Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

доклад на тему «Активные формы внеклассной, внеурочной деятельности - условие самореализации личности школьника"»

Доклад

на районной секции учителей истории и обществознания

на тему «Активные формы внеклассной, внеурочной деятельности — условие самореализации личности школьника"»

учителя истории и обществознания МОУ Тумская СОШ №46

Егоровой Оксаны Александровны

23 августа 2016 г.

Модернизация системы образования предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на расширение сфер самореализации обучающихся, формирование у школьников осмысленной культурной и гражданской позиции. В связи с переходом на стандарты второго поколения воспитательная парадигма школытребует от учителя максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Именно сегодня внеурочная деятельность понимается как деятельность, способствующая более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Поэтому я пришла к выводу, что внеурочная деятельность, организованная правильно, представляет собой ту сферу, которая поможет целесообразному решению задач воспитания школьников и их самореализации.

Большинство обучающихся, не получающих возможность самореализации через внеурочную деятельность, занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учебе. Это приводит к тому, что многие выпускники школы не обладают творческой инициативой, опытом социализации, не имеют навыка самостоятельного движения в информационных полях.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной деятельности должно быть добровольным, но задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков.

Правильная организация внеурочной деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.

Как в нашей школе происходит формирование творческого потенциала учащихся, их самоопределение и самореализация?

Внеурочная работа по истории и обществознанию позволяет мне более полно реализовать воспитательную функцию данных предметов.

Система внеурочной работы функционирует эффективно, о чем свидетельствует активное участие моих учеников в конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня. Считаю важным привлекать к таким мероприятиям не только старшеклассников, но и учащихся среднего звена с целью развития у них познавательного интереса, исследовательских и коммуникативных навыков. Согласно общешкольному и районному планам ежегодно проводим школьные олимпиады по истории и обществознанию, в которых принимают участие до 50% учеников моих классов. Такие мероприятия позволяют выявлять детей с нестандартным мышлением и способных к участию в олимпиадах другого уровня и научно – практических конференциях.

Внеурочная работа строится на принципе добровольности и с учетом возрастных особенностей учащихся.Одной из активных форм внеурочной работы, которую мы используем в школе это Предметные недели. Они представляют обширную программу викторин, конкурсов, заочных экскурсий для различных классов. Их основная цель – стимулировать интерес к историческим, обществоведческим знаниям. Традиционно такие недели заканчиваются выпуском стенгазет, буклетов или выставками работ учащихся.

Система моей работы также включает подготовку и проведение внеклассных мероприятий. Например, осенью прошлого года в школе прошли мероприятия, посвященные 70-летию Нюрнбергского процесса. Все они были направлены на предупреждение экстремизма, фашизма.

На тематических вечерах ребята не только внимательно прослушали информацию, но и задавали вопросы, активно обсуждали тему, рассматривали архивные фотографии.

В феврале для старшеклассников был проведен вечер «Афган прошел по нашим душам» с использованием поискового краеведческого материала.

«Ради жизни на земле», так назывался вечер в 8-х классах, посвященный 71-годовщине Великой Победы над фашистской Германией.

В основу сценария легли ценнейший региональный материал и уникальная документальная хроника, которую со слезами на глазах, смотрели ребята. Вспомнили восьмиклассники основные значимые события военных лет, жизнь простого народа в военные годы, имена героев войны.

Подобные мероприятия очень важны. Они помогают сохранить у молодого поколения глубочайшую благодарность и уважение к подвигу солдат Великой Отечественной, память о героических буднях нашего народа в годы войны.

Помимо этого, воспитательный и обучающий потенциал истории и обществознания я имею возможность реализовать через такую форму работы как встречи с публичными деятелями.

Например, 7 декабря, в школе для учащихся 10-11 классов было проведено мероприятие на тему «Рязань и рязанцы в годы Великой Отечественной войны» в рамках проведения уроков «Историческая правда», где присутствовали гости: депутат областной Думы, член фракции «Единая Россия» Кривцов Михаил Иванович и заместитель Главы администрации Тумского городского поселения Минина Галина Анатольевна. Наряду с выступлениям учащихся, гости также поделились личными воспоминаниями о своих родственниках, которые вернулись с войны победителями.

«Патриотизм: знак вопроса», под таким названием 21 января прошла дискуссия в 11 классе.

Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»? Считаете ли себя патриотом? Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой? Хотели бы вы уехать из России? Над этими и другими вопросами рассуждали старшеклассники.

На встречу с выпускниками были приглашены Глава Тумского городского поселения Шатайкин Владимир Викторович и Глава администрации Тумского Городского поселения Лазарев Виктор Михайлович.

Правовые вопросы рассматривались на встрече представителей районного суда, прокуратуры и администрации поселка Тума со старшеклассниками школы 13 апреля.

Дурнева Елена Николаевна, сотрудник администрации Тумского городского поселения, рассказала об асоциальных явлениях нашей жизни и о последствиях, которые они порождают.

Стрелков Андрей Борисович, заместитель прокурора, затронул более подробно тему экстремизма и терроризма.

Судья Клепиковского суда Самсакова Наталья Сергеевна в очень интересной и доступной для старшеклассников форме рассказала о том, что большинство правонарушений происходит из-за несоблюдения различных правил – правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и др., о том, что непродуманные действия приводят к непоправимым последствиям.

Мне хотелось бы сказать отдельно еще об одной форме внеурочной работы. Это исследовательская деятельность. В нашей школе она в основном носит поисковый краеведческий характер. Неравнодушные школьники активно занимаются поиском информации и оформлением материалов по истории поселка, жизни людей, Великой Отечественной войне и др. Собранный материал используется для более интересного проведения уроков истории, классных часов, общешкольных дел. Также оформляются временные музейные экспозиции для проведения музейных уроков, классных часов, для проведения конференций и конкурсов. Результатом поисковой работы является проведение ежегодной школьной краеведческой конференции (ее мы проводим с 2000 года), где ребята представляют свои исследовательские работы. Ежегодно наши ученики успешно выступают со своими материалами на районной и областной конференциях.

К поисковой работе все больше стали привлекаться родителя, представители общественности.

И немного о социальном проектировании, которое я активно использую во внеурочное время.

Ежегодно в школе разрабатываются проекты, в которых может принять участие любой желающий. Например, в 2015 году вся школа работала над проектом «Все, что было не со мной, помню…», посвященный 70-летию Великой Победы. Он включал в себя такие мероприятия, как конкурсы рисунков, авторских стихов, исследовательских работ. А в 2016 году в школе разработан проект «Подарок школе», посвященный 130-летнему юбилею школы. В него также вошли ряд подпроектов.

А если говорить непосредственно о предметных проектах, то немного расскажу об одном.

Проект по обществознанию, который готовили одиннадцатиклассники в этом году, является исследовательским, социальным, групповым.

Основополагающими вопросами проекта стали вопросы, касающиеся проблем молодежи.

В начале работы над проектом учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы.

Первая группа должна была составить коллаж на тему «Молодежь сегодня». Вторая группа готовила мультимедийную презентацию «Молодежь в современном обществе». А три группы проводили социологические опросы школьников и жителей поселка по волнующим молодежь вопросам: «Проблемы молодежи», «Как молодые люди относятся к службе в армии», «Платное образование: «за» и «против».

Подготовка проекта проходила при тесном взаимодействии групп, и в итоге был составлен один общий проект. Группы готовили презентацию итогов своей деятельности, защита проекта проходила после уроков. Мероприятие называлось «Молодежь в современном обществе».

Таким образом, я считаю, что с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

Также учащиеся моих классов систематически принимают участие в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня: это международная игра по истории «Золотое Руно», общероссийская предметная олимпиада «Белый ветер», Международный конкурс «Мириады открытий» по истории и обществознанию от проекта Инфоурок, Всероссийская олимпиада по истории и обществознанию от проекта Мега-талант, Всероссийский блиц-турнир по истории, всероссийские викторины по истории «Россия. Обычаи и традиции», «Россия. Города и регионы» и др.

Таким образом, система моей внеурочной работы по предмету содержит разнообразные формы работы, что позволяет реализовать воспитательный потенциал предметов и повышать качество знаний обучающихся. В результате внеклассной работы у обучающихся сформировалось положительное эмоционально-ценностное отношение к изучаемым предметам, что отразилось в росте вовлеченности обучающихся в творческие конкурсы, олимпиады и мероприятия разного уровня.

В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельностьдолжна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов — сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации