Журнал методических публикаций


Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ № Эл № ФС77-63900

Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры.

Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры.

Данная программа хорошо применяется на разных уроках, литература, русский язык, иностранный язык и т.д. Так как в ФГОС отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относит к универсальным учебным действиям. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1- это навыки чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Психологами установлено, что полноценное чтение – это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и тд. Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая – восприятия текста, Вторая — извлечение смысла, третья – создание собственного нового смысла.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно- смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам. Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности. Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные. В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения. Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Исходя из этого мной был разработан урок в разделе гимнастики «Кувырок вперед перекатом назад в стойку на лопатки».

Распределение в зале учащихся на три группы. Получение группами задания. Каждая группа получает набор карточек, на которых записаны отдельные фразы. Необходимо в группе за 4 минуты восстановить из данных фраз акробатический комплекс, состоящий из двух элементов. Полученный текст приклеить на лист формата А3.Договориться, кто из группы кто будет читать полученный текст вслух, а будет показывать данный акробатический комплекс для всего класса. Учащиеся в группе составляют текст акробатического комплекса и распределяют обязанности. Далее шло представление результатов группами. Каждая группа показывает готовый текст. Далее один человек из группы проговаривает этапы по тексту, второй участник из группы показывает поэтапно упражнение. Учитель страхует выполнение упражнения. Остальные команды выполняют проверку по критериям: а) наличие двух акробатических элементов б) последовательность элементов в упражнении. После выполнения упражнений последней группы шла демонстрация правильного вариант на слайде в схематическом виде и в виде текста

После просмотра шла взаимооценка: оцениваются работы групп, выбирается команда наиболее точно собравшая текст и выполнившая комбинацию акробатических упражнений. Оценив дети отрабатывали акробатический комплекс так как надо.Учащиеся выполняют правильную комбинацию акробатического комплекса в тройках, оценивают выполнение упражнения по критериям.

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики: 1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. 2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации