Проект «Путешествие бумажного квадратика по русским народным сказкам»
Проект «Путешествие бумажного квадратика по русским народным сказкам» посвящён художественно-эстетическому развитию детей путём создания сказочных героев из оригами.
Проведение занятий по оригами позволяют формировать у детей не только технические умения, но и фантазию, творческое воображение и мышление.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель Гартман Е.П.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность: в детском саду уделяется недостаточно времени для работы по складыванию бумаги, а именно искусству оригами. Необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге. Неумение пользоваться в правильной степени бумагой тормозит работу воображения, снижает качество результатов детской деятельности. Искусство оригами сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев.
Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно сочетать с занятиями по развитию связной речи, театрализованной деятельностью.
Гипотеза:
Овладение детьми оригами поможет в преодолении трудностей развития речи, применение поделок в театрализованной деятельности будет способствовать развитию диалогической речи и в комплексе с другими приемами педагогического воздействия приведет к качественным изменениям, т.е. развитию ребенка.
Цель: закреплять умение детей создавать фигуры в технике оригами, для дальнейшего развития связной речи.
Задачи: -воспитывать у детей желание трудиться сообща, помогать друг другу в трудных ситуациях;
-развивать навыки создания фигур животных в технике оригами;
-совершенствовать мелкую моторику;
-познакомить детей с историей оригами;
-развивать логическое мышление, воображение;
-развивать коммуникативные способности детей;
-развивать связную речь.
Проблема: Что такое оригами? История возникновения оригами. Что можно сделать при помощи оригами?
Предполагаемые результаты:
— применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
— проявление творчества при изготовлении поделок;
— применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Распределение работы по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
1 этап — Подготовительный | Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности. | Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными. | |
2 этап – Практическая деятельность | Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, загадок, стихов, считалок по теме проекта. | Формируют знания, умения, навыки. Изготовление поделок. | |
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов | Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. | ||
4 этап — Презентация проекта | Организует презентацию проекта через выставку поделок, занятие по сказке «Теремок». | Участвуют в организации выставки, участвуют в драматизации сказки «Теремок». | |
Разделы | Виды детской деятельности | ||
Игровая деятельность | Пальчиковая гимнастика, «У кого какая шубка». Комплексы артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики. | ||
Учебно-познавательная деятельность | «Путешествие бумажного квадратика по русским народным сказкам» – ознакомительное тематическое занятие с изготовлением животных в технике оригами. | ||
Художественно – речевая деятельность | Отгадывание загадок к сказке. Заучивание стихов о животных. Рассматривание иллюстраций по теме занятия, характеристика животных- героев. | ||
Физическое развитие | Подвижная игра |
Вывод: Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. В ходе театрализованной деятельности происходит развитие диалогической речи, активизируется и обогащается словарь, развивается звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, и проявляется в разных видах детской активности- речи, движениях, музыке, изобразительной деятельности и творчестве.
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.