Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

"Условия достижения эффективности урока"

Гаврилова Екатерина Анатольевна

Учитель английского языка

МКОУ СОШ № 25 с УИОП

«Условия достижения эффективности урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников».

Каждый учитель тщательно подходит к выбору тех учебных пособий, по которым будут заниматься его ученики. Т.к. учебное пособие концентрируют в себе то важное содержание и технологии, которые помогают формировать личность

В учебниках серии «Английский в фокусе» большое внимание уделяется развитию всех видов речевой деятельности (умений аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений.

При работе на уроках с УМК «Английский в фокусе» учитываются индивидуальные особенности детей. Так, в УМК предусмотрены задания, позволяющие использовать все каналы восприятия. Для детей-визуалов предоставлены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника и рабочей тетради, раздаточный материал, плакаты и видеофильмы. Большинство текстов записано на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей-аудиалов. Для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс эффективно усвоить большую часть информации. При этом всем детям обеспечивается гармоничное развитие всех видов восприятия

УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс) обеспечивает успешную реализацию всех задач обучения, в том числе — развитие языковой компетенции, основанной на систематизации ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, увеличение объема используемых лексических единиц, развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях. Уделить повышенное внимание заданиям в формате единого государственного экзамена по английскому языку, организовать практику их выполнения в процессе обучения в рамках изучаемой темы.

В работе с учащимися разных ступеней обучения, хочется отметить следующие положительные моменты, которые нашли своё положительное отражение в результатах обучения:

1.УМК построен с учетом коммуникативного подхода.

2.При разработке оптимально учтены возрастные особенности обучаемых, их возрастные интересы и индивидуальные склонности.

3.Изучая английский язык с использованием данного УМК, учащиеся приобретают прочные навыки групповой и парной работы.

4.Аудиоматериалы, представленные в УМК, являются идеальными моделями для использования английского языка в реальных ситуациях общения. Носители языка говорят в нормальном темпе, на записях присутствуют естественные шумовые эффекты.

5.Интерес представляет система обучения грамматике. Грамматический материал всегда представлен в соответствии с необходимостью решения определенной коммуникативной задачи.

Использование проектных методов обучения, привлечение интернет-ресурсов повышает мотивацию учащихся, а следовательно и эффективность обучения.

Чтобы добиться эффективности урока необходимо помнить, что при общей вариативности его элементов в нём должно быть нечто постоянное, инвариантное (создание атмосферы иноязычного общения, вовлечение учащихся в обсуждение проблемы, активные формы организации педагогического общения и т.д.), чтоявляется оптимальным для достижения основной практической задачи урока, в которой прослеживается своевременный переход от одного упражнения к другому, для достижения определенной коммуникативной задачи.

Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем.

1. Одной из технологий, которая способствовует повышению эффективности обучения является технология критического мышления, которая, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.

Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях.

Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют мне помочь моим ученикам лучше рассмотреть многообразие окружающих нас проблем. Ведь только в поиске выхода из сложной ситуации ученик думает. Данная технология способствует формированию следующих умений:

1.мыслить логично;

2.выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично;

3.запоминать и оценивать факты;

4.формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;

5.уметь отстаивать свою позицию.

Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы.

Критическое мышление означает разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Так предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности, заполнив Word Web (словесную паутину). Заготовки таких словесных паутин могут быть разного вида. Например: цветок, пирамида, рыбная кость и др.

В течении 2-3 минут учащиеся заполняют таблицу, затем предъявляют ее устно. Результат этой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний, формирование мотива. Затем наступает стадия осмысления, когда ученики получают новые знания и систематизируют их.

После прочтения текста практикуется повторное заполнение Word Web (словесной паутины) и сравнение с первоначальным Word Web, чтобы увидеть, насколько увеличился объем знаний.

генерировать идеи;

найти многовариантное решение проблемы;

излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;

кратко излагать свою мысль.

А также на начальном этапе: Рифмовки, аудио — записи, крылатые, выражения, пословицы, ситуации требующие разрешения, а как результат освоение необходимого объема информации и достижения определенной коммуникативной задачи.

2. А для систематизации и обобщения изученного материала предлагается написания синквейна:. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. professions

Метапредметные результаты предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), развитие умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной деятельности, овладение умениями учебно-исследовательской деятельности. Одним из средств решения данных задач, на мой взгляд, является синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн пишется по определенным правилам:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.

На начальном этапе работа может быть коллективной, потом в паре и затем индивидуальной. Учащиеся расширяют словарный запас, учатся составлять словосочетания, строить предложения. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Учащиеся очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы, и они могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.

Работа над синквейном — это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы и делать выводы.

3. Эффективность учебного процесса во многом определяется качества организации учителем педагогического общения с учеником.

При освоении новых образовательных стандартов становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной траектории. В новых условиях преподавания педагог и обучающийся выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества. Преподаватель, выступая в роли менеджера, тьютора, фасилитатора, организовывает индивидуальную программу изучения.

Учитель всегда помнит, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Но т.к. ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени на осмысление материала, но дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос.

Оценивая работу на уроке, обращайте внимание, как на слабых, так и на сильных учащихся, первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.

Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса, им необходимо давать задания, которые потребуют работы мысли воображения.

Если в таких случаях правильно объединить ребят в группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятные ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода. Задача учителя соблюдать основные принципы обучения в сотрудничестве:

группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

оценивается работа не одного ученика, а всей группы, оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся.

Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических заданий). Если слабый ученик в

При индивидуальной работе я предлагаю детям карточки: соответственно базовый, повышенной трудности, творческий). Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках. При этом я имею возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям

Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.

Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, родевые игры.

4. Использование на уроках английского языка компьютерных презентаций позволяет сделать обучение грамматике более эффективным, вносит в урок новизну, повышает интерес учащихся, увеличивает эффективность процесса усвоения грамматического материала. Изучаемые правила, оформленные в виде слайдов, являются хорошей наглядностью. Визуализация грамматических правил ведет к лучшему их усвоению.

5. Помимо презентаций используется «Работа над песнями на уроках английского языка, которая способствует совершенствованию навыков произношения учащихся, усвоению и активизации грамматических конструкций, достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации речи, углублению знаний по английскому языку в целом, обогащению словарного запаса, развитию навыков и умений чтения и аудирования, стимуляции монологического и диалогического высказывания, развитию как подготовленной, так и спонтанной речи, а также сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка. Использование песен на уроках английского языка помогает развивать вышеперечисленные личностные качества, а также осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Изучение песен как вид учебной деятельности может применяться на разных этапах уроков Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) несет в себе большой мотивационный потенциал.

6. Проекты. Технология, стимулирующая интересы младших школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Использование на уроках элементов технологии «Языковой Портфель» позволяет повысить мотивацию учащихся в изучении английского языка, что, как правило, ведет к повышению результативности обучения; обеспечивает личностно – ориентированный характер обучения, условия для проявления креативности и творческой самореализации

Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д.

Проектная технология. В начальной школе возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными ( например, коллаж или альбом «Разрешите представиться – это я», «Мое фамильное дерево») и групповыми («Мы о себе», «Наш родной город»). На уроках во вторых–четвертых классах были использованы следующие проектные задания:

1. «Мы анкетируем друг друга». Детям были предложены различные варианты анкетного опроса:

а) «Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету» (на экран проецируется таблица):

Имя Еда Напитки

1. Настя

2. Саша

Опыт использования элементов технологии «Языковой Портфель»на уроках английского языка. Демонстрация учащимися своих достижений. Этому способствует работа детей с третьим разделом – «Моя копилка» и их участие в выставках. Это раздел, с которым дети работают постоянно. «Копилка» – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, фотографии детей, аппликации, поделки. Работе с «Копилкой» посвящаю целый урок один раз в четверть. Ученики получают задание работать в парах, демонстрируя свои «Копилки» друг другу, сами выбирают материалы, которые считают наиболее интересными и ценными. Например, изучая тему «Животные», дети готовят рисунки, фотографии своих домашних любимчиков. Они рассказывают друг другу про своих питомцев, затем объединяются в небольшие группы и каждая группа готовит обзор своих «Копилок» для презентации всему классу. Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – рисование, раскрашивание, конструирование (в том числе грамматических символов), пение. Предлагаю им рисовать и комментировать нарисованное, на английском языке

7. Контроль и повторение постоянно включаются в учебный процесс, а не только выступают в чистом виде, поэтому индивидуальные задания, и проверочные работы 5 минутки, являются неотъемлемым инструментом для контроля объема и качества усвоенных знаний.

Буклеты— печатные издания творческих работ как элемент контроля и метод развития индивидуальности.

Что важнее всего в изучении английского языка? Применение полученных знаний на практике. Иностранный язык открывает перед тобой новый мир. Желание воплотить мысль в форму является двигателем изучения иностранного языка.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации