Журнал методических публикаций


Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ № Эл № ФС77-63900

Разработка урока русского языка "Изменение имён существительных по числам"

Урок русского языка.

Тема. Изменение имён существительных по числам.

Цели. Формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать простое и сложное предложения, производить синтаксический разбор предложения, разбирать слова по составу.(предметные результаты)

Прививать любовь и уважение к Отечеству, интерес к чтению, письму, изучению языка. (личностные результаты)

Формировать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по алгоритму, корректировать деятельность, определять степень успешности своей работы.

Формировать познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Формировать коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы. (метапредметные результаты)

I.Организационный момент.

II. Определение темы и цели урока

— Урок русского языка. █

— А сегодня мы отправились в путешествие вот на этом прекрасном паруснике.

-Тема нашего путешествия? █

— А цель?

— А что нам надо для этого знать?

— А вот и жители далёкой страны. Для контакта с ними мы должны хорошо знать свой родной русский язык. █

II. Чистописание. Актуализация знаний.

— Прочитайте слова: русский, Родина, народ.

— Найдите одинаковый звук в данных словах. (р)

— Дайте характеристику этому звуку.

— Какой буквой он обозначается на письме? (р, Р)

— Тренируемся в написании заглавной буквы Р .

— Определите число сущ-го Родина, народ?

— Докажите.

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет.)

— В какой стране мы живём?

Мы живём в России. (9)

— Какое это предложение?

1. По цели высказывания – повествовательное.

2. По интонации – невосклицательное.

3. По наличию главных членов – простое.

4. По наличию второстепенных членов – распространённое.

— Назовите существительное, стоящее в ед.ч. (Россия)

— Как вы определили?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет.)

III. Словарная работа.

-Продолжаем знакомить жителей с нашей страной.

-Россия – это наша …(Родина). █

— Самый главный город нашей страны? (Москва) █

— Москва – это (столица). █

Родина, Москва, столица.

— Определите число этих существительных.

IV. Слово учителя

— Что мы взяли с собой? самостоятельность

уважение

память

любовь

активность

целеустремлённость

знания

— С чем же мы будем знакомить жителей далёкой страны?

— А что такое «теплица»?

Теплица – тёплое застеклённое помещение для выращивания растений. █

— Для чего нужны теплицы?

IV.Применение новых знаний.

  • 1.Разбор предложения по членам предл. и по частям речи.
  • (списывание предложения с доски)
  • В теплицах рязанцы выращивают овощи.
  • — Определите число сущ.
  • — Как определяли?
  • 2.Игра «Определи число существительных». ( устно )
  • -Чтобы нам попасть в теплицу, мы должны соответствующим образом одеться.
  • -Наденем мы вот что. — А для работы мы возьмём с собой…

ХАЛАТ ЛОПАТА

САПОГИ ВЕДРО

ПЕРЧАТКИ СЕМЕНА

— Определите число существительных.

— Как вы определяли число?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – несколько.)

3. Составление предложения. (в парах)

На дворе бушует вьюга, а за окнами мы видим помидоры и огурцы.

— На какие 2 группы можно разделить сущ-е? (ед.ч., мн.ч.)

— Как изменяются сущ-е?

Существительные изменяются по числам.

— Как определить число существительных?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – несколько.)

4. Определение числа сущ-х. ( в группах).

— А вот и рабочий по обслуживанию теплиц.

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка.

Найдите существительные.

— Определите их число.

  • 5.Физминутка.
  • — Отдохнём.
  • По тропинке шли,
  • Белый гриб нашли.
  • Раз — грибок, два — грибок –
  • Забирайся в кузовок.
  • 6. Разбор слов по составу.

— Сколько же грибов мы нашли? (2)

— А какие это грибы – мы узнаем, превратившись в волшебников.

(блюдце с водой) — Крибле! Крабле! Бумс!

  • Подберёзовики, подосиновики. (шампиньоны)

7. Определение числа сущ-х. .

  • В других теплицах цветут ландыши, тюльпаны, розы.
  • — Найдите однородные члены предложения и определите их число.
  • — Что же выращивают в теплицах? (овощи, растения, грибы)
  • 8. Обобщение.
  • — А что это такое? █ (ОРАНЖЕРЕЯ)

— Мы выяснили, что в теплицах можно выращивать овощи, цветы, грибы.

— А наш класс можно назвать теплицей? Почему?

Большинство комнатных растений зимой бывают зелёные. Некоторые даже цветут. Почти все комнатные растения привезены к нам из тёплых стран, где не бывает зимы. Поэтому их весь год держат в тёплых помещениях.

— А зачем нам нужны комнатные растения?

  • Они украшают помещение, радуют нас своей зеленью, яркими цветами. Чтобы растения всегда были красивыми, за ними надо ухаживать: поливать, рыхлить почву в горшочках, удалять пыль с листьев.
  • 9. Подарок иноземцев.

(2 таблички с существительными в ед. ч. и во мн.ч.)

молоко чернила

сметана каникулы

мука именины

бензин очки

дружба брюки

красота сани

листва ворота

метро ножницы

10.Работа с пословицами.

  • — Какая из данных пословиц наиболее подходит к нашему путешествию?
  • Лень хуже болезни.
  • Что не сделает один, сделаем вместе.
  • Труд – основа жизни.

V. Рифлексия.

— Понравилось вам путешествие?

— Достигли мы цели, которую ставили вначале?

— Как же изменяются существительные?

— Как определить число существительного?

(вспомнить правило)

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – несколько.)

— А теперь – самооценка. ( 5, 4, 3 )

VI. Итог урока.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации