Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

"Особенности взаимодействия родителя и ребенка"

Особенности взаимодействия родителя и ребенка

Проблема влияния семейного окружения на особенности эмоционально–личностного, познавательного, и морально–нравственного развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития, психологии личности, психологии общения.

Огромный вклад в изучение проблемы детско – родительского взаимодействия и семейного воспитания внес А.С. Макаренко. «Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто – то другой завел его у себя и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной Вами разумной цели. Эту цель Вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети».

Эффективность взаимодействия тесно связана с педагогической культурой родителей (к примеру, с тоном распоряжения): «Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора –два года. Дело это совсем не трудное. Нужно только следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.

Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.

Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя. Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Плохо, если вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении.

Взаимодействие детей и родителей строится на особых принципах воспитания:

  • уважение и требование
  • искренность и открытость
  • принципиальность
  • забота и внимание, знание
  • упражнение
  • закалка
  • труд
  • коллектив
  • семья
  • детская радость, игра
  • наказание и награда

В работах В.И. Гарбузова выделено 9 вариантов родительского поведения:

Строгий – родитель действует в основном силовым, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю

Объяснительный –родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагает ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

Автономный – родитель не навязывает своего решения ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя максимум свободы в выборе и принятии решения и поощряя за проявление этих качеств.

Компромиссный -для решения проблемы родитель предлагает ребенку что – либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

Содействующий –родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени можно дальше ее оказывать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких – либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в настроении, состоянии ребенка.

Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

Ситуативный – родитель принимает соответствующие решения в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя к ребенку и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, в своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов, ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации