Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с дефектами речи должны получать своевременную и коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОО. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Проблема преодоления общего недоразвития речи является одной из наиболее актуальных для современного дошкольного образования. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способствовать школьной и социальной дезадаптации, препятствовать личностному развитию ребенка. В связи с этим необходим комплексный, многоаспектный подход к организации коррекционно-развивающего процесса и учет новых социально-педагогических условий.

При организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР учителя-логопеды сталкиваются с различными проблемами: нужно составить грамотное перспективное планирование, разработать конспекты фронтальных занятий, подобрать упражнения, направленные на развитие общих речевых функций, разработать индивидуальные планы коррекционного воздействия, организовать взаимодействие с воспитателями и родителями.

.Основной базой рабочей программы являются:

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 16 «Машенька» городского округа Тольятти;

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы;

Программа Т.В. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

Нормативный срок освоения программы – один год.

Данная программа может быть использована в дошкольных образовательных организациях независимо от их формы собственности, типа и вида.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР в возрасте 5-6лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с ОНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. А также, максимальная коррекция имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных его недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.

Задачи:

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

  • vСоздание речевой среды, адекватной потребностям ребенка.
  • vПобуждение ребенка к речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку ( прежде всего к сверстнику как к объекту взаимодействия).
  • vРазвитие предметных и предметно-игровых действий, способности учавствовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т.д.
  • Решение этих сложных задач возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление нарушений в речевом развитии и нормализацию особенностей общего и речевого поведения.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Показаниями для обучения по данной программе являются нарушения речи соответствующие уровням ОНР.

Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования сформирована для контингента детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Группа воспитанников пятого года жизни общим недоразвитием речи имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, медицинский кабинет, музыкальный и физкультурные залы.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

. В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Группу посещают дети пятого года жизни с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей представлены простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичные грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

У детей ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и пери Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дети со «стертой» дизартрией большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их (поставленный звук может не использоваться в речи). Артикуляционные движения могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и губ, наблюдается неточность и несоразмерность выполнения произвольных движений и недостаточность их силы.

Характерна слабость и вялость артикуляционной мускулатуры. Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Дети слабо ощущают положение языка, губ, с трудом находят направление их движений, необходимое для произнесения звуков.

Общая моторная (двигательная) неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания. У детей со «стертой» дизартрией с задержкой развивается готовность руки к письму, они мало рисуют и лепят. В школе таких детей часто ругают за плохой почерк.

В речи детей со «стертой» дизартрией, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются нарушения просодики. Основные жалобы при «стертой» дизартрии: нечеткое, смазанное звукопроизношение; речь монотонна, маловыразительна; нарушения дикции; искажение и замена звуков в сложныхпо слоговой структуре словах; недоговаривание элементов речи (например, предлогов) и др.
Отмечается ряд особенностей лексики, проявляющейся в неточном употреблении слов, ограничении словарного запаса. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию.

У детей со «стертой» дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи, а также трудность исполнения ритмического и мелодического ударения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Страдает голос:он либо тихий, слабый, а иногда, наоборот, хриплый, резкий, напряженный, чрезмерно громкий. Ритм дыхания нарушен. Отмечается слабость речевого дыхания, поверхностное дыхание. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Не удаются модуляции по высоте, силе голоса. Например, ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных (коровы, собаки и т.п.).

Таблица 1

Оценка здоровья детей группы

Общая численность детей – 10 человек.

Группа,

возраст

Группа

здоровья

Диагноз

I

II

III

ОНР I

ОНР II

ОНР III

Дизартрия

Старшая,

5-6 лет

-

10

-

-

4

6

4

Таким образом, у детей отмечаются нарушение речи (общее недоразвитие речи, II и III уровни речевого развития), дизартрия. Ни один из воспитанников не имеет первой группы здоровья. Группу посещают несколько детей у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы – коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление.

Таблица 2

Группа,

Возраст

детей

Особенности детей

Пол

Особенности

поведения

Контактность

Невербальный интеллект

Ж

М

Старшая,

5-6 лет

3

7

Спокойный,

уравновешенный

— 5.

Гипервозбудимый

— 1.

Эмоционально-волевые нарушения – 1.

Заторможенный,

вялый, безынициативный – 1.

Легко вступает в контакт, иногда выступает инициатором общения – 8.

С трудом вступает в контакт, замкнут,

не может быть инициатором общения – 2.

Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении – 1.

Интеллект на нижней границе нормы – 4.

Принципы коррекционной работы

При реализации данной программы коррекционного обучения соблюдаются основные принципы коррекционной работы:

  • патогенетический принцип;
  • принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений (зона актуального развития);
  • принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обиходного пути);
  • принцип поэтапного формирования умственных действий;
  • принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому);
  • принцип системности;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип комплексности;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается в комплектовании групп и подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.

В коррекционной работе учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.

Необходимость сочетания принципов научной обоснованности и практической применимости очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

. Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Особенности организации педагогического процесса

Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода: 1-й период – сентябрь – ноябрь, 2-й период – декабрь – февраль, 3-й период – март – май. Количество занятий распределено по периодам в соответствии с годовым планом учреждения, методическими рекомендациями по развитию и обучению воспитанников с ОНР. Занятия в старшей группе для детей с ОНР проводятся по 20минут каждое, что не превышает рекомендованную СанПин недельную нагрузку. Каждый ребенок занимается не менее трех раз в неделю с логопедом индивидуально.

Групповые логопедические занятия реализуются с середины сентября и до конца мая. Периодичность групповых занятий – 2 раза в неделю: 1-е занятие – организованная образовательная деятельность по развитию фонетических средств языка, 2 – е занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Материал программ разделен на этапы обучения, в которых учитываются особенности становления продуктивных видов деятельности, возможности к обучению детей с учетом актуального уровня развития.

Названия занятий, указанные в учебном плане, носят условный характер и могут быть изменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.

При разработке планирования отдавалось предпочтение темам из ближайшего окружения.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения – к наименее благоприятной, от легкой – к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

-для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

-звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;

-окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Воспитаннику, который отсутствовал на занятиях более двух недель, задания выдаются для выполнения вместе с родителями или высылаются родителям по электронной почте в оперативном режиме. Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника и в случае болезни уплотняются за счет объединения занятий. На период исполнения логопедом методической работы (по плану городского методического объединения) или болезни программа для воспитанников также уплотняется описанным выше образом.

Все это составляет основу обучения и воспитания в специальной группе детского сада.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

г) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах:

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). Автоматизация звуков в предложениях.Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5).Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6).Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

III. Совершенствование фонематического восприятияи навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями речи

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОО.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОО организуется в соответствии со следующими целями:

— повышение результативности коррекционно-логопедической работы;

— рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течении дня для исключения перегрузки детей;

— адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-логопедической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОО и составление совместного плана работы. Воспитатели должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребенка. Открытые занятия воспитателей, на которых логопед проверяет правильность подбора и использования методов и приемов работы по закреплению речевых умений детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых (языковых) компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанной с речью

Функции логопеда.

  • vРазвитие фонетического компонента языковой системы:
  • üОбщих речевых навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики),

звукопроизношения;

  • ü восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;
  • ü просодической организации речи (темпа, неречевого и речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие, логического и вербального ударения, интонации).
  • vФормирование фонематических процессов:
  • üфонематическое восприятие;
  • üфонематического анализа и синтеза;
  • üфонематических представлений.
  • vСовершенствование состояния лексического компонента речи:
  • üденотативного аспекта лексических значений слов;
  • üсигнификативного аспекта лексических значений слов;
  • üструктурного аспекта лексических значений слов;
  • üисследование коннотативного аспекта лексических значений слов;
  • vРазвитие процесса словообразования имен существительных,

имен прилагательных, глаголов.

  • vФормирование грамматического строя речи:
  • üпроцесса словоизменения имен существительных,

имен прилагательных, глаголов;

  • üсинтаксической структуры предложения.
  • vСовершенствование связной речи

(диалогической и монологической).

  • vСовершенствование графомоторных навыков и знакомство

детей с азами грамоты (уточняем артикуляцию звуков,

даем им характеристику, соотносим звук с буквой и печатаем буквы).

  • vРазвитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью:

словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

  • vПредупреждение нарушений чтения и письма.

Функции воспитателя.

  • vСовершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
  • vУчет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течении недели. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей по текущей лексической теме во всех режимных моментах.
  • vВключение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи в течении всего времени общения с ними.
  • vФормирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, пересказ текстов, знакомство с художественной литературой и пр.).
  • vЗакрепление графомоторных навыков.
  • vРазвитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Работа воспитателей и работа логопеда по совершенствованию речевых умений и навыков различна по организации, приемам, продолжительности. Основное отличие: логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а воспитатель под руководством логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда (воспитатель проводит лепку или рисование по теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике). Таким образом, воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Таким образом, воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на ОД, вне ОД, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели логопедической группы не должны: торопить ребенка с ответом; перебивать речи и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Воспитатели заранее продумывают, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены в ходе специально организованного обучения детей в форме ОД, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОО оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к ОД. Для этого воспитатели, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие

перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие

перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Методические рекомендации к планированию совместной деятельности

учителя-логопеда и воспитателей при коррекции речевых нарушений у дошкольников

Рекомендуются следующие формы совместной работы учителя-логопеда с воспитателями ДОО в течении учебного года:

  • vГрупповые формы работы:
  • педагогические советы по темам: «Речевое развитие детей на начало учебного года, знакомство с логопедическими задачами и планом на учебный год, активизация воспитателей к совместной деятельности с логопедом по развитию речи детей»; «Подведение промежуточных итогов коррекционно-логопедической работы, знакомство с логопедическими задачами и планом работы на второе полугодие»; «Динамика в речевом развитии детей – подведение итогов, объявление благодарности за активное сотрудничество»;
  • мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • сотрудничество с воспитателями при организации и проведении праздников (День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и др).
  • vИндивидуальные формы работы:
  • консультации о состоянии речи конкретного ребенка, влиянии дефектов речи на эмоционально-волевую сферу дошкольника, на его поведение на занятиях и вне их; уточнение роли воспитателей в преодолении речевого расстройства и в профилактике нарушений письменной речи; рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы с ребенком в процессе воспитательных мероприятий и условиях повышения эффективности речевого развития;
  • проведение индивидуальных занятий с целью обучения воспитателей конкретным приемам коррекционной работы с определенным ребенком, а также демонстрации достигнутых успехов.

Кроме того, учитель-логопед ведет журнал взаимодействия с воспитателями в ДОО, который ведется в произвольной форме.

Все задания, данные логопедом для выполнения воспитателями в группе, должны быть знакомы детям (закрепление материала логопедических занятий).

Логопед предлагает задания как для фронтального выполнения, так и индивидуальные задания, которые подбираются дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка.

Желательно, чтобы воспитатели группы в специально отведенном столбце журнала отмечали результативность выполнения того или иного задания детьми. Это необходимо для определения качества коррекционно-логопедической работы с детьми, установления моментов, которые требуют повторения и лучшего закрепления.

Каждую неделю учебного года воспитателям предлагается выполнять с детьми 5-6 лет следующие задания.

  • üАртикуляционная гимнастика для подготовки периферического речевого аппарата к постановке звуков.
  • üПроизнесение слогов, слов, фраз, текстов для автоматизации звуков.
  • üЗадания на развитие фонематических процессов, а также языково
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации