Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Дикие животные"

Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий.

Подготовил: учитель-логопед

Соломович Екатерина Вячеславовна

Тема : Употребление в косвенных падежах сущ. по теме «Дикие животные».

Цель: формирование умения употреблять в речи сущ. в Р.П., В.п, Т.П по теме «Дикие животные»

Задачи:

Образовательные:

— расширять активный словарь по теме «Дикие животные»

— закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»

— совершенствовать навыки употребления в речи полных предложений;

— совершенствоватьнавыки употребления в речи простых предлогов

Коррекционно-развивающие:

— развиватьслуховоевнимание, зрительного внимания и памяти.

— развитие ассоциативного мышления в работе с загадками по мнемотаблицам.

-развитие творческого воображения при имитации животных.

— развитие общеймоторики

Воспитательные:

— формировать положительную установку на занятие;

— формировать навык переключения с одного вида деятельности на другой;

— воспитывать бережное отношение к животным;

— формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, инициативности, самостоятельности, самоконтроля.

Оборудование: макет домика, макет леса, фигурки животных, фигурки детенышей животных, муляжи корма для животных, мнемотаблицы, ноутбук с записями звуков леса, стука дятла, гудка автобуса.

Предварительная работа: чтение произведений: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко».

Ход занятия.

Действия логопеда

Действия и предполагаемые ответы детей

1. Организационный момент.

— .Здравствуйте, ребята!!!

Ребята, нам в группу сегодня пришло письмо. И я вам егопрочитаю:

«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите,
И нас срочно помирите!
Жители леса».
— Откуда, от кого онопришло?

— Они просят помочь, что же делать?

— Ну что, отправимся на помощь к жителям леса?

  • II.Основная часть.

— Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, кто живет в лесу.

— Ребята, а как мы их всех назовем одним словом?

— Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
— Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

— А какое животное самое большое?

— А самое маленькое?

— Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, теперь можем отправляться на помощь жителям леса.
— Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес?

— Давайте представим, что мы едем на автобусе!

Во время езды на автобусе детки слушают запись «Звуки леса»

— Что же вы слышите?

«Далеко — близко».

— Вот мы с вами и приехали в лес. Но где же животные? Они все попрятались!

Вы что-то слышите?

Включается запись со стуком дятла по дереву.

— Ребята, а что мы сейчас слышим? Кто это стучит?

— А давайтеузнаем, далеко он находится от нас или близко?

Дети прослушивают запись стука дятла громко и тихо и определяют далеко находится дятел или близко.

— Молодцы, вы хорошоопределилидалеко находятся от нас дятел или близко.

Ну а мы должны отправиться на помощь животным. Давайте погуляем и поищем животных.

Игра «Кто в домике спрятался?»

— А вот и домик, интересно, а кто в домике живет? Тишина! Окна заперты. Давайте же постучимся и заглянем в окна, может быть, они тут спрятались?! Вот кого вы найдете, того и назовете. Садитесь на стулья.

(Логопед по одному приглашает детей к домику).

— Ваня, открой синее окно

Кого ты нашел?

— Артем, откройзеленое окно.

Кого ты заметил ?

— Даня, открой красное окно.

Кого ты нашел?

— Открой желтое окно

Кого ты увидел ?

— Ульяна, открой коричневое окно.

Кого ты заметила?

— Молодцы ребята, нашли всех животных. И они так обрадовались и хотят поиграть с нами в прятки. Ну что, поиграем?

Игра «Кого не стало?»

Логопед выставляет фигурки 5 животных.

— Посмотрите на фигурки животных и постарайтесь запомнить. Закройте глаза. А теперь открывайте! (в это время логопед убирает одну фигурку). Кого не стало?

— Снова закрывайте глаза. А теперь открывайте! Кого не стало?

Игра «Кто где живет?» (устно)

Молодцы, животные очень довольны, что вы с ними поиграли.Помните, животные в письмеписали, что они не могут вспомнить, где они живут, поэтому и спрятались все в одном домике.Мы подойдем к нашему лесу и подскажем животным, где они живут?

Дети и логопед подходят к макету леса, расположенном на ковре. Присаживаются на ковер.

Где живет медведь?

— Где живет белка?
— Где живет заяц?
— Где живет лиса?

— Молодцы ребята! Мы животных нашли, с ними поиграли, подсказали им, где они живут

Игра «Кто чем питается»

Ребята, животные вернулись всвои домики, но они наверно проголодались. Покормим их?

На ковре стоит корзина с кормом для животных.

— Артем, какому животному ты помог найти свои домик?

-Чем питается заяц?

Возьми морковку и покорми зайца.

Ребенок берет из корзины морковь и кладет ее рядом с зайцем.

— Даня, какому животному ты помог найти домик?

— Чем любит лакомитьсямедведь?

Возьми из корзины малину и угости медведя.

— Ульяна, кому ты помогла вернуться домой?

— Кого может съесть лиса?

Подойди к корзине, возьми то, что может съесть лиса

— Артем, кому ты помог вернуться домой?

Что любит есть волк?

Найли в корзине мясо и покорми волка

-Саша, кому ты помог вернуться домой?

— Что же любит щелкать белка?

Возьми орехи из корзины и угости белку.

— Ребята, вы молодцы!!! Теперь животные, сытые.

Давайте, поиграем. Встаньте в круг!

Подвижная игра «Кто как передвигается?»

— Мы сейчас с вами будем показывать разных животных.

— Даня, покажи нам, как прыгает заяц?

— Артем, покажи нам, как подкрадывается лиса?

— Ульяна, покажи нам как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево.

— Артем К. Покажи нам, как ходит медведь?

— Кирилл, покажи нам как за добычей бегает голодный волк.

— Молодцы, вы знаете, даже как животные передвигаются!

Ребятки, случилась беда — кто-то распугалдетенышей наших животных. Давайте вернем их родителям.

Во время выполнения физминутки логопед достает детенышей животных.

Игра «Мамы и детеныши».

Ребятки, давайте подойдем к нашему лесу. Каждый из вас возьмет в руку детеныша и поставит к его маме.

— Кирилл, кого ты взял ?

— Кто мама бельчонка?

— Поставь бельчонка к его маме.

— Даня, кого ты взял?

— Кто мама волчонка?

— Верни волчонка его маме волчице

— Ульяна, кого ты взяла?

— Кто мама лисенка?

— Помоги лисенку найти свою маму – поставь его рядом.

— Артем, кого ты взял?

— Кто мама у медвежонка?

— Поставь медвежонка к его маме медведице.

— Артем К., кого тывзял?

— Кто мама зайчонка?

— Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им найти друг друга.

— А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам вернуться, вы знаете дети?

Ой, а автобуса что-то все нет и нет.

— Ой, ребята, а тут какой-то конвертик лежит. Дайте-ка посмотрю что внутри. (Открывает конверт с мнемотаблицами).

— Тут лежит записка, я вам ее прочитаю:

«Чтобыприехал автобус нужноотгадать загадки

— А вы умеете отгадывать загадки? (Достает мнемотаблицы)

— Надо же, какие-то картинки непонятные, кажется, это и есть загадки?!

— Ну, слушайте.

Толкование загадок о животных по мнемотаблице

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку.

— А как вы догадались?

— А на обратной стороне карточки есть отгадка, (переворачивает и показывает изображение животного), правильно, это заяц.

— Слушайте вторую загадку:

Не мышь, не птица, в лесу резвится.

На деревьях живет, орешки грызет.

— Почему вы считаете, что это белка?

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед.

А зимой сосет он лапу.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это — …

Рыжая плутовка,

Всех обманет ловко,

Кур сворует и в леса.

И зовут ее ....

Логопед входит в группу

Из леса…….

Да!

Лиса, белка, заяц, медведь, волк.

Животные

Дикие животные

— Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу, …..

— Медведь.

— Белка

— На автобусе, на машине, на велосипеде.

(Дети строятся друг за другом и передвигаются по кругу)

— Я слышу пение птиц

— я слышу шум деревьев

— Это стучит дятел.

— Я нашел белку.

— Я заметил волка.

— Я нашел зайца.

— Я увидел лису.

— я заметила медведя.

-Да!

— Не стало медведя.

— Не стало волка

— Не стало лисы.

— Не стало зайца.

— Не стало белки

— Медведь живет в берлоге.

— Белка живет в дупле (на дереве).

— Заяц живет под кустом.

— Лиса живет в норе.

— Волк живет в логове

Я помог найти домик зайцу.

Заяц питается морковкой.

— Я помог найти домик медведю.

— Медведь любит лакомиться малиной.

-

Я помогла вернуться домой лисе.

-Лиса может съесть курицу.

— Я помог вернуться домой волку.

— Волк любит есть мясо.

— Я помог белке.

— Белка любит щелкать орехи.

Ребенок изображает как заяц прыгает.

Ребенок изображает как подкрадыватся лиса.

Ребенок показывает как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево

Ребенок изображает походку медведя.

Мальчик изображает как бегает волк.

— Я взял бельчонка

— Мама бельчонка белка.

— Я взял волчонка

— Мама волчонка волчица

— Я взяла лисенка

— Мама лисенка лиса

— Я взял медвежонка.

— Мама медвежонка медведица.

— Я взял зайчонка

— Мама зайчонка зайчиха

Поехать на автобусе.

— Это заяц!

— У зайца длинное ухо, любит морковку …….

— Это белка!

— Белка живет на дереве и грызет орешки…

— Это медведь!

— Это волк

— Лиса

3. Итоговая часть.

— Молодцы!

Раздаетсязвук подъезжающего автобуса

— Ну вот и наш автобус, поехали обратно в детский сад!!!

Звучит мелодия

Ну вот мы и приехали. Где мы?

— Вам понравилось наше приключение?

— Где мы сегодня побывали?
— Кому мы сегодня помогли?

— А как мы им помогали?

— Вы все молодцы, замечательно занимались.

— В детском саду.

— Да!

— В лесу.
— Диким животным и их детенышам

— Искали, играли с ними, угощали, детенышей нашли…..

(Дети прощаются и выходят.)

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации