Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Влияние средств массовой информации на сознание и поведение детей.

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ.

Работая в школе более пятнадцати лет, я вижу, как со временем меняется поведение детей, как они боле агрессивно реагируют в конфликтных ситуациях. Одна из основных причин агрессии основана на социальном научении.Ученый Альберт Бандура, утверждающий, что мы учимся любому социальному поведению (в том числе и агрессии) продемонстрировал значимость теории социального научения. В его эксперименте взрослых просили отлупить куклу – неваляшку. Взрослый участник эксперимента бил, пихал, швырял куклу и так далее. Затем к этой кукле допускали детей, и дети, наблюдавшие за взрослыми, действовали точно так же, причем, не просто подражая, а придумывая новые формы агрессии, тогда как дети, не видевшие поведение взрослых, почти не трогали неваляшку.

Отсюда появляется очень важная проблема: а как же телевидение? Действительно ли просмотр насилия по телевидению делает детей более жестокими?

Обратимся к статистике – 60% всех телевизионных программ содержит неприкрытое насилие.

Поскольку эта тема имеет большое социальное значение, она очень тщательно исследовалась, и подавляющее число экспериментов показывает, что просмотр насилия действительно усиливает агрессию в детях; мало того, чем больше сцен этого видел человек в детстве, тем более склонным к насилию он будет в дальнейшей жизни.

Кроме того, просмотр подобного рода сюжетов в средствах массовой информации по существу позволяет склонным к насилию детям выразить свою агрессию.

Еще в 1996 году ученый Девид Филипс, изучив уровень убийств в США, обнаружил, что количество убийств всегда возрастало в течение недели после боксерского матча, и чем подробнее матч освещался, тем больше вырастало количество убийств. Это является очень убедительным доказательством того, что на некоторых людей вид жестокости и насилия оказывает огромное влияние, и результаты этого всегда трагичны.

Зачастую дети смотрят все подряд телепередачи вместе со взрослыми, в том числе со сценами жестокости и родители даже не задумываются над тем какой огромный вред тем самым наносят психике ребенка.

Кроме того, постоянное зрелище насилия таит в себе еще одну опасность, когда мы видим это, то наше восприятие притупляется. Это доказал доктор Виктор Кляйн, психолог из университета Юта. Он определил физиологическую реакцию нескольких молодых людей, когда они смотрели кровавый матч по боксу. Те, кто часто смотрели телевизор, воспринимали происходящее на ринге как должное и были совершенно равнодушны к происходящему, тогда как те, кто мало смотрели телевизор, испытывали сильное физиологическое возбуждение. По-видимому, просмотр насилия притупил их чувства. Несмотря на то, что это является психологической защитой, она усиливает наше равнодушие к жертвам агрессии и внушает представление о том, что насилие – неотъемлемый элемент современной жизни, и может привести к тому, что человек, если у него появиться такая возможность, сам будет стремиться причинить боль.

Итак, есть четыре очевидные причины, объясняющие, почему насилие в средствах массовой информации усиливает агрессию и тем более агрессию ребенка:

1 — «Если они могут это делать, я тоже могу»

Когда дети видят, как на телевидении или компьютерных играх персонажи совершают акты насилия, это ослабляет запрет на жестокие поступки.

2 — «О, вот как это делается!»

Когда дети видят, как персонажи выражают агрессию, это вызывает подражание, так как у зрителя возникает живое представление о том, как осуществлять насилие.

3 — «Мне кажется, я испытываю агрессию»

Возникает ощущение, что гнев легче выразить, и за счет прайминга агрессивная реакция делается более вероятной.

4 — «Ну, вот еще одна драка, а что по другому каналу?»

Просмотр драк снижает ужас перед насилием и ослабляет наше сочувствие жертве, таким образом, нам становиться легче сосуществовать с насилием и еще проще вести себя агрессивно.

Не раз мне приходилось быть свидетельницей потасовок между детьми и удивительно, с какой точностью они копируют «киношные»драки, проявляя жестокость и агрессию.

Огромное влияние на развитие эгоцентричности подростка оказывает пропаганда массовой культуры. Подростки подражают манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах телевизоров. Стиль поп- и рок- звезд разрушает общепринятые коды одежды. Эпатажная внешность означает отделение от остального общества.

Аналогично кодам молодежной одежды действуют и популярные музыкальные композиции, с включением откровенной нецензурщины. Естественно видя и слыша все это подросток не будет стесняться в выражениях общаясь со своими сверстниками, что мы наблюдаем сплошь и рядом.

Агрессивное поведение детей является социально значимой проблемой в связи с распространенностью этого явления.

И мне как социальному педагогу хочется напомнить родителям какой непоправимый вред наносят они своим детям, позволяя без разбора смотреть телепередачи, фильмы и играть в компьютерные игры с элементами жестокости и насилия, вместо того, чтобы предложить им альтернативное проведение свободного времени, как то поездки на природу, чтение интересных книг, просмотр познавательных телепередач, занятия спортом, походы в музеи и театры, которыми так богат Санкт-Петербург!

Социальный педагог ГБОУ школы № 20 И.А.Новинская

г. Санкт – Петербург

2015 г.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации