Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Рабочая программа по предмету "Математика в задачах"

Аннотация к рабочей программе

Предмет – математика в задачах

Ступень (классы) – среднее (полное) общее образование (2 класс)

Нормативно-методические материалы

ØФедеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 22.12.2009 №15785;

ØФедеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

ØТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта,

ØУчебный план МОУ СОШ с.Дьяковка 2015-16 учебный год (утвержден приказом от 25.08.15)

ØКалендарный учебный график МОУ СОШ с.Дьяковка на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом от 25.08.15)

ØАвторская программа по математике в задачах (базовый уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

Реализуемый УМК

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 2 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2012

Цели и задачи изучения предмета

Цель курса:

формировать и развивать логическое мышление через образовательную область «математика»: т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.

Задачи:

Øразвитие интеллекта учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

Øовладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;

Øовладение конкретными математическими знаниями;

Øорганизация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей;

Øразвитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

Øразвитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Øформирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

Øразвитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Øформирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Øвоспитание трудолюбия и достижения своей цели;

Øвоспитание системы нравственных межличностных отношений;

Øформирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Срок реализации программы

1 год

Место учебного предмета в учебном плане

35 часов

Результаты освоения учебного предмета (требования к уровню подготовки)

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

üосновной программный материал курса математики в начальных классах

üнестандартные методы решения различных математических задач

üлогические приемы, применяемые при решении задач;

Учащиеся должны уметь:

üлогически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

üобоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;

üобобщать математический материал;

üнаходить разные решения нестандартных задач;

üсоставлять, моделировать и штриховать предметы;

üнаходить закономерность;

üклассифицировать предметы, слова;

üопределять истинность высказываний;

üрешать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Дьяковка

Краснокутского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

________/Багаутдинова О. В./

Протокол № __

от «__»____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Дьяковка: _____________/Алексеева Е. А./

«__»____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с.Дьяковка:

_______________/ Мечикова О.В./

Приказ № ____

от «__»_________________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Морозовой А.И.

по предмету «Математика в задачах»

во 2 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «25» августа 2015 г.

2015 — 2016 учебный год

Пояснительная записка

Особенность по отношению к ФГОС.Рабочая программа курса «Занимательная математика» во 2 классе составлена на основе:

— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

— В соответствии с примерной программой основного общего образования по математике для начальных классов, утвержденной Министерством Образования РФ и является компонентом образовательного учреждения.

Концепция программы

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Общие цели учебного предмета

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие: доступность, последовательность, соответствие возрастным особенностям, и интересам обучающихся, коммуникативная направленность. В соответствии с сюжетным замыслом уроки объединены в разделы. Разделы содержат разное количество уроков и соответствуют четырём учебным четвертям.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена на основе авторской программы О.И.Беляковой «Занятия математического кружка».

Цель курса:

формировать и развивать логическое мышление через образовательную область «математика»: т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.

Задачи:

Øразвитие интеллекта учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

Øовладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;

Øовладение конкретными математическими знаниями;

Øорганизация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей;

Øразвитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

Øразвитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Øформирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

Øразвитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Øформирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Øвоспитание трудолюбия и достижения своей цели;

Øвоспитание системы нравственных межличностных отношений;

Øформирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика учебного процесса

Технологии:

личностно- ориентированный подход;

здоровьесберегающая технология;

технология проблемного диалога;

технология самооценивания;

технология проектной деятельности;

технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом);

Методы обучения:

1. ученического целеполагания;

2. частично- поисковый;

3. метод контроля;

4. метод рефлексии;

5. метод самооценки;

6.Метод взаимокотроля и взаимобучения( в парах, группах)

Формы обучения: урочная и внеурочная ( видеоурок, урок- игра, урок- экскурсия, путешествие, консультации, конкурсы, марафоны, предметные недели, кружки и т.д.)

Виды занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная, в паре.

Режим занятий: 1 час в неделю:

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Математика в задачах, как учебный предмет входит в образовательную область «Математика и информатика»

Согласно учебному плану МОУ – сошс.Дьяковка на 2015-2016 год на изучение курса «Занимательная математика» во 2 классе отводится 35 часов(1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Занимательная математика»

Личностные,

üопределять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

üв предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

регулятивные

üопределять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

üпроговаривать последовательность действий;

üучиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

üучиться работать по предложенному учителем плану;

üучиться отличать верно выполненное задание от неверного;

üучиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

познавательные

üориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

üделать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

üдобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

üперерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

üперерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

üпреобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

üнаходить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

коммуникативные

üдонести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

üслушать и понимать речь других;

üчитать и пересказывать текст;

üсовместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

üучиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

предметные

  • üописывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • üвыделять существенные признаки предметов;
  • üсравнивать между собой предметы, явления;
  • üобобщать, делать несложные выводы;
  • üклассифицировать явления, предметы;
  • üопределять последовательность событий;
  • üсудить о противоположных явлениях;
  • üдавать определения тем или иным понятиям;
  • üопределять отношения между предметами типа «род-вид»;
  • üвыявлять функциональные отношения между понятиями;
  • üвыявлять закономерности и проводить аналогии.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

  • üосновной программный материал курса математики в начальных классах
  • üнестандартные методы решения различных математических задач
  • üлогические приемы, применяемые при решении задач;

Учащиеся должны уметь:

üлогически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

üобоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;

üобобщать математический материал;

üнаходить разные решения нестандартных задач;

üсоставлять, моделировать и штриховать предметы;

üнаходить закономерность;

üклассифицировать предметы, слова;

üопределять истинность высказываний;

üрешать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки.

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной программой по математике в задачах.

Содержание тем учебного курса

Содержание учебного курса «Занимательная математика» (35 ч)

Раздел программы 1«Общие понятия» (13 ч) направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы 2«Элементы истории математики» (22 ч) расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике. Составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.Состоит из разнотипных упражнений «занимательного» характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

По курсу «Математика в задачах» выставляются только текущие отметки и оцениваются в предмете «Математика»

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

1

Раздел программы 1«Общие понятия»

13

2

Раздел программы 2 «Элементы истории математики»

22

Итого:

35

Календарно – тематическое планирование «Математика в задачах» 35 часов.

№ Урока

Содержание

темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

дата

План

Факт

Раздел программы 1«Общие понятия»

13

  • 1.

Решение ребусов и логических задач

1

читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;

-представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;

-выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);

— выполнять сложение и вычитание с числом 0;

— правильно употреблять в речи названия числовых выражений ;

— решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение\ уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);

— распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;

— измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

— находить длину ломанной и периметр многоугольника.

— вычислять значение числового выражения в 2-3 действиях рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);

— сравниватьзначениячисловыхвыражений;

— решать задачи в два действия по сформулированным вопросам.

читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;

-представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;

-выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);

— выполнять сложение и вычитание с числом 0;

— правильно употреблять в речи названия числовых выражений ;

— решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение\ уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);

— распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;

— измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

— находить длину ломанной и периметр многоугольника.

— вычислять значение числового выражения в 2-3 действиях рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);

— сравнивать значения числовых выражений;

— решать задачи в два действия по сформулированным вопросам.

  • 2.

Как люди научились считать

1

  • 3.

Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов.

1

  • 4.

Числа-великаны.Коллективный счет.Загадки-смекалки.Игра «Знай свой разряд».

1

  • 5.

Подумай и реши

1

  • 6.

Решение задач из стенгазеты № 1.

1

  • 7.

Работа со спичками. Головоломки.

1

  • 8.

Математические горки. Задача в стихах.Наглядная алгебра.логические задачи.Загадки.Игра «У кого какая цифра»

1

  • 9.

Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат»

1

  • 10.

Решение задач из стенгазеты №2

1

  • 11.

Подведение итогов решение задач, загадок из математической газеты. Решение занимательных задач. Меры в пословицах

1

  • 12.

Конкурс знатоков(отборочный тур)

1

  • 13.

Здачи-смекалки. Задача о встречных поездах. Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

Раздел программы 2«Элементы истории математики»

22

  • 14.

Немного истории.Детям о времени

1

  • 15.

Решение задач из стенгазеты №3

1

  • 16.

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями

1

  • 17.

Математический КВН

1

  • 18.

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины

1

  • 19.

Задачи повышенной сложности.

1

  • 20.

Детство талантливой женщины-математика С.В. Ковалевской. Игры «Задумай число»

1

  • 21.

Решение задач из стенгазеты № 4

1

  • 22.

Математическая викторина. Игры на развитие внимания, «Сотни фигур из семи частей»

1

  • 23.

Конкурс знатоков (итоговый тур)

1

  • 24.

Фалес Милетский.Игра «шахматы»

1

  • 25.

Решение задач комбинированного характера. Оригинальные задачи.

1

  • 26.

Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.

1

  • 27.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

  • 28.

Интеллектуальный марафон.

1

  • 29.

Открытие нуля

1

  • 30.

Решение задач из стенгазеты №5

1

  • 31.

Экскурсия в компьютерный класс

1

  • 32.

Решение задач из стенгазеты №6

1

  • 33.

Игра «Крестики-нолики»

1

  • 34.

Знакомство с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями

1

  • 35.

Итоговое. Игра «Цифры в буквах».

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемому по курсу «Математика в задачах»

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2011

2.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 2 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2012

3.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012

4.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2011

5.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014

6.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

7.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2014

8.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2012

9.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации