Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Оранизация предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ

Описание развивающей предметно – пространственной среды младшей группы.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Среда в нашем детском саду выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.

Основной вид деятельности детей – игровой. В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе расположены различные игровые центры.

Социально – коммуникативное развитие.

Центр сюжетно – ролевых игр.

Сюжетно –ролевая игра «Семья».

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. В группе созданы условия для сюжетно – ролевой игры «Семья».

Имеется необходимое оборудование:

-кроватки для кукол,

-детская коляска,

-детская мебель,

-посуда,

-куклы,

-одежда,

-предметы быта,

-различные атрибуты для игры.

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты».

Цель игры: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование для игры:

-накидка для клиента,

-инструменты парикмахера ( расчёска, ножницы, игрушечный фен),

-флаконы для шампуней, лака, крема.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Для игры имеется следующее оборудование:

-маленькие баночки,

-набор рыбы,

-игровые наборы различных продуктов питания,

— игровые наборы игрушек — овощей или фруктов,

-таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд — супов, компотов, каш, мясных блюд,

-кассовый аппарат,

— сумочки,

-корзиночки разные.

Сюжетно – ролевая игра «Больница».

В группе созданы условия для сюжетно – ролевой игры «Больница».

Имеются:

-подставка для лекарств,

— набор медикаментов (коробочки),

-медицинские халаты,

-шапочки для врача,

-сумка с крестом,

-шпатели,

-термометр,

-фонендоскоп,

-шприц,

-телефон,

-шпатели.

Центр «Безопасное движение».

Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это транспортные средства разных цветов, размеров и назначений, светофор, жезл регулировщика, фуражка полицейского, макет улицы и дидактические игры.

Познавательное развитие.

Центр дидактических игр.

В группе имеются дидактические игры для разностороннего развития детей.

1.Игры с предметами и игрушками:

-наборы предметов, геометрических тел разной величины и цветов,

-наборы предметов и игрушек из разных материалов,

-игры на сравнение предметов по различным признакам,

-формы геометрических фигур.

2. Материалы по сенсорике и математике

-крупная мозаика,

-объемные вкладыши из 5-10 элементов,

— сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов),

-шнуровки,

— игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие игры.

3.Дидактические игры с целью развития логического мышления и фэмп:

-«Выложи предмет»,

-«Составь узор»,

-«Подбери по цвету»,

-«Подбери ремешок к часам».

4.Настольно – печатные игры:

— домино,

-лото «Родная природа», «В мире животных»,

-мозаика,

-«парные картинки»,

-пазлы,

-«Профессии»,

-«Супермаркет»,

-«Противоположности»,

-«Обобщение».

Центр природы.

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован центр природы. Здесь представлены модели, отражающие взаимосвязь живой и неживой природы: климат, ракушки, камни позволяют детям получать представление о многообразии мира природы.

Так же в центре природы имеются:

-календарь природы,

-картотека прогулок, опытов, экспериментирования,

-картотека комнатных растений,

-настольно – печатные игры по экологии,

-фигурки домашних животных,

-инвентарь для ухода за комнатными растениями,

-комнатные растения (алоэ, амаралис, шлюмбергера, хамедорея, оксалис, фмкус, шеффлера, щучий хвост, молочай беложилковый, каллюзия душистая, пеперомия, фиалка, спатифиллум).

Художественно – эстетическое развитие.

Центр конструирования.

Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

Наполнение:

-крупный строительный конструктор,

-мелкий строительный конструктор,

-конструктор «Лего»,

-конструктор для постройки железной дороги,

-небольшие игрушки для обыгрывания построек,

-транспорт мелкий, средний, крупный,

-машины грузовые, легковые, самолёт, вертолёт.

Центр для театрализованных игр и музыкальной деятельности.

— кукольный театр ,

— настольный театр,

-настольные игры из серии «Играем в сказку»,

-пальчиковый театр,

-маски персонажей,

-музыкальные инструменты,

-ширма для настольного театра,

-картотека музыкальных и театрализованных игр,

-диски с музыкой и сказками,

-музыкальный центр,

-портреты композиторов.

Центр изобразительной деятельности.

-акварель,

-гуашь,

-кисти различных размеров и материалов,

-бумага разной фактуры,

-трафареты,

-палитры,

-пластилин,

-карандаши,

-фломастеры,

-картины известных художников,

-образцы изделий декоративно – прикладного искусства,

-раскраски по темам.

Речевое развитие

Книжный уголок.

На удобных для детей полочках расположены предметные и сюжетные картинки, сказки и рассказы для малышей, есть герои мультфильмов – игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки. Здесь дети с удовольствием листают любимые книги. Происходит постоянное обновление книг (учитываем сезонность, тематику), а так же тут находится «больница для книг», где дети могут вместе с воспитателем «полечить» свою любимую книжку, если та «заболела». Для этих целей в уголке находится «аптечка»- ножницы, клей, бумага, скотч.

Так же в книжном уголке находятся:

— книги, подобранные по возрасту и определённой теме,

-портреты писателей и поэтов,

-сюжетные картинки,

-альбомы для рассматривания «Профессии», «Семья» и другие.

Физическое развитие.

Центр двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации развивающей предметно – пространственной среды. Для этого в группе имеется необходимое оборудование:

-мячи большие, средние, маленькие,

-обручи,

-флажки,

-детские гантели,

-султанчики,

-кольцебросы,

-скакалки,

-кегли,

-боулинг,

-дорожки здоровья,

-картотеки подвижных игр, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации