Журнал методических публикаций


Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ № Эл № ФС77-63900

Урок по физике с применением приемов развития кртитического мышления

Использование приемов развития критического мышления на уроках физики

1.

ФИО

Ржевина Наталья Васильевна

2.

Место работы

МБОУ «Лицей 159»

3.

Должность

Учитель

4.

Предмет

Физика

5.

Класс

8

6.

Тема и номер урока в теме

Проводники и диэлектрики.

7.

Базовый учебник

Учебник «Физика -8», авторы Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.- 2013 год издания

8.Цель урока:

Формирование представления о проводниках и диэлектриках; ознакомление учащихся со строением проводников и диэлектриков и их поведением в электростатическом поле; демонстрация тесной связи теории с практикой.

9.Задачи:

Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности, обеспечение условий для воспитания положительного интереса к физике;

10.Тип урока:

изучение нового материала

11.Формы работы учащихся:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

12.Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийное оборудование

13.Личностныерезультаты:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

развитие внимательности собранности и аккуратности;

объяснять явления, процессы, происходящие в диэлектриках и проводниках;

умение делать умозаключения;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

При организации учебного процесса учитывается уровень обучающихся, задания имеют практическую направленность и ориентированы на решение проблем, обучающиеся привлекаются к процессу принятия решений, используется обсуждение для создания поддерживающей образовательной среды, обеспечивается обратная связь с учителем. Все это способствует формированию ценностно – смысловой, общекультурной, учебно – познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.
Используемые организационные формы деятельности учащихся:

работа в группе, в ходе которой учащиеся получают новые знания;

индивидуальная работа, когда ученик выполняет общие для всего класса задания без контакта с другими учениками, каждый школьник работает в индивидуальном темпе;

фронтальная работа, когда педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей.

Учитель на уроке выступает в роли собеседника, главного консультанта помогающего направить сознание в верное русло, тем самым, проявляя эмоциональную поддержку. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, проявлять личную заинтересованность в успешных результатах работы.

ХОД УРОКА
При входе в класс учащиеся получают карточки с цифрами.
1. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

2. Проверка ранее изученного материала

Методический прием «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Так в теме ученики работали со следующими суждениями:

— при соприкосновении тел вещества электризуются;

— в природе существуют три рода заряда;

— единица электрического заряда Кулон;

— если стеклянную палочку потереть о бумагу или о шел, то она зарядится положительно;

— одинаково заряженные тела притягиваются;

— прибор для определения наэлектризовано тело или нет, называется электроскоп;

— электрон имеет наименьший электрический заряд;

— электрический заряд можно делить до бесконечности;

— атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов;

— основная масса атома сосредоточена в электронах;

— тело можно зарядить, не притрагиваясь к нему другим заряженным телом;

3. Деление на группы

Вы получили при входе в класс жетончики с цифрами. Давайте разделимся по группам.

Группа 1

Отрицательные числа

Группа 2

Числа заканчивающиеся нулем

Группа 3

Числа кратные пяти и не заканчивающиеся нулем

Группа 4

Нечетные числа и не заканчивающиеся 5

Группа 5

Числа кратные 3 и 7

4. Правила работы в группах

— Не покидать группу
— Говорить тихо и спокойно
— Соблюдать очередность

Каждый член группы имеет право:
— Делиться своими идеями и мнениями
— Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)
— Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)
— Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)
— Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)
— Выражать поддержку и одобрение
— Предлагать объяснение или разъяснение
— Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)
— Воодушевлять группу («Это не беда …»)
— Подытоживать вслух
— Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)
— Просить развить идею («А как это связано с …»)
— Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)
— Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)
— Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)
— Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)
— Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)
— Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)
— Продолжать мысль («Верно, и тут есть еще один момент…»)
— Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)
— Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)
При работе в группе необходимо помнить:
— Время на выдвижение идей ограничено
— Все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются
— Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее
— Пока один говорит – остальные слушают
— Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал
— Каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки
— Формулируется решение поставленной проблемы

4.Работа в группах.

Учебный материал учащиеся берут из учебника.

Шаг 1

Вы должны определить жанр вашего текста и то, что обязательно должно в него войти. Жанры могут быть, например, такими:

Письмо другу.

Эссе.

Рассказ родителям.

Заметка в детский журнал.

Тезисы к ученической конференции и др.

Шаг 2 Работа экспертной группы:

— прочесть свой отрывок текста,

-выделить в нем самое главное

— придумать три вопроса, которые будут заданы ребятам в «родной» группе

(сначала индивидуально читают текст и выписывают самые главные сведения, затем – в групповом обсуждении — формулируют три вопроса)

Внимание!!! после работы в экспертных группах пользоваться текстом будет нельзя – только записями.

При составлении конспекта и вопросов группам воспользуйтесь типологией вопросов Бенджамина Блума:

простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?);

уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?);

интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?).

оценочные (В чем отличие…? В чем сильные и слабые стороны…?)

творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если… ?)

практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни …?).

Шаг 3 Возвращение.

Возвращаемся в свои рабочие группы.

Вам необходимо создать небольшой текст в том жанре, который ваша группа выбрала до работы в экспертных группах.

Шаг 4. Свой текст.

В написании участвуют все.

Шаг 5. Презентация.

Докладчики от каждой группы представляют свои тексты аудитории, в идеале – сопровождая его наглядными материалами.

Другие ученики задают вопросы. Вопросы должны носить только уточняющий характер и начинаться со слов: «Правильно я понял, что…?».

От каждой группы – не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению.

5.Рефлексия по методу отчет — размышление «Я узнал новое...»

учащиеся пишут на стикерах, что нового узнали и что не понятно было..

Д/З заполнить таблицу

Проводники в электрическом поле

Диэлектрики в электрическом поле

Наличие свободных частиц

Поведение в электрическом поле

Наличие электрического поля внутри

Распределение заряда внутри

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации