НОД в старшей группе. Экспериментирование: камень, песок, глина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«СРАВНЕНИЕ ПЕСКА, ГЛИНЫ, КАМНЕЙ»
(старшая группа)
Воспитатель: Маркова Л.В.
2016 год
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Цель: Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов. Развивать у детей познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать вывод Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени.
-развивать детское творчество
-формировать коммуникативные навыки при совместной работе
-формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека предметам
Материалы и оборудование: природный материал: песок, глина, камни; скатерть на стол, мяч, фишки, лист бумаги,; песочные часы на 1 минуту, на 10 минут.
На каждого ребёнка: фартуки, доска для лепки, лупы, постой карандаш по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, блокноты.
Логика образовательной деятельности.
В: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они о чем-то громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины, а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу, чтобы вы помогли им найти правильное решение. Ребята, вы ведь поможете поросятам?
Д:
В: Тогда я приглашаю вас занять места в мини-лаборатории (Дети садятся вокруг одного большого стола. Воспитатель делит их на две команды.
В: Я предлагаю вам сравнить материалы, которые лежат у вас на столе: песок и глину, камни и глину, песок и камни. Ребята, возьмите лупу и сравните сухой песок и глину. Что вы можете сказать про эти материалы?
Д: Сухой песок рыхлый, сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная, мягкая, пластичная, в ней можно делать ямки, из неё можно лепить.
В: Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину. Возьмите в одну руку глину, а в другую – камень. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной. Почему?
Д: Камень твердый, крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая, пластичная, принимает любую форму.
В: Верно, ребята, камень твердый, крепкий материал, а глина – мягкая, пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни. Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок? Кто готов ответить на вопрос?
Д: Песок рыхлый, сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый, жесткий, через лупу просматриваются кристаллики, трещины, узоры.
В: Как вы думаете, что тяжелее песок или камни?
Д: Песок! Камни!
В: Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни. Нужно провести опыт: в банку с водой насыпим камни и песок, все перемешаем палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов.
(Опыт проводится 2-3 раза, после дети делают вывод).
В: Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни?
Д: Камни тяжелее, потому что они упали на дно раньше, а песок оседает позже.
В: У каждого из вас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.
В: Молодцы, ребята.
Физкультминутка
Игра с мячом «Что бывает каменным?» (дома, заборы, дороги, мосты, горы, памятники, скульптуры, вазы, гаражи и т.д.)
Игра «Что бывает глиняным?» (горшки, посуда, украшения, гнезда птиц и т.д.)
Игра «Что можно сделать из мокрого песка? (куличики, песочный замок, скульптуры и т.д.)
В: Скажите, ребята, так всё же какой материал прочнее: песок, глина или камень?
Д: Прочнее камень, поросятам нужно строить дорогу из камня.
В: Верно, ребята, из всех материалов, что у нас с вами сегодня имеется, камень является самым прочным строительным материалом.
В: Ребята, посмотрите, что я вам принесла?
Д: Песочные часы.
В: Посмотрите, вот эти часы рассчитаны на 1 минуту, давайте понаблюдаем 1 минуту движение песка. (Наблюдают движение песка). А вот эти часы рассчитаны на 10 минут. Что вы можете о них сказать?
Д: Они большие, в них больше песка.
В: Давайте узнаем, что можно сделать за 10 минут. Сейчас начнет лепить 1 стол- из художественной глины грузовую машину – Камаз. А 2 стол- дорогу из камня.
В: 10 минут- это много, все вместе успели слепить из глины Камаз с песком и построить дорогу из камня.
Подведение итога.