Разработка урока русского языка "Изменение имён существительных по числам"
Урок русского языка.
Тема. Изменение имён существительных по числам.
Цели. Формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать простое и сложное предложения, производить синтаксический разбор предложения, разбирать слова по составу.(предметные результаты)
Прививать любовь и уважение к Отечеству, интерес к чтению, письму, изучению языка. (личностные результаты)
Формировать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по алгоритму, корректировать деятельность, определять степень успешности своей работы.
Формировать познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Формировать коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы. (метапредметные результаты)
I.Организационный момент.
II. Определение темы и цели урока
— Урок русского языка. █
— А сегодня мы отправились в путешествие вот на этом прекрасном паруснике.
-Тема нашего путешествия? █
— А цель?
— А что нам надо для этого знать?
— А вот и жители далёкой страны. Для контакта с ними мы должны хорошо знать свой родной русский язык. █
II. Чистописание. Актуализация знаний.
— Прочитайте слова: русский, Родина, народ.
— Найдите одинаковый звук в данных словах. (р)
— Дайте характеристику этому звуку.
— Какой буквой он обозначается на письме? (р, Р)
— Тренируемся в написании заглавной буквы Р .
— Определите число сущ-го Родина, народ?
— Докажите.
— (Существительное в единственном числе обозначает один предмет.)
— В какой стране мы живём?
Мы живём в России. (9)
— Какое это предложение?
1. По цели высказывания – повествовательное.
2. По интонации – невосклицательное.
3. По наличию главных членов – простое.
4. По наличию второстепенных членов – распространённое.
— Назовите существительное, стоящее в ед.ч. (Россия)
— Как вы определили?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет.)
III. Словарная работа.
-Продолжаем знакомить жителей с нашей страной.
-Россия – это наша …(Родина). █
— Самый главный город нашей страны? (Москва) █
— Москва – это (столица). █
Родина, Москва, столица.
— Определите число этих существительных.
IV. Слово учителя
— Что мы взяли с собой? самостоятельность
уважение
память
любовь
активность
целеустремлённость
знания
— С чем же мы будем знакомить жителей далёкой страны?
— А что такое «теплица»?
Теплица – тёплое застеклённое помещение для выращивания растений. █
— Для чего нужны теплицы?
IV.Применение новых знаний.
- 1.Разбор предложения по членам предл. и по частям речи.
- (списывание предложения с доски)
- В теплицах рязанцы выращивают овощи.
- — Определите число сущ.
- — Как определяли?
- 2.Игра «Определи число существительных». ( устно )
- -Чтобы нам попасть в теплицу, мы должны соответствующим образом одеться.
- -Наденем мы вот что. — А для работы мы возьмём с собой…
ХАЛАТ ЛОПАТА
САПОГИ ВЕДРО
ПЕРЧАТКИ СЕМЕНА
— Определите число существительных.
— Как вы определяли число?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – несколько.)
3. Составление предложения. (в парах)
На дворе бушует вьюга, а за окнами мы видим помидоры и огурцы.
— На какие 2 группы можно разделить сущ-е? (ед.ч., мн.ч.)
— Как изменяются сущ-е?
Существительные изменяются по числам.
— Как определить число существительных?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – несколько.)
4. Определение числа сущ-х. ( в группах).
— А вот и рабочий по обслуживанию теплиц.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.
— Найдите существительные.
— Определите их число.
- 5.Физминутка.
- — Отдохнём.
- По тропинке шли,
- Белый гриб нашли.
- Раз — грибок, два — грибок –
- Забирайся в кузовок.
- 6. Разбор слов по составу.
— Сколько же грибов мы нашли? (2)
— А какие это грибы – мы узнаем, превратившись в волшебников.
(блюдце с водой) — Крибле! Крабле! Бумс!
- Подберёзовики, подосиновики. (шампиньоны)
7. Определение числа сущ-х. .
- В других теплицах цветут ландыши, тюльпаны, розы.
- — Найдите однородные члены предложения и определите их число.
- — Что же выращивают в теплицах? (овощи, растения, грибы)
- 8. Обобщение.
- — А что это такое? █ (ОРАНЖЕРЕЯ)
— Мы выяснили, что в теплицах можно выращивать овощи, цветы, грибы.
— А наш класс можно назвать теплицей? Почему?
Большинство комнатных растений зимой бывают зелёные. Некоторые даже цветут. Почти все комнатные растения привезены к нам из тёплых стран, где не бывает зимы. Поэтому их весь год держат в тёплых помещениях.
— А зачем нам нужны комнатные растения?
- Они украшают помещение, радуют нас своей зеленью, яркими цветами. Чтобы растения всегда были красивыми, за ними надо ухаживать: поливать, рыхлить почву в горшочках, удалять пыль с листьев.
- 9. Подарок иноземцев.
(2 таблички с существительными в ед. ч. и во мн.ч.)
молоко чернила
сметана каникулы
мука именины
бензин очки
дружба брюки
красота сани
листва ворота
метро ножницы
10.Работа с пословицами.
- — Какая из данных пословиц наиболее подходит к нашему путешествию?
- Лень хуже болезни.
- Что не сделает один, сделаем вместе.
- Труд – основа жизни.
V. Рифлексия.
— Понравилось вам путешествие?
— Достигли мы цели, которую ставили вначале?
— Как же изменяются существительные?
— Как определить число существительного?
(вспомнить правило)
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – несколько.)
— А теперь – самооценка. ( 5, 4, 3 )
VI. Итог урока.