Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Сборник методических материалов "С чего начинается Родина"

« С чего начинается Родина?»

(сборник методических материалов)

Составитель:

Кооп Лариса Алексеевна,

ст.воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад

№4»

Авторы-составитель: Кооп Л.А. воспитатель, высшая квалификационная категория.

«С чего начинается Родина?»: сборник методических материалов.- Анжеро-Судженск, 2016.

В сборнике представлены материалы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников.

Предлагаемые дидактические игры помогут сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: любовь к своей семье, родному городу, гордость за свою Родину, уважение традиций.

Предложен практический материал: конспекты занятий по патриотическому воспитанию, мнемотаблица, дидактические игры, подвижные игры по мотивам русских народных сказок, считалки помогут педагогам приобщить детей к ценностям народной культуры.

Методическое пособие рекомендовано для использования в ДОУ, в том числе и компенсирующего вид

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание сегодня – один из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессии, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. М.Монтессори писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям».

Представленные методические рекомендации – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за Родину.

Начинать работу по патриотическому воспитанию необходимо с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Целью данного сборника является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов

своего Отечества. В их основу положены следующие принципы

* Принцип личностно-ориентированного общения.В процессе игры дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

*Принцип тематического планирования материала.Он предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: семья, природа родного края, родной город, родная культура, родная страна.

* Принцип наглядности.Широкое представление наглядности: иллюстрации, фотографии.

* Принцип последовательности.Этот принцип предполагает дидактические игры для детей от простых к сложным, чтобы дети усваивали знания постепенно в определённой системе.

*Принцип занимательности.Дидактический материал интересен и увлекателен для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять игровые задачи, стремиться к достижению результата.

Дидактические игры, представленные в сборнике, связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России. Разработка игр по блокам способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями.

Блок «Семья».Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного общества. Дидактические игры, представленные в этом блоке, помогают детям закрепить знания о своём ближайшем окружении, семье. У детей воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления об именах, профессиях близких людей, о семейных историях и традициях.

Блок «Родной город».В процессе игры дети получат краеведческие знания о родном городе, районе, о его достопримечательностях, трудовой деятельности людей. Эти игры воспитывают гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

Блок «Родная природа».Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. Представленные игры помогают детям получить географические сведения о России, природе родного края, растениях, животном мире. С помощью этих игр воспитывается умение воспринимать красоту окружающего мира, желание больше узнать о родной природе.

Блок «Родная страна».В играх этого блока дети получают географические сведения о России, о государственных символах России: герб, флаг. Формируется осознание личной причастности к жизни Родины.

Блок «Родная культура».Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям русского народа. Игры этого блока помогут детям закрепить знания о русском народном творчестве: сказках, праздниках, обрядах, народно-прикладном искусстве. Играя, дети узнают о народном быте России: жилище, костюмы, посуда и т.д.

Представленные игры можно использовать как отдельные дидактические игры, и в разных видах деятельности: занятия, экскурсии, беседы и т.д.

В сборнике представлены также и варианты подвижных игр по мотивам русских народных сказок. Задача подвижных игр состоит не только в том, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в движении, но и в том, чтобы воспитать интерес и уважение к родной культуре. В данном сборнике представлены игры, которые можно проводить с небольшими группами детей, использовать их в разное время дня. Какая детская групповая игра может обойтись без считалочки. Считалка, это жанр устного народного творчества и возникла еще в древние времена. В методическом сборнике представлены также народные считалки, которые помогут не только перераспределить работу, выбрать ведущего, но и рифмо-ритмические тексты разовьют детскую память, юмор, чувство ритма, и умение находить компромиссы в социуме.

Почти для каждой игры, представленной в сборнике, даются варианты

упрощённого или усложнённого её проведения, соблюдается возрастная

градация. Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

БЛОК «СЕМЬЯ»

Дидактическая игра «Я и моя семья»

Цель.

Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Дидактический материал.

Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.

Вопросы – помощники:

— Он (она, они) какой (какая, какие)?

— Кто самый младший (старший) в твоей семье?

— Что вы делаете все вместе?

— Как ласково называет тебя мама? И т.д.

2 вариант.

Детям предлагаются плоскостные многоэтажные домики и схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра). Необходимо по словесной инструкции взрослого разместить членов семьи в доме.

3 вариант.

Детям раздаётся по одной карточке с родственниками. Карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по одной карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней. Если ребёнок ответил правильно, он оставляет карточку, если нет – возвращает её обратно.

Вопросы – помощники:

— Как я помогаю маме (бабушке и т.д.).

— Чем мама занимается дома?

— Кто дома готовит, стирает, гладит? И т.д.

4 вариант.

Ведущий берёт карточку со списком родственников. По очереди задаёт вопросы детям. Если тот, кто должен отвечать затрудняется, право ответа передаётся следующему игроку.

Вопросы – помощники.

— Кто такая внучка?

— Как называют брата отца?

— Кто такой дедушка? И т.д.

5 вариант.

Ведущий берёт семейные фотографии (например, бабушки, мамы и т.д.). Игроки по очереди называют имя, отчество, фамилию своих близких. Игра заканчивается, когда ведущий показал все семейные фотографии.

Дидактическая игра «Знаю все профессии»

Цель.

Закреплять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых ими. Развивать познавательный интерес к труду взрослых в детском саду. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Дидактический материал.

Фотографии сотрудников детского сада.Картинки с изображением профессий сотрудников детского сада, картинки с изображением инструментов труда.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Дети делятся на две команды.

Игроки первой команды получают конверты с фотографиями сотрудников детского сада. Каждый играющий должен рассказать о том, кто изображён на фотографии, не называя его специальность, чем занимается, что у него есть в кабинете, какие орудия труда. Игроки второй команды должны отгадать имя, отчество, профессию сотрудников детского сада.

2 вариант.

Дети получают комплекты: картинки с изображением профессий сотрудников детского сада и картинки с изображением инструментов труда. Игроки должны расположить картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов.

Вопрос – помощник:

— Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем?

БЛОК «РОДНОЙ ГОРОД»

Дидактическая игра „Кто трудится в родном городе?»

Цель.

Систематизировать и обобщать знания о профессиях родного города. Развивать умение различать профессии, находить на фотографии здание, где трудятся люди данной профессии. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Дидактический материал.

Фотографии социальных объектов города (школа, банк, почта, милиция, аптека, поликлиника, больница, магазин, детский сад, швейное ателье, шахта, вокзал), картинки с изображением инструментов труда, картинки с изображением представителей разных профессий.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребёнку предлагается картинка, на которой изображён представитель профессии, Ведущий показывает картинку с изображённым инструментом труда. Ребёнок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии и почему он соответствует.

2 вариант.

Играющие получают картинки с изображением представителей разных профессий. Ведущий показывает фотографии с изображением разных социальных объектов города. Игроки должны разместить свои картинки под соответствующей фотографией (найти социальный объект, где работает представитель данной профессии). При этом они называют профессию и социальный объект, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра “Волшебные ленты дорог»

Цель.

Развивать умение использовать имеющиеся знания о знакомых социальных объектах района родного города, его особенностях и достопримечательностях.

Дидактический материал.

Плоскостной макет микрорайона города, где изображены дороги, улицы, силуэты разных сооружений района (памятники, социальные объекты), фишки по количеству играющих, кубик.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Играют две команды или два игрока. Бросают кубик, продвигаясь вперёд, игроки должны определить, контур какого сооружения здесь изображён и где оно находится.

2 вариант.

Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребёнку предлагается макет улицы (Матросова или Лазо), на которую ему предстоит расположить здания, которые находятся на данной улице.

Словесная игра „Продолжи предложение»

Цель.

Закреплять знания о достопримечательностях города Анжеро-Судженска. Развивать связную речь, память.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Отвечать на поставленные вопросы. Соблюдать очерёдность в ответах на вопросы.

Ход игры.

Продолжи предложение:

* Наш город называется….

* Жителей нашего города называют….

* В краеведческом музее много…

* Главная площадь города носит название……

* В честь какого знаменитого космонавта названа одна из улиц нашего города….

* Я люблю свой город за то, что он…..

БЛОК «РОДНАЯ ПРИРОДА»

Игры с мнемотаблицами

Дидактическая игра «Кто, кто в нашем краю живёт?»

Цель.

Закрепить знания детей о животных, проживающих в Кемеровской области. Развивать логическое и образное мышление, совершенствовать связную речь при составлении рассказа. Воспитывать чувство любви к своему родному краю, бережное отношение к природе.

Дидактический материал.

Карта-схема Кемеровской области, картинки с представителями животного мира края, картинки с представителями животного мира не нашей местности; мнемотаблицы.

Игровые правила.

Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Детям предлагается выбрать из всех картинок только животных нашего края и разместить их на карту-схему, сопровождая рассказом.

2 вариант.

Воспитатель загадывает загадку о животном.

Ребенку предлагается выбрать объект (животное), составить мнемотаблицу по схеме (слева-направо, сверху-вниз) и рассказать о нём.

БЛОК «РОДНАЯ СТРАНА»

Дидактическая игра “Моя любовь — Россия»

Цель.

Закреплять у детей представление о России, как о родной стране. Воспитывать интерес к флоре растительному и животному миру, декоративно-прикладному искусству, фольклору России. Развивать связную речь, внимание.

Дидактический материал.

Игральная таблица, игральный кубик, разноцветные жетоны для оценки знаний, соответствующие баллам от 1 до 5, призы.

Игровые правила.

В игре могут участвовать от 2 до 10 игроков. Заранее оговаривается, сколько кругов им нужно будет пройти. Игроки по очереди кидают и передвигают кубик. Каждая тема обозначена на игральной таблице значком. Попав на определённый квадрат, игрок по условному знаку определяет тематику задания и выполняет его (отгадывает загадку, которую загадывает ведущий, отвечает на вопросы и т.п.). Ответы оцениваются жетонами – один правильный ответ – один жетон. Выигрывает тот, кто получил наибольшее количество жетонов.

Вопросы к игре.

Дикие животные

1. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

2. Серый, косматый, крадётся тенью.

По лесу бродит, глазами блестит,

Весь день он скучает, томится бездельем,

Зато тёмной ночью хищник не спит. (Волк)

3. Кошка пятнистая, маленький хвост

Вид неприветливый, полон угроз.

Спряталась в ветках над тропкой лесною.

Там, где зверушки идут к водопою.

Шорох услышит –

Готова к прыжку,

Плохо придётся

Любому зверьку. (Рысь)

4. Кто, подумайте ребята

За рога слывёт сохатым?

Длинноног он и красив,

Осторожен, боязлив.

Больше лошади он ростом,

Повстречаться с ним не просто,

Он врагов, хоть и большой,

В чаще прячется лесной,

Ветка хрустнет – побежит,

Оставляя след копыт. (Лось)

5. Рыл он землю пяточком у лесной дороги.

На копытах у него коротышки ноги,

Изо рта торчат клыки – лучше не встречаться,

Стадо водит за собой, кто он, догадался? (Кабан)

6. В небе ясная луна, пискнет мышка – здесь она.

Рыжий мех в ночи погас – подошёл охоты час,

Мышек ищет до утра, утром прятаться пора. (Лиса)

7. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

8. С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

9. Нам нужны иголки для шитья,

Кому нужны иголки для житья? (Ёж)

Фольклор

1. Назовите русскую народную сказку.

2. Назовите один из народов России.

3. Расскажите стихотворение о России (родном крае, городе и т.д.).

4. Спойте русскую народную песенку.

5. Назовите русские народные музыкальные инструменты.

6. Вспомните народную примету.

Народный костюм

1. Какую одежду в старину носили женщины на Руси?

2. Каким словом называли в старину современные брюки? (юбку, пиджак и т.д.).

3. Назовите старинную обувь.

4. Где в старину хранили одежду?

Народные промыслы

Загадки о народных игрушках.

1.Золотом и алым цветом

Это чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо -… (Хохлома)

2.По розанам и купава

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землёй.

Вот так удаль молодецкая!

Это роспись — …. (городецкая)

3.Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись? Это роспись — … (гжель)

4.Мы весёлые сестрицы,

Играть в прятки мастерицы!

Мы милы и круглолицы,

А платочки у нас – расписные,

А улыбки у нас – озорные! (Матрёшки)

5.Деревянные игрушки,

Да игрушки не простые-

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе.

А как нам это удаётся, играя, вы поймёте. ( Богородская)

6.Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя: — (Филимоновская) я!

Государственные символы

1. Назовите цвета российского флага.

2. Что изображено на российском гербе?

3. Что обозначает красный цвет флага? (синий, белый)

4. Назовите имя человека, изображённого на российском гербе.

Растительный мир

1. Назовите деревья, растущие в родном городе.

2. Назовите деревья, растущие в области.

3. Загадки о растениях.

БЛОК «РОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Дидактическая игра „Календарь листай – праздники запоминай!»

Цель.

Совершенствовать представления детей о календарно-обрядовых праздниках на Руси, об обычаях и атрибутике праздников. Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа.

Дидактический материал.

Календарь с отражением народных праздников (Новый год, Колядки, Рождество, Масленица, Пасха, Святой Валентин (Святой Трифон), Благовещенье (праздник птиц), Иван Купала, атрибуты к этим праздникам (плоскостные мелкие картинки).

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

Детям предлагается разместить атрибуты к праздникам на календаре, вставляя их в окошечко. Обосновать свой выбор.

Вопрос – помощник:

— Выберите из всех картинок тот предмет, который, по – вашему, относится к тому или иному празднику.

Дидактическая игра “Дом, дом, открой свою тайну!»

Цель.

Формировать представления о том, как жили на Руси в старину. Познакомить с крестьянской избой и домашней утварью в сравнении с современным жилищем и мебелью. Развивать речевую активность детей, логическое мышление. Побуждать делать элементарные выводы. Развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа.

Дидактический материал.

Макеты русской избы и современного жилища, плоскостные предметы старинной и современной мебели, разрезные картинки – старинная и современная мебель.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Перед детьми макеты современной комнаты и старинной избы. Детям предлагается расставить предметы мебели в соответствующее жилище. Дети рассматривают предметы мебели, называют, что это за предмет, для чего он, объясняют, куда его нужно поставить и почему.

2 вариант.

Детям предлагается составить мебель из разрезных картинок и рассказать о каждом предмете мебели.

Дидактическая игра «Подбери одежду для Иванушки и Алёнушки»

Цель.

Формировать представления о том, как одевались на Руси в старину. Познакомить с русским народным костюмом, его особенностями (будничная-праздничная, женский-мужской) в сравнении с современной одеждой. Воспитывать интерес к познанию русской культуры.

Дидактический материал.

Набор плоскостных кукол (мальчик, девочка), набор старинной одежды (сарафан, кокошник, кафтан, тулуп и т.д.), набор современной одежды (платье, кофта, юбка, брюки и т.д.), лента времени.

Игровые правила.

Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

Дети «путешествуют» по ленте времени и попадают в разные отрезки времени и наряжают кукол в соответствующий наряд (новые слова заносят в «Словарь старинных слов»)

Подвижные игры по мотивам русских народных сказок.

«Волк и семеро козлят» (младший дошкольный возраст)

Цель: Развивать скорость и ловкость.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается волк. Он находится за чертой (спит). Остальные игроки – козлята – прыгают, играют. Ведущий (исполняющий роль козы) говорит: «Козлятушки – ребятушки, есть хотите? Малыши отвечают: «Да, да, да!» Ведущий продолжает: «Ну, так к маме бегите!» «Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!» — объясняют козлята и бегут в свой домик. В это время волк просыпается и пытается поймать козлят.

«Догони Колобка» (младший дошкольный возраст)

Цель: Развивать ловкость, упражнять в прыжках.

Описание игры.

На полу в ряд раскладываются обручи. На одном конце этого ряда стоят дети, на другом – игрушка Колобок. Задача каждого ребёнка – добраться до Колобка, прыгая из обруча в обруч, и пригласить его в гости.

«Три медведя» (старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать внимание и скорость.

Описание игры.

Дети по считалке выбирают трёх водящих – это медведи. На игровой площадке обозначается круг – это дом трёх медведей. Играющие ходят по площадке, наблюдая за домом. Медведи ждут удобного случая, выбегают неожиданно на площадку, догоняют играющих. Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руку и уводят его в дом. Игра продолжается до тех пор, пока медведи не поймают всех играющих.

«Кошкин дом» (старший дошкольный возраст)

Цель: Упражнять в лазании по гимнастической лесенке.

Описание игры.

Дети изображают разных героев сказки «Кошкин дом». По сигналу «Кошкин дом горит!» бегут к гимнастической стенке, влезают по очереди вверх, имитируют тушение пожара, спускаются вниз. Игру можно проводить как соревнование команд.

«По щучьему велению….» (старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать внимание, реакцию, координацию движений.

Описание игры.

Дети располагаются на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. В центре круга находится водящий – Емеля. Он вращает по кругу (на уровне земли) «дочку» грузом на конце (например, мешочек с песком). Играющие внимательно следят за его движением и приприближении грузаподпрыгивают на месте вверх, чтобы верёвочка не коснулась ног. Тот, кто не успел увернуться от «удочки», становится Щукой и выполняет задание – что пожелает Емеля.

«Репка» (старший дошкольный возраст)

Цель: Упражнять в беге. Развивать ловкость и внимание.

Описание игры.

Количество участников по числу персонажей сказки. Можно сделать две команды. Эстафету начинает «репка», по сигналу она двигается к той стороне площадки. Где лежит обруч. Добежав, продевает обруч через себя, кладёт его на место и бежит за следующим участником – «дедом». Теперь они бегут к обручу вдвоём, взявшись за руки, и вдвоём пролезают сквозь обруч. Затем тоже повторяется с остальными героями.

Важно – рук не разрывать! Когда соберутся все игроки, они надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Репка» берёт обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту.

«Волшебный лес» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)

(младший дошкольный возраст)

Цель: Развивать воображение, внимание.

Описание игры.

Дети стоят свободно на площадке. Ведущий говорит слова:

«Волшебный лес расступись,

Фигура мышки покажись».

По очереди называются все герои сказки – заяц, лиса, лягушка, муха, медведь, ёж.

Играющие изображают сказочных героев движением, мимикой. По окончании проводится хоровод «Стоит в поле теремок».

«Стрельба из лука» (по мотивам сказки «Царевна лягушка»)

(старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать меткость, координацию.

Описание игры.

Выбирается Иван-царевич, у него в руках мяч. Остальные игроки стоят на противоположной стороне площадки. «Иван-царевич» бросает мяч в игроков, стараясь их задеть. Тот, кого задели мячом, становится «Царевной-лягушкой». По правилам игры, «Царевна-лягушка», выбывает из игры. Она надевает «корону», превращаясь в царевну, и становится на «кочку» — массажный коврик, при этом она должна сохранить правильную осанку.

Ведущий меняется несколько раз.

«Баба Яга» (старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать скорость, выносливость, ловкость.

Описание игры.

Дети делятся на две команды. В качестве ступы – ведро. А в качестве метлы – гимнастическая палка. Участник встают одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой держит палку. В таком положении нужно пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему участнику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание гражданина начинается с воспитания чувств, положительных эмоций, через приобщение к культуре своего народа. Привязанность к детскому саду, родной улице, к семье – есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство- чувство любви к своему Отечеству. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуются дети, о чем они спрашивают.

Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение ввести маленького человека в мир малой и большой Родины не «беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины». [ В.А. Сухомлинский]

Предлагаемые авторские дидактические игры связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране – России, её прошлом и настоящем. Представленные игры можно использовать как самостоятельные, так и включать их как часть занятий, экскурсий, бесед, развлечений. Данные игры помогли найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, представить на базе каких чувств эта любовь может сформироваться. В результате систематической работы с детьми, мы увидели в них ниточку привязанности по отношению к Родине, ответственности, сопереживания. Ведь это так важно, быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Дети стали более раскрепощенные, научились эмоционально передавать (в беседах, продуктивных видах деятельности, сюжетных играх)

свои чувства, переживания, эстетические видения малой и большой Родины. Но самое важное произошло приобщение детей к наследию, традициям своего народа. Посредством игр был заложен фундамент, который в дальнейшем станет прочной основой для воспитания достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации