Урок-игра по русскому языку
УРОК-ИГРА «Знатоки русского языка»
Класс: 6-7
Цель: проверить качество полученных знаний по русскому языку
Задачи:
- Образовательные: формировать умения использовать приобретенные знания на практике, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать орфографические и грамматические умения.
- Развивающие: развивать внимание и логическое мышление, развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
- Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.
Оборудование: раздаточный материал, карандаш, жетоны.
Этап мероприятия | Время | Деятельность учителя | Предполагаемые ответы учащихся | Деятельность учащихся | |||
1. Организа-ционный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | 3 мин. | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем игру по русскому языку, которая называется «Мой любимый русский язык» Может быть, кто-то из вас вспомнит высказывания о русском языке? Молодцы, вы вспомнили прекрасные слова известных писателей. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 команды. Команды представьтесь, пожалуйста, друг другу. А теперь поприветствуем наше многоуважаемое жюри: Леонтьева Елена и Терещенко Анаста-сия – ученицы 11 класса. Игра состоит из нескольких заданий, которые вам придется выполнить. Отвечает первой та команда, которая вперед поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получит 1 жетончик. Победитель викторины будет определен по наибольшему количеству набранных жетонов. Итак, все готовы? Тогда начинаем… | Приветствуют. Воспроизводят по памяти цитаты, афоризмы. Делятся на команды, выбирают жюри. | Приветствуют. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский) Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (Белинский В. Г.) 1 команда «Умники» 2 команда «Грамотеи» 3 команда «Знайки» | |||
2. Актуализа-ция знаний. Цель этапа: разминка | 5 мин. | Проведем небольшую разминку. Вам необходимо ответить на вопросы: 1. Может ли в простом нераспространенном предложении быть более двух слов! Итак, первой была команда «Знайки», и она получает 1 жетон. 2. В каком слове отрицание «нет» слышится «сто» раз? Молодцы, и вы получаете 1 жетон. 3. Что находится между горой и оврагом? Верно, жетон ваш. 4. В каком слове сорок А? Команда получает жетон. 5. Чего в русском языке больше, звуков или букв? Молодцы, жетончик, пожалуйста. 6. Чем кончается день и ночь? Команда получает жетон. Итак, предоставим слово жюри. ЖЮРИ: по итогам разминки – ничья. Все 3 команды набрали по 2 балла. | 1. Да (если главный член словосочетание) 2. СТОНЕТ 3. Союз И 4. СОРОКА 5. ЗВУКОВ 6. Ь | 1. Отвечает команда «Знайки»: ДА. 2. Отвечает команда «Грамотеи»: СТОНЕТ. 3. Отвечает команда «Умники» БУКВА И 4. Отвечает команда «Грамотеи»: СОРОКА 5. Отвечает команда «Умники» ЗВУКОВ 6. Отвечает команда «Знайки»: Ь. | |||
3. Основной этап. Цель этапа: восприятие и осмысление заданий | 25 мин. | Задание 1. Команды получают карточки со словами, на выполнение задания 1 минута. Сколько слов могут звучать следующим образом? А [ТРУТ] Б [МОЛАТ] В [ПАРОК] Г [КОТ] Первой была команда «Грамотеи», но правильных ответов только 3. [ПАРОК] – 3слова – порог, порок, парок (от пар) Поэтому 3 балла. Задание 2. Назовите общие звуки в словах СЕРБ и ПЕРС. Молодцы, вам 1 жетон. Задание 3. Команды получают карточки с заданием, на выполнение задания 3 минуты. Отметьте слова, не соответствующие заданному написанию: Во всех словах на месте пропуска пишется А. Препод_вать, док_зать, оп_здать, сокр_щать, сост_ять, усл_ждать, выр_жать, ок_ченеть, вып_дать, заб_влять, исп_ряться, ум_рить (голодом), п_рхать, оп_лить, ост_новить. Команда «Умники» получает 5 баллов. Задание 4. Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. Отгадайте метаграмму. С Б мучительной бываю, С М одежду пожираю, С Р актеру я нужна, С С для повара важна. Верно, команда получает 1 жетон. Задание 5. Шарада – это загадка, в которой надо отгадать слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Отгадайте шарады. Приставка – как в слове заскочить. Корень – как в слове помашет. Суффикс – как в слове шляпка. Окончание – как в слове каблуки. Команда «Знайки» получает 1 балл. Корень – как в слове грибной. Суффикс – как в слове дворник. Окончание – как в слове заколки. Команда «Знайки» получает 1 балл. Корень – как в слове мышиный. Соединительная гласная – как в слове кашевар. Корень – как в слове подловить. Суффикс – как в слове приманка. Окончание – как в слове бусина. Команда «Знайки» получает 1 балл. Задание 6. Составьте все возможные фразе-ологизмы с использованием названий домашних животных. Менять число и падеж разрешается. На задание 7 минут.
Итого команда «Умники» получает 12 баллов. Итого команда «Грамотеи» получает 14 баллов. Итого команда «Знайки» получает 16 баллов. | А [ТРУТ] – 2 – трут, труд Б [МОЛАТ] – 2 – молот, молод В [ПАРОК] – 3 – порог, порок, парок (от пар) Г [КОТ] – 2 – кот, код [П] Опоздать, состоять, окоченеть, уморить, порхать. Боль – моль – роль – соль Замашки Грибники Мышеловка Смотреть как баран на новые ворота Ни на какой козе не подъедешь Драть как сидорову козу Пустить козла в огород Козёл отпущения Конь не валялся Как корова языком слизала Кот наплакал Купить кота в мешке Кошка драная Кошки скребут на сердце Курица мокрая Писать как курица лапой Денег куры не клюют Вот где собака зарыта Как собака на сене | Отвечает команда «Грамотеи»: [ТРУТ] – 2 – трут, труд [МОЛАТ] – 2 – молот, молод [ПАРОК] – 2 – порог, порок [КОТ] – 2 – кот, код Отвечает команда «Знайки»: [П] Отвечает команда «Умники» Опоздать, состоять, окоченеть, уморить, порхать Отвечает команда «Грамотеи»: Боль – моль – роль – соль Отвечает команда «Знайки»: Замашки Отвечает команда «Знайки»: Грибники Отвечает команда «Знайки»: Мышеловка Составленные фразеологизмы зачитывает каждая команда и за каждый правильный фразеологизм получает 1 балл. 1 команда «Умники» Смотреть как баран на новые ворота Драть как сидорову козу Пустить козла в огород Как корова языком слизала Кот наплакал Купить кота в мешке Кошки скребут на сердце Курица мокрая Писать как курица лапой Денег куры не клюют Вот где собака зарыта Как собака на сене 2 команда «Грамотеи» Смотреть как баран на новые ворота Ни на какой козе не подъедешь Драть как сидорову козу Пустить козла в огород Конь не валялся Как корова языком слизала Кот наплакал Купить кота в мешке Кошки скребут на сердце Курица мокрая Писать как курица лапой Денег куры не клюют Вот где собака зарыта Как собака на сене 3 команда «Знайки» Смотреть как баран на новые ворота Ни на какой козе не подъедешь Драть как сидорову козу Пустить козла в огород Козёл отпущения Конь не валялся Как корова языком слизала Кот наплакал Купить кота в мешке Кошка драная Кошки скребут на сердце Курица мокрая Писать как курица лапой Денег куры не клюют Вот где собака зарыта Как собака на сене | |||
4. Заключительный. | 8 мин. | Задание 7. Исправьте ошибки в предложениях. На выполнение задания отводится 8 минут. 1. Благодаря сильным морозам погибли кусты роз. 2. Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России. 3. Мы пропустили без очереди старого ветерана. 4. Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры. 5. Трое незнакомцев остановились у забора. Молодцы! Все команды отлично справились с заданием и получили по 5 баллов. | 1. Из-за сильных морозов погибли кусты роз. 2. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России. 3. Мы пропустили без очереди ветерана. 4. Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры. 5. Трое незнакомцев остановились у забора. | Исправленные предложения зачитывает каждая команда и за каждый правильный ответ получает 1 балл. 1 команда «Умники» 1. Из-за сильных морозов погибли кусты роз. 2. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России. 3. Мы пропустили без очереди ветерана. 4. Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры. 5. Трое незнакомцев остановились у забора. 2 команда «Грамотеи» 1. Из-за сильных морозов погибли кусты роз. 2. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России. 3. Мы пропустили без очереди ветерана. 4. Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры. 5. Трое незнакомцев остановились у забора. 3 команда «Знайки» 1. Из-за сильных морозов погибли кусты роз. 2. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России. 3. Мы пропустили без очереди ветерана. 4. Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры. 5. Трое незнакомцев остановились у забора. | |||
5. Рефлексия. Цель этапа: Подведение итогов | 5 мин | А теперь подведем итоги игры: Пожалуйста, жюри, вам слово. Дорогие ребята! Нам очень понравилось, как вы отвечали. Умницы! Каждая команда набрала определенное количество баллов и соответственно места распределились следующим образом: 1 место со счетом 27 баллов заняла команда «Знайки» 2 место – 25 баллов – команда «Грамотеи» 3 место – 24 балла – команда «Умники» Мы вас всех поздравляем и желаем удачи! На этом наше внеклассное мероприятие заканчивается, всем спасибо! |
Приложение
Задание 1.
Сколько слов могут звучать следующим образом?
А [ТРУТ]
Б [МОЛАТ]
В [ПАРОК]
Г [КОТ]
Задание 3.
Отметьте слова, не соответствующие заданному написанию:
Во всех словах на месте пропуска пишется А.
Препод_вать, док_зать, оп_здать, сокр_щать, сост_ять, усл_ждать, выр_жать, ок_ченеть, вып_дать, заб_влять, исп_ряться, ум_рить (голодом), п_рхать, оп_лить, ост_новить.
Задание 4.
Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. Отгадайте метаграмму.
С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я нужна,
С С для повара важна.
Задание 5.
Шарада – это загадка, в которой надо отгадать слова, части которого могут быть самостоятельными словами.Отгадайте шарады.
Приставка – как в слове заскочить.
Корень – как в слове помашет.
Суффикс – как в слове шляпка.
Окончание – как в слове каблуки.
Корень – как в слове грибной.
Суффикс – как в слове дворник.
Окончание – как в слове заколки.
Корень – как в слове мышиный.
Соединительная гласная – как в слове кашевар.
Корень – как в слове подловить.
Суффикс – как в слове приманка.
Окончание – как в слове бусина.
Задание 6.
Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных. Менять число и падеж разрешается.
Баран Коза Козел Конь Корова Кот Кошка Курица Собака | В мешке В огород Драная Зарыта Лапой Мокрая На новые ворота На сене | Наплакал Не валялся Не клюют Не подъедешь Отпущения Сидорова Скребут на сердце Языком слизала. |
Задание 7. Исправьте ошибки в предложениях.
1. Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.
2. Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.
3. Мы пропустили без очереди старого ветерана.
4. Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
5. Трое незнакомцев остановились у забора.