Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Дикие животные"
Подготовил: учитель-логопед
Соломович Екатерина Вячеславовна
Тема : Употребление в косвенных падежах сущ. по теме «Дикие животные».
Цель: формирование умения употреблять в речи сущ. в Р.П., В.п, Т.П по теме «Дикие животные»
Задачи:
Образовательные:
— расширять активный словарь по теме «Дикие животные»
— закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»
— совершенствовать навыки употребления в речи полных предложений;
— совершенствоватьнавыки употребления в речи простых предлогов
Коррекционно-развивающие:
— развиватьслуховоевнимание, зрительного внимания и памяти.
— развитие ассоциативного мышления в работе с загадками по мнемотаблицам.
-развитие творческого воображения при имитации животных.
— развитие общеймоторики
Воспитательные:
— формировать положительную установку на занятие;
— формировать навык переключения с одного вида деятельности на другой;
— воспитывать бережное отношение к животным;
— формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, инициативности, самостоятельности, самоконтроля.
Оборудование: макет домика, макет леса, фигурки животных, фигурки детенышей животных, муляжи корма для животных, мнемотаблицы, ноутбук с записями звуков леса, стука дятла, гудка автобуса.
Предварительная работа: чтение произведений: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко».
Ход занятия.
Действия логопеда | Действия и предполагаемые ответы детей |
1. Организационный момент. — .Здравствуйте, ребята!!! Ребята, нам в группу сегодня пришло письмо. И я вам егопрочитаю: «Срочно приходите, — Они просят помочь, что же делать? — Ну что, отправимся на помощь к жителям леса?
— Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, кто живет в лесу. — Ребята, а как мы их всех назовем одним словом? — Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? — А какое животное самое большое? — А самое маленькое? — Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, теперь можем отправляться на помощь жителям леса. — Давайте представим, что мы едем на автобусе! Во время езды на автобусе детки слушают запись «Звуки леса» — Что же вы слышите? «Далеко — близко». — Вот мы с вами и приехали в лес. Но где же животные? Они все попрятались! Вы что-то слышите? Включается запись со стуком дятла по дереву. — Ребята, а что мы сейчас слышим? Кто это стучит? — А давайтеузнаем, далеко он находится от нас или близко? Дети прослушивают запись стука дятла громко и тихо и определяют далеко находится дятел или близко. — Молодцы, вы хорошоопределилидалеко находятся от нас дятел или близко. Ну а мы должны отправиться на помощь животным. Давайте погуляем и поищем животных. Игра «Кто в домике спрятался?» — А вот и домик, интересно, а кто в домике живет? Тишина! Окна заперты. Давайте же постучимся и заглянем в окна, может быть, они тут спрятались?! Вот кого вы найдете, того и назовете. Садитесь на стулья. (Логопед по одному приглашает детей к домику). — Ваня, открой синее окно Кого ты нашел? — Артем, откройзеленое окно. Кого ты заметил ? — Даня, открой красное окно. Кого ты нашел? — Открой желтое окно Кого ты увидел ? — Ульяна, открой коричневое окно. Кого ты заметила? — Молодцы ребята, нашли всех животных. И они так обрадовались и хотят поиграть с нами в прятки. Ну что, поиграем? Игра «Кого не стало?» Логопед выставляет фигурки 5 животных. — Посмотрите на фигурки животных и постарайтесь запомнить. Закройте глаза. А теперь открывайте! (в это время логопед убирает одну фигурку). Кого не стало? — Снова закрывайте глаза. А теперь открывайте! Кого не стало? Игра «Кто где живет?» (устно) — Молодцы, животные очень довольны, что вы с ними поиграли.Помните, животные в письмеписали, что они не могут вспомнить, где они живут, поэтому и спрятались все в одном домике.Мы подойдем к нашему лесу и подскажем животным, где они живут? Дети и логопед подходят к макету леса, расположенном на ковре. Присаживаются на ковер. Где живет медведь? — Где живет белка? — Молодцы ребята! Мы животных нашли, с ними поиграли, подсказали им, где они живут Игра «Кто чем питается» Ребята, животные вернулись всвои домики, но они наверно проголодались. Покормим их? На ковре стоит корзина с кормом для животных. — Артем, какому животному ты помог найти свои домик? -Чем питается заяц? Возьми морковку и покорми зайца. Ребенок берет из корзины морковь и кладет ее рядом с зайцем. — Даня, какому животному ты помог найти домик? — Чем любит лакомитьсямедведь? Возьми из корзины малину и угости медведя. — Ульяна, кому ты помогла вернуться домой? — Кого может съесть лиса? Подойди к корзине, возьми то, что может съесть лиса — Артем, кому ты помог вернуться домой? Что любит есть волк? Найли в корзине мясо и покорми волка -Саша, кому ты помог вернуться домой? — Что же любит щелкать белка? Возьми орехи из корзины и угости белку. — Ребята, вы молодцы!!! Теперь животные, сытые. Давайте, поиграем. Встаньте в круг! Подвижная игра «Кто как передвигается?» — Мы сейчас с вами будем показывать разных животных. — Даня, покажи нам, как прыгает заяц? — Артем, покажи нам, как подкрадывается лиса? — Ульяна, покажи нам как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево. — Артем К. Покажи нам, как ходит медведь? — Кирилл, покажи нам как за добычей бегает голодный волк. — Молодцы, вы знаете, даже как животные передвигаются! Ребятки, случилась беда — кто-то распугалдетенышей наших животных. Давайте вернем их родителям. Во время выполнения физминутки логопед достает детенышей животных. Игра «Мамы и детеныши». Ребятки, давайте подойдем к нашему лесу. Каждый из вас возьмет в руку детеныша и поставит к его маме. — Кирилл, кого ты взял ? — Кто мама бельчонка? — Поставь бельчонка к его маме. — Даня, кого ты взял? — Кто мама волчонка? — Верни волчонка его маме волчице — Ульяна, кого ты взяла? — Кто мама лисенка? — Помоги лисенку найти свою маму – поставь его рядом. — Артем, кого ты взял? — Кто мама у медвежонка? — Поставь медвежонка к его маме медведице. — Артем К., кого тывзял? — Кто мама зайчонка? — Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им найти друг друга. — А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам вернуться, вы знаете дети? Ой, а автобуса что-то все нет и нет. — Ой, ребята, а тут какой-то конвертик лежит. Дайте-ка посмотрю что внутри. (Открывает конверт с мнемотаблицами). — Тут лежит записка, я вам ее прочитаю: «Чтобыприехал автобус нужноотгадать загадки — А вы умеете отгадывать загадки? (Достает мнемотаблицы) — Надо же, какие-то картинки непонятные, кажется, это и есть загадки?! — Ну, слушайте. Толкование загадок о животных по мнемотаблице — Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку. — А как вы догадались? — А на обратной стороне карточки есть отгадка, (переворачивает и показывает изображение животного), правильно, это заяц. — Слушайте вторую загадку: Не мышь, не птица, в лесу резвится. На деревьях живет, орешки грызет. — Почему вы считаете, что это белка? Кто в лесу глухом живет, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед. А зимой сосет он лапу. Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это — … Рыжая плутовка, Всех обманет ловко, Кур сворует и в леса. И зовут ее .... | Логопед входит в группу Из леса……. Да! Лиса, белка, заяц, медведь, волк. Животные Дикие животные — Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу, ….. — Медведь. — Белка — На автобусе, на машине, на велосипеде. (Дети строятся друг за другом и передвигаются по кругу) — Я слышу пение птиц — я слышу шум деревьев — Это стучит дятел. — Я нашел белку. — Я заметил волка. — Я нашел зайца. — Я увидел лису. — я заметила медведя. -Да! — Не стало медведя. — Не стало волка — Не стало лисы. — Не стало зайца. — Не стало белки — Медведь живет в берлоге. — Белка живет в дупле (на дереве). — Заяц живет под кустом. — Лиса живет в норе. — Волк живет в логове Я помог найти домик зайцу. Заяц питается морковкой. — Я помог найти домик медведю. — Медведь любит лакомиться малиной. - Я помогла вернуться домой лисе. -Лиса может съесть курицу. — Я помог вернуться домой волку. — Волк любит есть мясо. — Я помог белке. — Белка любит щелкать орехи. Ребенок изображает как заяц прыгает. Ребенок изображает как подкрадыватся лиса. Ребенок показывает как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево Ребенок изображает походку медведя. Мальчик изображает как бегает волк. — Я взял бельчонка — Мама бельчонка белка. — Я взял волчонка — Мама волчонка волчица — Я взяла лисенка — Мама лисенка лиса — Я взял медвежонка. — Мама медвежонка медведица. — Я взял зайчонка — Мама зайчонка зайчиха Поехать на автобусе. — Это заяц! — У зайца длинное ухо, любит морковку ……. — Это белка! — Белка живет на дереве и грызет орешки… — Это медведь! — Это волк — Лиса |
3. Итоговая часть. — Молодцы! Раздаетсязвук подъезжающего автобуса — Ну вот и наш автобус, поехали обратно в детский сад!!! Звучит мелодия — Ну вот мы и приехали. Где мы? — Вам понравилось наше приключение? — Где мы сегодня побывали? — А как мы им помогали? — Вы все молодцы, замечательно занимались. | — В детском саду. — Да! — В лесу. — Искали, играли с ними, угощали, детенышей нашли….. (Дети прощаются и выходят.) |