Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

«Экспериментирование в детском саду.»

Ребёнок– дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности –экспериментированию.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность.Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование.

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2.  По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
— на участке;
— в лесу, в поле и т.д.
3.  По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка);
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
4.  По причине их проведения:
— случайные;
—  запланированные;
—  поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5.  По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю);
— систематические.
6.  По продолжительности:
— кратковременные (от 5 до 15 минут);
— длительные (свыше 15 минут).
7.  По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— многократные, или циклические.
8.  По месту в цикле:
— первичные;
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9.  По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдель­ным этапам).
10.  По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11.  По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.

Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации