Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Мониторинг компетенций выпускника ДОУ

Система оценки ключевых компетентностей дошкольника через использование системно-деятельностного подхода к ОП включает в себя показатели начальных ключевых компетентно-стей и мотивов, проводится при непосредственном наблюдении за поведением детей и допол­няется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. Это делает про­блему оценивания и измерения развития успешности ребенка принципиально разрешимой и по­зволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъ­ектов оценки.

Уровни успешности детей дошкольного возраста

В рамках мониторинга успешности детей по условиям результативного блока модели разви­вающего пространства для составления и корректировки планов развития детей используется звездочка Лазурского.

Звездочка Лазурского представляет собой три концентрических круга, соответствующих трем (1, 2, 3) уровням сформированности аспектов успешности дошкольника. Круг разделен векторами, каждый из которых соответствует аспекту успешности (здоровый, умный, деятель­ный, социально активный, добрый, творческий). В зависимости от того, на каком уровне сфор­мирован аспект успешности, этот уровень отмечается точкой на соответствующем векторе. Со­единяя между собой все точки, получаем замкнутую ломаную линию, которая называется «звез­дочка Лазурского». По выпуклостям и впадинам можно наглядно судить о сформированности того или иного аспекта успешности ребенка.

Так же можно фиксировать сформированность начальных ключевых компетентностей, уни­версальных учебных действий и мотивов успешности, обозначив на векторах соответствующие значения.

Мониторинг формирования успешного дошкольника

Показатель

Методики

Сроки проведе­ния

Ответственные

1. Критерий аспекта успешности дошкольника «Здоровый ребенок»

Педагогическая диагностика

Соблюдение правил личной

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

гигиены

Медицинская диагностика

Индекс здоровья

Анализ заболеваемости

1 раз в год

Старшая Медсестра

Физическое и соматическое здоровье

Тест-скрининг

Сентябрь (первичная) Май (итоговая)

Воспитатели, инструктор по

физкультуре, старшая медсе­стра

Психологическая диагностика

Уровень тревожности

Методика Р.Сирса, тест тре­вожности (Р.Темммл, М.Дорки, В.Амен)

1 раз в год

Педагог-психолог

Самооценка

Тест «Лесенка»

1 раз в год

Педагог-психолог

Развитость эмоционально-волевой сферы

Тест Люшера

1 раз в год

Педагог-психолог

2. Критерий аспекта успешности дошкольника «Умный ребенок»

Развитость тонкой моторики

Графический диктант

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Интеллектуальное развитие:

-мышление

-память

-внимание

-воображение

Субтесты методики ГОШа: «Аналогии», «Выбор фигур», «Метод двойной стимуля­ции», «Осведомленность» (наличие относительно про­стых сведений и знаний о мире), «Понятливость», «Групповая экспресс-диагностика РВГ» и др.

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Уровеньразвитияречи и обучения грамоте

Дидактический материал по обследованиюречи детей (Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова)

Материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста (О.Б.Иншакова Альбом для

логопеда. М., 2008)

2 раза в год

Учитель-логопед, воспитатели

Усвоение образовательной программы

Анализ усвоения образова­тельной программы

1 раз в год

Воспитатели

Игровая деятельность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

3. Критерий аспекта успешности дошкольника «Социально активный ребенок»

Адаптация (дети 1-3 лет)

Педагогическое наблюдение, анкетирование родителей

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Потребность в общении

«Социометрия», «Два дома», «День рождения», социоло­гическая игра «Секрет» по методу «Выбор в действии»

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Психологическая готовность к школе

Субтест «Диагностика учеб­ной мотивации» («ДУМ — 1») методики ГОШа Ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йирасека

2 раза в год

Педагог-психолог ДОУ и школы

Уровень развития начальных ключевых компетенций, предпосылокучебной дея­тельности

Педагогическая диагностика компетентностей дошколь­ников (О.В.Дыбина) «Беседа о школе» (методика Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

1 раз в год

Педагог-психолог, воспитатели

Успешность адаптации в 1 классе

Наблюдение, анализ данных

1 раз в год

Педагог-психолог, воспитатели

Успешность обучения в 1 классе

Собеседование, анализ обу-ченности

1 раз в год

Воспитатели

Занятость в системе допол­нительного образования (по­сле выпуска ДОУ)

Анализ данных

1 раз в год

Воспитатели, специалисты

5. Критерий модуля развития успешного дошкольника «Деятельный ребенок»

Осведомленностьо труде взрослых

Педагогическая диагностика

1 раз в год

Воспитатели

Игровая деятельность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Самообслуживаниеи дет­ский труд

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Самостоятельность (форми­рование позиции субъекта деятельности)

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

6. Критерий аспекта успешности дошкольника «Добрый ребенок»

Проявление уважения к лю­дям (старшего поколе-ления, других национально­стей, их обычаям и традици­ям)

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Коммуникабельность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Пониманиеюмора, умение шутить

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Оптимистичность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Уравновешенность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

7. Критерий аспекта успешности дошкольника «Творческий ребенок»

Творческая продуктивная деятельность

Анализдетских работ, «Портфолио достижений»

1 раз в год

Воспитатели

Уровень индивидуальных достижений

Анализ участия в конкурсах, фестивалях и др.

1 раз в год

Воспитатели

Кроме мониторингов отдельных аспектов формирования «успешного дошкольника» (здоро­вый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий), планируется мониторинг сформированности начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и уровня мотивации, так как именно они являются основой успешности детей и должны быть сформированы на должном уровне.

Содержание начальных ключевых компетенций, универсальных познавательных действий и мотивов выпускника ДОУ

Показатель

Мотивы

Начальные ключевые компетенции

Универсальные познавательные действия

Я-здоровый

— понимание ценностей здо­ровья и здорово­го образа жизни

-владение своим телом и всеми видами движений;

-умение заботиться о сво­ем здоровье;

-соблюдение правил лич­ной гигиены, питания и безопасности;

-ведение здорового образа жизни;

-уравновешенность

-умение планировать, ор­ганизовать и контро­лировать деятельность по сохранению здоровья и ве­дение здорового образа жизни;

-проявление осторожности в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми

Я-умный

интерес к но­вому;

-стремление к самоизменению, «взрослению»;

-желание при­обретать новые знания и умения

-осознание сво­их возможностей в учении на ос­нове сравнения «Я» и «хороший ученик»

-начальная речевая ком­петентность как средство -общения (фонетически и грамматически правильная речь; владение основными формами речи, словарным запасом, позволяющим связно выражать мысль, составлять рассказ по кар­тинке, описывать событие, задавать вопрос и отвечать на него; осознавать смысл произносимых слов, пред­ложений);

-начальная литературная компетентность (готов­ность самостоятельно вос­принимать, анализировать и интерпретировать соот­ветствующих возрасту ли­тературных текстов);

-начальная математи­ческая компетентность (го­товность самостоятельно выделять изменения, связи и зависимости групп пред­метов, чисел, величин; вос­создание геометрических фигур, проявление творче­ства в интеллектуальных и развивающих играх);

начальная экологическая компетентность (гуманное взаимодействие с природой)

-умение планировать, ор­ганизовать и контролиро­вать свою познавательную деятельность;

-умение слушать и слы­шать;

-умение самостоятельно и точно выполнять задание педагога;

-запоминание учебного материала, понимание его содержания;

-использование известных и изобретенных им самим способов запоминания, осознание их;

-решение познавательных задач на наглядно-образном или словесно-логическом уровнях;

-использование мысли­тельных действий (обобще­ния, классификации, схема­тизации, моделирования и

др.);

-умение осмыслить учеб­ный материал, выделять в нем главное;

-умение осуществлять контроль и самоконтроль своей мыслительной дея­тельности;

— умение оценивать результатымыслительной дея-

тельности, исходя из пред-

ложенных педагогом критериев

Я — социально активный

— стремление

выполнять социально значимую

и социально

оцениваемую

деятельность;

— желание быть

полезным окружающим;

— испытание

чувства удовлетворения

от выполненного

поручения

— общение кооперативно-

соревновательного типа;

— содержательная комму-

никация;

— понимание и учет действия и позиции партнеров-

сверстников;

— самостоятельность в разнообразных ситуациях;

— сопереживание и взаимопонимание в отношениях с

детьми;

— эмоциональная оценка

ситуаций, непосредственно

не касающихся ребенка;

-эмоциональная оценка

ситуаций, непосредственно

не касающихся ребенка;

— критичность к своим возможностями усилиям,

прилагаемым для достижения результата;

— проявление адекватной,

объективнойоценки собственных возможностей;

— проявление инициативы

(проявляется во всех видах

деятельности, способность

выбирать занятие по своему желанию, включаться

в разговор, предложить интересное дело)

— умение силой воли регулироватьсвое поведение;

— умение преодолевать свои

желания, противоречащие

нормам, обещанному слову;

— проявление настойчивости, терпения, преодоление

трудностей, сдерживание

себя;

— высказывание просьб, несогласия в социально-

приемлемой форме;

— умение находить способы

и средства для реализации

своего замысла;

— умение исправлять допущенную ошибку;

-адекватная самооценка

результатов своей деятельности

— проявление открытости и

раскованности

вобщении, искренности

чувств, правдивости;

— проявление разумной осторожностив незнакомой

обстановке, при встречах с чужими

людьми;

-выполнение выработанных обществом правил поведения

Я — добрый

— адекватное

осознанное представление

о качествах доброго

человека

-сопереживаниеи взаимопонимание при общении с детьми;

— позитивноеотношение к

миру, сверстникам, взрослым

— умение оказывать помощь

людямстаршего поколения,

взрослым и детям;

— умение сопереживать неудачам и радоваться удачам других детей

Я — творче­ский

способен удив­ляться и восхи­щаться

-начальная художественная компетентность как художе­ственное восприятие и интер­претация произведений ис­кусства разных видов и жан­ров;

-творчество в различных видах художественной дея­тельности (изобрази­тельной, музыкальной, театральной и т. д.);

-умение сосредоточиться при выполнении творче­ских работ

использование своих знаний в изодеятельности;

-воспринимает диффе­ренцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец;

-создание в уме новых об­разов и воплощение их в играх, рисунках, конструк­циях;

-владеет развернутой ре­чью, передающей отвле­ченную от данной ситуации информацию; развита монологическая речь; умеет рассуждать, высказывать свои соображения;

-проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания;

-решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий за­дач

Начальные ключевые компетенции дошкольников

Здоровьесберегающая — признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности челове­ческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопас­ности жизнедеятельности. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Умение самостоятельно решать задачи, связанные с под­держанием, укреплением и сохранением здоровья. Развитость сенсорно-моторных и двигатель­ных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребен­ка.

Информационная — способность работать в информационном пространстве. Умение ориен­тироваться в некоторых источниках информации. Умение делать выводы из полученной ин­формации. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

Социально-коммуникативная — владение важнейшими жизненными навыками, необходи­мыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быст­роменяющимся условиям жизни. Умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрос­лыми (получать необходимую информацию, выслушивать, вести простой диалог, отстаивать свое мнение, соотносить свои желания и стремления с интересами других людей, принимать и оказывать помощь, участвовать в коллективных делах, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, принимать решение, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого). Ус­воение ребенком важнейших нравственных категорий, понятий, соответствующих общечелове­ческим ценностям и нормам.

Деятельностная — умение планировать, организовывать и реализовывать деятельность. Осознание целей и средств деятельности. Осмысленность действий по образцу и правилу во время игр и продуктивных видов деятельности. Сотрудничество и совместная деятельность ре­бенка со взрослым.

Предпосылки учебной деятельности у дошкольников

Познавательные — наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов. Владение ребенком языковыми нормами. Развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходи­мых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинст­ва. Сформированность эстетического восприятия, эстетических представлений и суждений, раз­витость творческих способностей.

Регулятивные — осознание ребенком правил и своих действий, опосредованных этими пра­вилами. Владение эмоциями. Развитая воля.

Мониторинг сформированности начальных ключевых компетенций, предпосылок учебной деятельности и мотивов дошкольников

Показатель

Содержание

Показатель

Используемая методика

Начальные ключевые компетентности

Здоровьесберегающая

-Умение самостоя­тельно решать задачи, связанные с поддержа­нием, укреплением и сохранением здоровья;

-умение оценивать со­циальные привычки, связанные со здоровь­ем, потреблением и ок­ружающей средой

-Соблюдение личной гигиены;

-соблюдение культу-ры питания;

-соблюдение правил безопасного поведения в быту;

-разумное поведение в непредвиденных ситуа­циях;

-преодоление устало­сти;

-жизнерадостность и оптимистичность;

-потребностьв еже­дневных физических упражнениях

Психологическая диаг­ностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические зада­ния для выявления уров­ня сформированности компетентностей детей

Деятельностная

Умение планировать, организовывать и реализовывать дея­тельность

-Постановкацели и отбор необходимых средств для ее осущест­вления;

-выбор и принятие ре­шения

Психологическая диаг­ностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические зада­ния для выявления уров­ня сформированности компетентностей детей

Информационная

-Умение ориентиро­ваться в некоторых ис­точниках информации;

-умение делать выво­ды из полученной ин­формации;

-умение понимать не­обходимость той или иной информации для своей деятельности;

-умение задавать во­просы на интересую­щую тему

Получение информа­ции при использовании различных источников

Психологическая диаг­ностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические зада­ния для выявления уров­ня сформированности компетентностей детей

Социально-

коммуникативная

-Умение понимать эмоциональное сос­тояние сверстника, взрослого;

-умение получать не­обходимую инфор­мацию в общении;

-умение выслушать другого человека, суважением отно­ситься к его мнению, интересам;

-умение вести прос­той диалог со взрослы­ми и сверстниками;

-умение отстаивать свое мнение;

-умение соотносить свои желания и стрем­ленияс интересами других людей;

-умение принимать участиев коллектив­ных делах;

-умение с уважением относитьсяк цен­ностями окружаю­щим людям;

-Адекватная, объек­тивнаяоценка собст­венных возможно­стей, деятельности и ее результатов;

-общение коопера-тивно-соревнователь-ного типа;

-учет действий и позиции партнеров-сверстников;

-доверие взрослых и детей;

-самостоятельность в разнообразных ситуациях

Психологическая диаг­ностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические зада­ния для выявления уров­ня сформированности компетентностей детей

-умение принимать и оказывать помощь;

-умение не ссорить­ся, спокойно реаги­роватьв конфликт­ных ситуациях

Предпосылки учебной деятельности

Познавательные

-Умение выделять па­раметры объекта, под­дающиеся измерению;

-умение выделять су­щественные признаки конкретно-чувственных объектов;

-умение устанавли­вать аналогии на пред­метном материале;

-умение проводить операции класси­фикации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;

-умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять по­следовательные указа­ния педагога

-Развитая мелкая мото­рика рук;

-развитые основные познавательные процес­сы;

-проявление хороших умственных способно­стей;

-осмысление учебного материала;

-самостоятельное дей­ствие по заданию педагога;

-умение осуществлять контрольи самокон­троль своей деятельно­сти и ее результатов;

-любознателен, само­обучаем;

-развитое воображе­ние;

-стремление к посто­янномупоиску, ори­гинальному мышлению

«Беседа о школе» (мо­дифицированный вари­ант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). «Незавершенная сказка»

Регулятивные

-Осознание ребенком правил и своих дейст­вий, опосредованных этими

правилами;

-осмысленность дей­ствийпо образцу и правилу во время игр и продуктивных видов деятельности;

-сотрудничество и со­вместная деятель-ность ребенка со взрослым;

-осознаниецелей и средств деятель­ности;

-владение эмоциями;

-развитая воля

-Целеполагание, пла­нирование, прогно­зирование, контроль, коррекция и оценка дея­тельности (игровой, тру­довой, образовательной);

-оценка результатов, исходяиз предло­женных педагогом кри­териев;

-осуществление контро­ля и самоконтроля своей деятельности, ее резуль­татов и своего поведения;

-волевая саморегуляция как способность к воле­вому усилию;

-выбор поведения в си­туации конфликта

«Беседа о школе» (мо­дифицированный вари­ант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). «Незавершенная сказка»

Изображение

Изображение
Содержание начальных ключевых компетенций дошкольников, формируемых в условиях интегрированного игрового пространства

Информационная

Проявляет признаки ин­тереса, любопытства. Обращается к взрослому, сверстнику; книге как источнику информации. Называетчасто встре­чающиеся предметы, раз­вивает игровое действие

Проявляетинтерес к предметами явле­ниям, которые не име­ет возможности видеть.

Самостоятельно вы­бирает тему для игры, развиваетсюжет на основезнаний, полу­ченныхпри воспри­ятии окружающего ми­ра, из литературных произведений и теле­визионных передач. Использует различные источники информа­ции, способствующие обогащению игры

Активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индиви­дуальным возможно­стям, познавательным потребностям (взрос­лый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет). Творчески использует в играх знания об окру­жающейжизни, впе­чатленияо про­изведениях литера­туры, о мультфильмах

Социально-коммуникативная

Проявляетинтерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоцио­нальное состояние.

Включаетсяв решение «проблем» игрушек (по­жалеть, умыть, приче­сать, накормить). Проявляет доброе отно­шениеквзрослым и сверстникам. Выполняет просьбу взрослого

Умеет взаимодейст­вовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Взаимодействует, про­являя инициативу, предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. Правильно оценивает хорошие и плохие по­ступки.

Проявляет самос­тоятельные действия в выборе роли, разра­ботке и осуществлении замысла

Принимает разные со­циальные роли и действует в соответ­ствии с ними; устанавливаети под­держивает отношения с разными людьми (свер­стниками, старшими, младшими).

Анализирует действия и поступки, прогнози­рует результаты, управляет своим пове­дением, регулирует конфликты.

Стремится радовать старших хорошими по­ступками, управляет своимповедением и планирует свои дейст­вия

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации