта способность лучше всего развивается при работе с основными материалами бумагой, карандашами, краской и глиной. Это не значит, что других материалов следует избегать. Но они должны быть редкими событиями, доставляя сюрпризность и радость. Другие материалы никогда не должны заменять основные, которые из-за того, что они просты и знакомы, предъявляют наибольшее требование к художественной инициативе и изобразительности ребенка рисунки современных передвижников.
Мы часто удивляемся детской страсти к рисованию! Но есть ли у ребенка другой способ выразить себя лучше?
Детей, особенно дошкольников, волнует абсолютно все, что их окружает; они откликаются на события с той непосредственностью про которую говорят: детская.
Внимание к детскому рисунку, восхищение им, изучение детского рисунка- это закономерный этап в потенциальном освоении бескрайней страны детства.
Если в процессе творчества мы позволим малышам вдоволь наслаждаться свободными линиями, мазками, кругами и будем все время «провоцировать» их к предметному изображению; если игровые занятия с красками и другими материалами начнется со взламывания запретов — пачканья, «пустой траты» материалов, то к 3-4 годам ребенок будет создавать случайные формы, а к 5-7 годам от случайных форм через проекцию скрытых фантазий с помощью сознательного усилия мы поможем ребенку перейти к сюжетной картине.
Нужно просить детей чаще рисовать самих себя, занимающихся привычным делом. Можно получить замечательные сюжетные картинки- пособия, полезные в работе с детьми. Попробуйте (как это делал Виктор Лоунэнфельд) продемонстрировать детям рисунок их сверстника, который изобразил себя, тянущегося к яблоку на ветке или тянущего удочку с рыбой! И городские дети многие из которых знают яблоки, рыбу только по магазинным полкам, завтра же нарисуют вам картины, где они (или их близкие, друзья) выполняют подобные действия.
Именно в этих картинах просматривается оригинальность и жизненная сила, что отсутствует в работах, сделанных более традиционными методами.
Как разбудить напитать творческий дух ребенка?
Здесь неизбежно мы сталкиваемся с проблемой: нам трудно бывает выделить особенности детских рисунков и строгую последовательность их возрастного развития в среде, где развито традиционное искусство. Наивный художественный стиль народного искусства делает его легко доступным для ребенка. В такой среде ребенок с малых лет начинает умело копировать работу взрослых. А это значит, что в его рисунках практически невозможно увидеть признаки именно детского творчества.
Бывает и наоборот, когда на фоне установившейся художественной традиции развитого искусства детское творчество не замечается нами, взрослыми, или подавляется.
Работая с дошкольниками, мы основываем свою программу на методах, разработанных в свое время выдающимися педагогами для художественного обучения и в то же время «подстраивая» эти методы под конкретные нужды ребенка.
Самым важным для нас взрослых должно стать осознание того, что детское творчество развивается в четкой, предсказуемой последовательности. Линии и формы, изображение человеческой фигуры, объектов и пространства развиваются согласно неким общим для всех детей законом, которые нельзя нарушать.
Это открытие помогло нам сделать процесс творчества свободным: освободить детей от непосильной задачи изображать мир согласно взрослым представлениям.
Кроме того, мы редко задумываемся над тем, что именно в изобразительном искусстве, в отличие от других форм искусства, стиль, уровень развития и индивидуальность наиболее взаимосвязаны и взаимообусловлены (в театральном искусстве, в музыкальном творчестве эта связь не настолько обязательна) .