Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Современное развитие отечественного образования отражает необходимость развития у учащихся духовно-нравственных качеств — нравственности, добра, справедливости. Вопрос о том, как научить ребенка чтить традиции своего народа, любить отечество, свою национальную культуру, является главной проблемой воспитания. В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию. Преимущество уроков литературы в рамках духовного развития ученика – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляют компьютер, телевидение и жёлтая пресса, которые нередко являются для ученика более предпочтительным источником информации. Поэтому характерным результатом негативных влияний выступает несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности ребенка.

Духовно-нравственные качества человека закладываются в детстве. В сегодняшней действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура — это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога, Человека и церкви.Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания.

В самом слове «воспитание» заложен важный нравственный, сокровенный смысл. Воспитывать — означает «питать» духовно.

Русские писатели наполняли жизненные события, характеры и стремления людей евангельской истиной, мыслили категориями Православия, и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это, но и в самом художественном творчестве. Питало душу, воспитывало слово Божие, пример святых подвижников православной церкви, чья жизнь была отражена в «Житиях Святых».

Предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности А.Твардовский определил как уроки нравственного прозрения. Прозреть — значит увидеть ранее не виденное.

Учителю словесности следует на протяжении своей деятельности выполнять нравственную задачу: через познание евангельских истин закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку с совестью. Это заповеди, которые не противоречат ни одной другой религии.

« Есть лишь одна мера хорошего или дурного — мера, данная Христом», — эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир». «Что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть?» — эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них, обретя истину на пути к Богу. Этой мерой христианского, православного необходимо измерять сегодня и отечественную классику.

Пьесу Островского «Гроза» — можно считать своего рода энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Пьеса «Гроза» показывает кризис нравственных устоев тогдашнего общества, в котором старшее поколение утрачивало понимание этических норм морали. Островский сумел почувствовать приближающуюся катастрофу. На уроке по пьесе Островского «Гроза» рассматривается через православный аспект причина трагедии главной героини. Вместе с учащимися учителю необходимо проследить душевную травму Катерины с момента ее рассказа о жизни в доме матери. Ученики должны отметить не только поэтичность героини, её мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не всегда была глубокой, а скорее поверхностной.

При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Накануне рокового дня главному герою приснился сон – крик его растревоженной совести. Он увидел себя семилетним мальчиком. («Дети – образ Христов. «Сих есть Царствие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…» — эти слова произносит Раскольников в первом разговоре с Соней после чтения ею Евангелия). Последствия властолюбия и индивидуализма столь глобальны, что писатель для проведения своей мысли обращается к текстам Священного Писания. Достоевский тщательно и подробно анализирует душевное состояние героя. Нравственные и физические муки свидетельствуют о том, что помраченная грехом человеческая природа хочет вернуть свое первоначальное состояние, воссоединиться с Творцом, от которого она отпала.

И таких примеров в русской классической литературе можно найти немало.

Уроки литературы в школе способствуют духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, наследия христианской культуры.

Поэт Н.В.Колычев говорит: «Церковь и вера — вот единственно устоявшая духовная основа нашей Родины, ещё способной на этом фундаменте воздвигнуть монолитный Народ для противостояния злым силам, довлеющим над Россией». И сегодня учебники литературы и русского языка стали использовать нравственно-духовный потенциал православной веры. Кажется, мы осознали наконец мудрость старой народной пословицы: «Без Бога ни до порога».

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей и заставляет педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации