Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

Программное содержание:

o
Продолжать учить детей составлять арифметические
задачи на сложение и вычитание по индивидуальным карточкам, решать примеры, строить сложноподчиненные
предложения.
o
Закрепить знания состава чисел 3-5, временные
представления (последовательность дней недели, месяцев года); знания о
геометрических фигурах; умение пересказывать известный текст.
o
Формировать умение передавать интонационную
окраску речи при воссоздании диалогов персонажей.
o
Упражнять в простейших устных вычислениях, разгадывании
кроссвордов, загадок; понимании значения пословиц математического содержания; подборе
относительных и притяжательных
прилагательных, назывании предметов по аналогии формы, цвета, свойств
материалов.
o
Совершенствовать пространственные представления.
o
Активизировать употребление в речи математических
понятий, порядковых числительных, названия хлебобулочных изделий.
o
Развивать связную речь, логическое мышление,
внимание, сообразительность, воображение.
o
Воспитывать инициативу и самостоятельность,
желание помогать окружающим.
Коррекционные цели:
Развивать
фиксацию взора и зрительное сосредоточение в процессе поисковой деятельности.
Словарная работа: послезавтра, позавчера, плюс, минус, равно.
Предварительная работа: пересказ
русской народной сказки «Колобок», составление и решение задач, примеров,
отгадывание загадок.
Материал: силуэты героев сказки (заяц, лиса, волк, медведь); мяч
«Колобок»,
индивидуальные карточки для решения задач, карточки для
ориентирования, цветные фломастеры, ватман с кроссвордом, карточки с примерами
к дидактической игре «Рыбалка».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Сегодня мы совершим путешествие в сказку. Отгадайте в какую:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
Дети:
«Колобок».
Воспитатель: А так как страна Сказок и страна Математика – это
близкие подруги, предлагаю вам русскую народную сказку «Колобок» превратить в
сказку математическую. Посмотрим, что из этого
получится. Кто вспомнит начало сказки?
Ребенок: Жили-были старик со старухой.
Вот как-то раз просит старик: «Испеки-ка мне, старуха, колобок».
Воспитатель: А кто продолжит?
Дети:
(поочередно)
— Из чего же я
испеку? Муки-то нет!» — ответила старуха. А ты по амбару помети, по сусекам
поскреби – авось и найдешь муки- то.
— Старуха так и
сделала: замесила тесто, скатала колобок, испекла его и положила на окошко
остывать. (по ходу сказки появляются
плоскостные изображения персонажей)
Воспитатель: А что еще можно приготовить
из теста? Какое геометрическое тело напоминает Колобок? Что еще имеет форму
шара?
Дети продолжают: Колобок любопытный был.
Ему захотелось узнать, что же там за окошком. Спрыгнул он с подоконника и
покатился по тропинке. Катится Колобок, а навстречу ему Заяц скачет. Увидел
Колобка и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!». Колобок ему отвечает: «Не
ешь меня Заяц, я тебе песенку спою».
Воспитатель:
Хорошо, отпущу я Колобка, — говорит Заяц, — если задания мои выполните.
А задания от Зайца называются «Не
зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1.
Братьев этих ровно семь
Вам они известны
всем.
Каждую неделю
кругом
Ходят братцы
друг за другом,
Попрощается
последний,
Появляется
передний. (Дни недели)
— Какой сегодня день недели?
— Сколько всего дней в неделе?
— Какой день идёт после четверга?
— Какой день идёт перед средой?
— Как называется пятый день недели?
— Про какие дни недели мы говорим
«рабочие дни»?
— Как называются «выходные» дни
недели?
— Назовите пять дней, не называя чисел и названия дней
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
2. Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков,
На каждом сучке
По четыре гнезда,
В каждом гнезде
По семь яиц,
А седьмое — красное. (Год, месяцы, недели,
дни)
Игра «Братья-месяцы» с мячом.
Воспитатель
читает детям группы месяцев года и предлагает определить, какой «лишний» месяц,
соответственно объяснив это.
— Март, апрель,
октябрь. (Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы –
весенние)
— Декабрь, июль,
январь. (Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние)
— Апрель,
октябрь, ноябрь. (Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и
ноябрь – осенние)
— Июнь, июль,
сентябрь. (Лишний сентябрь, потому что остальные месяцы летние, а сентябрь –
осенний).
Молодцы, ребята,
мы справились со всеми заданиями Зайца.
Дети продолжают: Поблагодарил Заяц
Колобка, и тот покатился дальше. Вдруг навстречу ему Волк — зубами щелк. Увидел
Колобка и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!». Колобок ему отвечает: «Не
ешь меня Волк, я тебе песенку спою».
Воспитатель: А волк говорит: «Хорошо,
отпущу Колобка, если сумеете рассказать обо мне, какой я? (злой, серый (а кто
или что еще бывает серого цвета?), голодный, хищный…) Ну, хорошо. А выполнить
мое задание сумеете?».
Глазодвигательная
гимнастика
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Воспитатель:
С Волком в
прятки поиграйте,
Где зверята, отгадайте.
Вы в фигурах их ищите
И скорее всех найдите.
Дети
по ходу указаний воспитателя ставят точку фломастерами красного, синего и
зеленого цвета.
Лиса спряталась внутри круга и
внутри квадрата, но снаружи треугольника.
Заяц спрятался внутри квадрата,
треугольника и круга.
Волк спрятался внутри треугольника
и квадрата, но не внутри круга.
Дети
продолжают: Отпустил Волк Колобка, и тот покатился дальше.
Воспитатель:
Колобок предлагает нам отдохнуть. (Физминутка)
Мы на плечи руки ставим, Руки к
плечам,
Начинам их вращать, круговые
вращения,
Так осанку мы исправим, плечами вперед и назад
Один-2-3-4-5!
Чтоб получше нам размяться, Наклоны
вперед и назад
Будем ниже
наклоняться.
Наклоняемся вперед,
А потом наоборот.
Вот еще одно заданье — Приседания
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Один -2-3-4-5!
Мы 7 раз в ладоши хлопнем, Хлопки,
8 раз ногами топнем Топают
Мы попрыгаем немного Прыжки на месте.
И пройдемся по дороге. Ходьба на месте
За столы садимся дружно Садятся
Нам теперь учиться нужно.
Дети продолжают: Вдруг навстречу ему
Медведь. Увидел Колобка и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!». Колобок
ему отвечает: «Не ешь меня Медведь, я тебе песенку спою».
Воспитатель: А Медведь говорит: «Хорошо, отпущу Колобка,
если сумеете выполнить мои задания». Сумеете по картинкам угадать мои части
тела? (медвежий хвост, медвежье ухо, медвежьи лапы, медвежья пасть). Молодцы.
Старый лес – мой
дом родной.
Заяц, Волк живут со мной.
А сейчас, друзья, внимание!
Я придумал вам задание.
Дети
отгадывают кроссворд (ключевое слово — Колобок )
1. С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня: (квадрат)
2. Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (треугольник)
3. Я, сознаюсь, виновата: я хитра и
плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком
(лиса)
4. Кто зимой холодной ходит злой,
голодный? (волк)
5. Кто испёк колобок? (бабка)
6. Геометрическая фигура вытянутая,
нет сторон и углов. (овал)
7. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо (круг)
Воспитатель:
Что же было дальше?
Дети
продолжают: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему хитрая Лиса.
Лиса говорит: «Колобок, Колобок,
какой ты румяненький, аппетитненький! Мне так и хочется тебя съесть». Колобок
отвечает: «Не ешь меня. Я песенки петь умею».
Воспитатель:
а Лиса ему: «Не надо мне песенок. Наловишь рыбки, тогда отпущу тебя»
Игра «Рыбалка»
(к изображению аквариума прикреплены
рыбки с примерами. Дети поочередно снимают рыбку с доски, читают пример и
кладут рыбку в ведро с цифрой, соответствующей числу – решению примера.)
ПРИМЕРЫ 2+2 4-1 5-2 1+2
2+3 5-1 6-1 3+2
2+1 1+3 6-3 3+1
Воспитатель:
У хитрой Лисы припасены трудные задачки
для вас.
Устно:
1. У Коли и Марины
Четыре мандарина,
Из них у брата три,
А сколько у сестры?
2. На блюдце у Андрюши
Четыре желтых груши.
Есть мальчик захотел,
Одну из груш он съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши.
3. Четыре спелых груши
На веточке качались.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Решение
задач по индивидуальным карточкам за столами.
Воспитатель: молодцы, вы справились со
всеми заданиями лисы, помогли Колобку — и он остался цел.
Давайте
вспомним пословицы, в которых есть
какие-либо математические понятия.
Дети
называют пословицы ,, математического содержания", трактуют их.
1. ,, За двумя зайцами погонишься, —
ни одного не поймаешь".
Обобщить ответы. Так говорится о
человеке, который одновременно берётся сразу за несколько дел, поэтому у него
ничего не получается.
2. ,, Старый друг
лучше новых двух".
Обобщить ответы. Так говорят, чтобы
подчеркнуть ценность настоящей дружбы.
3. ,, Ум хорошо,
а два лучше".
Обобщить
ответы. Так говорится, когда несколько человек ищут ответ на трудный
вопрос, это лучше, чем один.
Воспитатель:
Ну что же, милые друзья,
Рада, что не подвели меня.
Каждый – просто молодец!
Путешествию – конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!
На протяжении нашего путешествия мы встречались с лесными жителями. А
сколько животных мы встретили в лесу? (4). Кого встретили первым?
Последним? Каким по счету встретили
медведя? А волка? Нам пришла пора прощаться. До свидания!

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
214