Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Организация учебного процесса в начальной школе в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учебного заведения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно. Особенность процесса гуманизации на современном этапе заключается в том, что в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья идет активный поиск путей и средств реализации права на образование, в частности, средствами инклюзивного образования.

Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья всегда возникают трудности при общении, как с учениками, так и с учителями. В каждом регионе Российской Федерации остро стоит проблема дискриминации, негативного отношения к детям с особыми потребностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Это настоящая болезнь нашего общества. В связи с этим, необходимо воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями и пропагандировать философию независимой жизни у самих детей с особыми потребностями, воспитывая их в духе прав человека.

Для реализации поставленных целей в 2007-м году на базе МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» стартовала программа «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы».

Задачи программы

1.Проведение внеклассных мероприятий по формированию гражданской активности у здоровых учеников и учащихся с особыми потребностями.

2.Развитие школьного самоуправления в рамках инклюзивного образовательного пространства.

3.Воспитание у здоровых учеников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

4.Подготовка учащихся с особыми потребностями к участию в общественной и политической жизни своей страны, развитие у детей с ограниченными возможностями философии независимой жизни.

5.Интеграция детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь.

Мероприятия по правам человека проводятся по нескольким направлениям:

•внеклассные мероприятия-тренинги с учащимися школы (со здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями) с использованием интерактивных технологий;

•общешкольные мероприятия, посвященные правам человека;

•дистанционные уроки по правам человека с детьми с ограниченными возможностями с использованием новейших технологий;

•научно-исследовательская работа по правам человека с детьми с особыми потребностями;

•мероприятия по привлечению широкой общественности к проблемам нарушения прав людей с ограниченными возможностями.

Для оптимального функционирования обучения, основанного на педагогике активного участия, все участники должны воспринимать его актуальным и значимым. Чтобы добиться этого, необходимо учитывать ряд принципов.

Обучение детей с ограниченными возможностями должно быть ориентированным на чувства. Роль предметов гуманитарного цикла в «воспитании чувств» в современной инклюзивной школе чрезвычайно велика и акцент на этические и общечеловеческие принципы должен быть сильнее. Ребенок с ограниченными возможностями учится на своих собственных чувствах, которые он получает в ходе выполнения упражнений, будь то работа в группах, ролевые игры, исследования, дискуссии, размышления, разминки и т.д. Обучение должно быть ориентированным на опыт, то есть личные опыт и знания участников должны активно использоваться. Когда знания и опыт человека востребованы, ему легче обрести новое понимание и новый опыт. Обучение должно быть максимально ориентированным на реальность – через создание связей с современностью, повседневной жизненной ситуацией участников образовательного процесса. И, наконец, оно должно быть ориентированным на будущее и рассматриваться в плане созидания и формирования готовности к действию.

Обучение на уроках гуманитарного цикла межкультурному взаимопониманию и разрешению конфликтов представляет интерес не только для участников, но и в высшей степени для преподавателя, который получает возможность повышать уровень своих знаний и опыта. Он должен руководить процессом обучения и быть его вдохновителем.

Использование инновационных, здоровьесберегающих, блочно- модульных, интегрированных, интерактивных и мультимедийных технологий открывает широкие возможности для получения и обработки информации, поиска и отбора материала, анализирования, синтезирования и обобщения полученных знаний.

Одна из главных задач, которую надо стремится решить в процессе обучения на уроках гуманитарного цикла — это формирование в сознании учащихся комплексного представления о научно-предметной и целостной картине мира и обучение их способам применения приобретённых знаний в практической жизни. Эту задачу помогают решить интегрированные уроки. Только интегрирование знаний всех наук позволит привести к ожидаемому результату: усилению осознанных потребностей детей с ограниченными возможностями в получении знаний, переносе теоретических знаний в практическую деятельность и использование их в нестандартных ситуациях. Для реализации этих задач регулярно проводятся интегрированные уроки гуманитарного цикла (уроки истории, права, обществознания, русского языка и литературы).

К инновационным педагогическим методам, которые чаще всего используются в рамках обучения детей с ограниченными возможностями на уроках гуманитарного цикла, относятся следующие:

Ролевые игры:

применяются тогда, когда учащимся нужно глубже понять проблему, оказаться в ситуации тех или иных лиц, подвергающихся различным формам дискриминации. Ролевые игры способствуют формированию правовой культуры, установлению сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Групповые дискуссии:

данный прием позволяет лучше узнать, каково отношение учащихся к вопросам, касающимся прав человека. Помимо знания фактов, ученикам необходимо уметь исследовать и анализировать эти вопросы самостоятельно. Дискуссия – это еще и возможность развить умение учащихся с особыми потребностями слушать, говорить по очереди, также приобрести навыки, важные для воспитания уважения к правам других людей.

Исследовательские проекты:

Этот метод позволяет учащимся с особыми потребностями мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей. Таким образом, данная технология способствует внутренней самореализации и эффективному личностному росту детей с ограниченными возможностями. В МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» осуществляется эффективная научно-исследовательская деятельность с учащимися, многие из которых пишут свои проекты, посвященные проблемам обеспечения прав ребенка в школе, становятся призерами и победителями школьных конференций городского, республиканского и межрегионального уровне.

Кейс-технология:

данный метод учит ориентироваться в законах, стимулирует активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, создает творческую атмосферу, Позволяет приобрести социальный опыт.

Просмотр и обсуждение фильмов:

Эта технология предоставляет широкие возможности многопланового, проблемного подхода к изучению сложных социальных проблем детьми с ограниченными возможностями, вносит разнообразия в занятия. Восприятие детьми с помощью фильмов наглядно, эмоционально, позволяет войти в положение людей, представленных в фильме. Кинодискуссии после просмотров фильмов о правах человека проводят со своими сверстниками и сами учащиеся с ограниченными возможностями.

Проведение интерактивных встреч и форумов по актуальным социальным проблемам:

данный метод позволяет повысить социальную активность учащихся с особыми потребностями, раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка, укрепить гражданскую позицию школьников, расширить сферу взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Обучение детей с ограниченными возможностями на уроках гуманитарного цикла с применением современных педагогических технологий основывается на принципах гуманности. В данном случае образовательный процесс исходит из того, что все участники равноценны, а индивидуальные различия и потребности следует принимать и уважать. Только уважая в себе личность, ребенок с особыми потребностями здоровья способен уважать права других людей и отстаивать свои интересы. Естественным следствием этого будет сознательное социально активное поведение таких учащихся и в настоящем, и в будущем.

В рамках программы «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы» был разработан курс занятий, направленных на воспитание толерантного отношек людям с особыми потребностями. На них обсуждаются проблемы места и роли людей с ограниченными возможностями в истории и в современном мире, их достижения, проблемы нарушения их прав и способы их решения.

В МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» действует школьная волонтерская команда «МЫ ВМЕСТЕ», в которую входят ученики школы, включая учащихся с особыми потребностями. При участии самих школьников разработано несколько занятий по правам людей с ограниченными возможностями. Заложены основы тесного сотрудничества между преподавателями и учащимися для эффективного расширения правового пространства в школе. Декларация прав учеников с ограниченными возможностями – это совместный проект, в котором ученики проявили свою законотворческую инициативу.

Важным достоинством программы «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы» является тесное сотрудничество с общественными организациями из Чувашии и других регионов. Программа реализовывается при методической и информационной поддержке Центра гражданского образования и прав человека г. Перми (директор – доктор исторических наук, профессор А.Б.Суслов). Мы поддерживаем тесные связи с молодежными общественными организациями Пермского края. Самым главным партнером для нас является молодежное творческое объединение «МиР» («Мы и риторика»). В 2009-2011 гг. совместно с пермским молодежным творческим объединением «МиР» учащиеся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» приняли участие в проекте «Грани детства». Данный проект направлен на изучении и анализ прав ребенка в стране и мире: прав детей-сирот, детей-беспризорников, беженцев.

Школа — это уменьшенная модель государства и общества. Без активных граждан — учеников и учителей — любая школа развиваться не будет. Подлинно свободная личность вырастет только тогда, когда каждый участник школьной жизни будет осознавать, что он является гражданином «государства» под названием ШКОЛА, он имеет определённые права и несет определенную ответственность. Программа «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы» направлена на воспитание у учащихся с ограниченными возможностями ценностей свободы, самостоятельности, готовности к взаимодействию с обществом, защиты своих интересов, ответственности за реализацию собственных прав. Мы убеждены в том, что лишь, когда школьная система станет плодотворно работать над формированием у учащихся гражданских ценностей, наше общество и государство будут стабильно развиваться.

Если дети с ограниченными возможностями как полноправные участники школьного коллектива почувствуют, что они сами себя реализуют, то это будет способствовать их личностному росту и успешной социализации. Дети с особыми потребностями созревают как личности, когда понимают, что их осознание себя больше не зависит от того, как их воспринимают другие люди, а от того, как они сами себя воспринимают. Человек, сам себя определяющий, способен сам думать о своей жизни и делать собственный выбор.

Мы уверены, что применение современных педагогических технологий на уроках гуманитарного цикла в условиях инклюзивного образования способствуют не только духовному развитию и личностному росту детей с ограниченными возможностями здоровья, но и их успешной социализации.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации